Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (493) | 24 февраля 2014г.
 

Дела Решухина

Конкурсного управляющего ОАО «Цветущие сады» впору менять

ИА «Центр-Инфо»

12 февраля прошло собрание кредиторов ОАО «Цветущие сады» (ЦС). По итогам мероприятия мнение, что конкурсный управляющий ЦС Константин РЕШУХИН малоэффективен на своей должности, только усилилось. В частности, вместо внятного озвучивания кредиторам отчета о ходе конкурсного производства Решухин большую часть времени посвятил тому, что пытался удалить с собрания корреспондента ОАЕ «Хронограф». Логично, что эти намерения в отсутствие у Решухина законных оснований препятствовать работе СМИ потерпели неудачу. Быть может, Решухин опасается показаться наблюдателям некомпетентным либо ему есть что скрывать от общественности, чтобы не давать лишних поводов для ходатайств о его отстранении? Разворачивающиеся вокруг ЦС события показывают, что подтверждение могут найти обе версии.

Пальцем в небо

11 февраля в самарскую редакцию ОАЕ «Хронограф» поступило письмо за подписью директора ООО «Волгаэнергосервис» (ВЭС). ВЭС, являющееся крупнейшим кредитором ЦС (сумма требований 100 млн р.), предложило редакции прислать своего сотрудника на собрание кредиторов должника, назначенное на 12 февраля, для освещения данного мероприятия. В указанный день сотрудник «Хронографа» прибыл на место проведения собрания, чтобы заслушать отчет конкурсного управляющего Константина Решухина и создать объективное представление о причинах, по которым требования кредиторов ЦС до сих пор (банкротство тянется уже без малого 4 года) остаются неудовлетворенными.

Поведение Решухина вызвало неприятное удивление. Узнав, что на собрании в качестве слушателя присутствует представитель «Хронографа», Решухин стал требовать, чтобы корреспондент покинул мероприятие. В качестве обоснования своего требования Решухин зачем-то потрясал книжечкой с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» На справедливое замечание корреспондента, что в упомянутом ФЗ не содержится ни одного слова о том, что представителям СМИ запрещено находиться на собрании кредиторов должника и вести письменное и аудиопротоколирование происходящего, Решухин не нашел что ответить. Тогда конкурсный управляющий предложил корреспонденту «Хронографа» показать доверенность на участие в собрании, выданную ВЭС. Это предложение выглядело и вовсе нелепо, т.к. об участии в собрании представителя редакции, а тем более от имени ВЭС, речи не шло. Корреспондент доходчиво объяснил Решухину, что находится на собрании как наблюдатель по приглашению основного кредитора ВЭС для написания репортажа о данном мероприятии и, по возможности, получения комментариев у представителей кредиторов. Решухин почему-то отказывался принимать эти доводы, но в итоге все же вынужден был оставить попытки удалить корреспондента с собрания, видимо, догадавшись, что законных оснований на то у него нет. Любопытно, что все предложения сотрудника редакции ознакомиться с его служебным удостоверением и письмом с приглашением от ВЭС Решухин оставил без внимания. Похоже, позиция управляющего свелась к тому, чтобы считать корреспондента просто случайно проходившим мимо неизвестным человеком.

Между тем время, которое Решухин растратил на необоснованные требования к представителю редакции, конкурсный управляющий мог бы использовать более эффективно. Например, на громкое и четкое зачитывание своего отчета о ходе процедуры конкурсного производства, как было запланировано заранее. Вместо этого все видимые действия Решухина по теме собрания заключались в обмене тихими фразами с представителями ОАО «Сбербанк России» и министерства имущественных отношений Самарской обл. и демонстрации им неких документов. Вероятно, таким странным образом кредитор и собственник ЦС были ознакомлены с материалами собрания. Как показалось, их подход Решухина к ведению мероприятия вполне устраивал. Интересно другое: почему Решухин так отчаянно протестовал против присутствия прессы?

Игра на понижение

Ответ на этот вопрос еще предстоит поискать. А пока можно порассуждать о том, что тому же Сбербанку следовало бы несколько иначе оценить принципы реализации Решухиным полномочий конкурсного управляющего ЦС. Известно, что главной задачей управляющего является продажа имущества, входящего в конкурсную массу банкрота, на публичных торгах по максимально возможной цене в целях удовлетворения требований кредиторов в полном объеме за счет вырученных денежных средств. В конкурсной массе ЦС два основных актива, принадлежащих должнику. Это тепличный комплекс, в котором до сих пор выращивают уникальные сорта цветов и растений, и 30 автобусов МАЗ 2008 г. выпуска. Начнем с автобусов. Эти абсолютно новые транспортные средства были закуплены ЦС несколько лет назад с помощью кредита в размере 90 млн р., взятого в Сбербанке. Сумма требований банка к ЦС примерно такая же. Однако вместо того, чтобы выставить каждый из автобусов на торги отдельным лотом по начальной цене, близкой к цене их приобретения, Решухин по неизвестным причинам уже трижды пытался продать все автобусы одним лотом. В последний раз лот мог уйти всего за 16,87 млн р. или примерно по 562 тыс. р. за единицу. Кажется, Решу хину повезло, что никто не купил автобусы на таких условиях, ведь если бы он продал лот всего за 17 млн р., то залоговый кредитор в лице Сбербанка не получил бы даже 20% от общей суммы своих требований. А это уже могло бы послужить основанием для отстранения Решухина от должности как не предпринявшего всех возможных мер для удовлетворения требований залогового кредитора полном объеме. Меры-то на деле очень простые: продавая автобусы по отдельности, выручить за каждый исправный из них (коих большинство) гораздо большую сумму. Но такой вариант, видимо, не слишком подходит Решухину.

Впрочем, Сбербанк еще имеет возможность выправить положение. Для этого нужно добиваться отстранения Решухина. Именно так, как сегодня это делает ВЭС (4 марта в ФАС Поволжского округа будет рассмотрена жалоба ВЭС на неисполнение Решухиным возложенных на него обязанностей и ходатайство об отстранении Решухина от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ЦС). ВЭС, судя по всему, первым пришло к выводу, что действия Решухина не приведут к удовлетворению требований ни одного из кредиторов.

Аргументы в пользу такого вывода более чем весомы. К настоящему моменту принадлежащий ЦС и входящий в конкурсную массу тепличный комплекс уже несколько месяцев не отапливается, что ставит на грань гибели культуры, выращиваемые в комплексе силами арендатора его площадей. Кроме того, из-за отсутствия отопления в условиях сильных морозов ветшает сам комплекс. А Решухин, видимо, не предпринимает никаких действий для заключения договора на теплоснабжение. Так, в январе 2014 г. прокуратура Кировского р-на г. Самары установила, что договор на теплоснабжение тепличного комплекса с ЦС не заключался, т. к. ЦС не обращалось в ГБУ СО НИИ «Жигулевские сады» (балансодержатель отапливающей ЦС котельной) с просьбой о заключении договора на теплоснабжение в отопительный сезон 2013-2014 гг. Также прокуратурой было установлено, что «вопрос по обеспечению тепла в помещении теплиц лежит на собственнике ОАО «Цветущие сады», т.е. министерстве имущественных отношений.

Однако кое-кто в минимуществе, похоже, настолько серьезно попал под влияние Решухина, что даже не замечает, как тепличный комплекс в период его конкурсного управления приходит в упадок (см. «Хронограф» № 1(488) от 20.01.14). Нелишним для Минимущества в сложившейся ситуации станет принятие мер по заключению договора теплоснабжения комплекса.

Ибо Решухин, зная о нюансе, на который указала прокуратура, может рассчитывать воспользоваться им сполна и уйти от ответственности за текущее «размороженное» состояние комплекса.

Не взыщи

Кстати, минимуществу во главе с Юлией Степновой, судя по его комментариям, очень радеющему за реализацию своего субъективного права на получение доходов от деятельности ЦС и части имущества должника, оставшегося после погашения требований кредиторов, для объективности восприятия следовало бы обратить внимание на сведения, опубликованные в феврале одним из самарских СМИ. Речь в статье шла о том, как банк «Российский капитал» потребовал взыскать долги обанкроченного ООО «Лука-Авто» не с кого-нибудь, а именно с Решухина. «Основным источником погашения долгов «Луки-Авто» должна была стать продажа недостроя с торгов, -поясняет издание. — Первоначально офисный центр пытались продать за 220 млн р., однако, так и не найдя покупателей, управляющий компанией Константин Решухин пошел на существенное снижение цены. В итоге весной прошлого года объект был продан за 106,8 млн р... К концу 2013 г. банкротство в «Лука-Авто» завершилось. Этим финалом оказался недоволен «Российский капитал», который в результате не вернул ни копейки. «Роскап» в апелляционном суде сейчас оспаривает определение о завершении конкурсного производства. Кроме того, банк инициировал процесс взыскания 93,5 млн р. с конкурсного управляющего Константина Решухина и отстранения его от должности».

Помимо пожелания удачи «Роскапу» во взыскании с Решухина можно сделать некоторые прогнозы относительно того, как будут развиваться события в случае, если Решухина не удастся отстранить от должности конкурсного управляющего ЦС. Сегодня стартовая цена продажи с торгов тепличного комплекса ЦС при условии, что он отапливается и в нем продолжается экономически выгодный производственный процесс, может достигать порядка 200-250 млн р. Если комплекс будет реализован по такой цене, то этого с лихвой хватит для удовлетворения требований всех кредиторов и бонуса минимуществу. Предположим, что растения и цветы в теплице из-за пассивности Решухина гибнут, а промерзшая почва утрачивает свои плодородные свойства. Здание комплекса вместе со всей инфраструктурой после прекращения производства продолжает ветшать. Кому при подобном раскладе будет нужен такой комплекс даже за в разы меньшие деньги, большой вопрос. Допустим, некая структура приобретет его в интересах Минимущества. Однако о получении доходов от деятельности пусть возвращенной в собственность из конкурсной массы, но полуразрушенной и непригодной для выращивания цветочных культур теплицы минимуществу в таком случае придется забыть. Вряд ли министерству стоит пренебрегать таким прогнозом.

Если же говорить о реакции на вероятность наступления описанного исхода процедуры банкротства со стороны кредиторов ЦС, то они по опыту «Роскапа» сегодня могут сделать следующие упреждающие шаги. Во-первых, сославшись на непринятие Решухиным мер по предотвращению снижения объективной стоимости конкурсной массы (которая падает с каждым днем пребывания теплицы без тепла), добиваться его отстранения от должности конкурсного управляющего. Во-вторых, почему бы тому же Сбербанку не попытаться взыскать с Решухина ту часть требований, которую этому конкурсному управляющему точно не удастся удовлетворить?