Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (492) | 17 февраля 2014г.
 

Остались крохи

ФАУГИ пытается отсудить у обанкротившегося Волготанкера хотя бы причалы

Татьяна Федорова

18 февраля в апелляционной инстанции арбитражного суда будет рассмотрена жалоба ТУ ФАУГИ в Самарской обл. на решение первой инстанции о передаче в собственность ОАО «Волготанкер» пяти причалов. Речь об объектах, расположенных в пос. Сухая Самарка. В планах правительства Самарской обл. сохраняется перспектива переноса речпорта. В этой связи появление стороннего претендента на эти причалы может осложнить планы по переносу речпорта из Самары.

29 ноября 2013 г. Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение по заявлению ОАО «Волготанкер» к Росреестру и ТУ ФАУГИ. Компания добилась установить в суде факт «добросовестного, открытого непрерывного владения имуществом как своим собственным». Иск касался причалов, три из них расположены в п. Сухая Самарка, а еще два — на острове Коровий в Куйбышевском р-не. Волготанкер в исковом заявлении указал, что хозяйственным способом в 1993-1994 гг. создал объекты недвижимого имущества. Они учитываются на балансе и используются в основной производственной деятельности ОАО ВНП «Волготанкер», которое несет бремя содержания данного имущества. Как сказано в материалах дела: «объекты недвижимости находятся в работоспособном состоянии, дефектов и повреждений, снижающих прочность, устойчивость и жесткость в несущих и ограждающих конструкциях сооружения, не обнаружено. Объекты недвижимости учитываются на его балансе как объекты, принадлежащие на праве собственности».

Рассмотрев материалы дела, первая инстанция пришла к выводу, что Волготанкер имеет возможность закрепить за собой право собственности. Однако ФАУГИ намерено обжаловать данное решение. Не исключено, что это связано с планами правительства Самарской обл. переноса речного порта к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 г. После вынесенного решения от ТУ ФАУГИ последовал иск к Волготанкеру об обязании ответчика возвратить 4 объекта государственного имущества производственного назначения (служебно-вспомогательный флот): НС-4, НС-6, НС-11, НС-12. Суда должны быть переданы в ведение ТУ ФАУГИ в пункт отстоя судов г. Самары. Также в иске содержится требование о взыскании задолженности по арендной плате в размере 893 тыс.р. в пользу федерального бюджета,

взыскании неустойки за просрочку платежей по арендной плате в размере 5,76 млн р.

Между департаментом управления государственным имуществом администрации Самарской обл. и ОАО «Волготанкер» в 2003 г. был заключен договор аренды имущества на неопределенный срок в отношении 10 единиц служебно-вспомогательного флота. Сторонами подписан акт приема-сдачи в аренду имущества. В 2008 г. ТУ ФАУГИ уведомило об отказе от договора аренды, а также о необходимости передать федеральное имущество по акту приема-передачи собственнику. Однако суда возвращены не были.

Представители Волготанкера сообщили, что непереданные объекты находятся в пунктах отстоя судов: г. Астрахань, пл. Нефтяников; г. Ярославль, пос. Нефтебазы, 108; Республика Татарстан, Камско-Устинский р-н, затон им. Куйбышева. При этом Волготанкер не только не возражал, но и неоднократно обращался к ТУ ФАУГИ с требованием принять имущество из аренды в пунктах отстоя судов, являющихся портами их приписки.

В результате суд вынес решение: «Требования истца о передаче судов в г. Самаре не могут быть удовлетворены, поскольку арендованное имущество является имуществом специального назначения, необходимым для ликвидации возможных последствий в случае аварий на внутренних водных путях, связанных с разливом нефти, и его расположение отвечает требованиям безопасности акватории Волжского бассейна».

Кроме того, как установлено судом и следует из классификационных свидетельств, суда не имеют соответствующего класса для нахождения на территории Саратовского водохранилища, т.е. в принципе не могут быть перемещены за пределы установленного района плавания и прибыть в Самарскую обл. В результате в удовлетворении требований ТУ ФАУГИ было отказано.

Напомним, что Волготанкер был признан банкротом еще весной 2008 г. С 2009 г. конкурсный управляющий компании Александр Волжанин начал распродажу его активов. Помимо танкерного флота в конкурсную массу пароходства вошли акции дочерних предприятий, которые формировали ремонтно-производственную базу Волготанкера. На данный момент на балансе компании фактически не осталось ликвидных производственно-ремонтных активов.

Активы Рыбинского судостроительного завода Волготанкера перешли к ООО «Верфь братьев Нобель». В мае 2011 г. директором «Верфи» стал экс-менеджер ОАО «Волготанкер» Виктор Дмитриев. В начале 2010г. владельцев сменила ремонтная база Волготанкера на Сухой Самарке, оператором которой выступало ЗАО «Нефтефлот». ЗАО «Нефтефлот» было зарегистрировано в 1996 г. Компания специализируется на ремонте нефтеналивного, сухогрузного и пассажирского флота. Ранее 99,5% его акций принадлежало Волготанкеру. После объявления последнего банкротом пакет акций Нефтефлота был выставлен на торги. В феврале прошлого года собственником этого пакета акций стало ООО «Практик», принадлежащее Сергею Фофанову и Ивану Чеховских.

Основным активом Нефтефлота является право водопользования участком акватории Саратовского водохранилища в районе Сухой Самарки (акватория вдоль Куйбышевского р-на Самары). ООО «Практик» близко к бывшим менеджерам Группы «СОК», которые контролируют также судоходную компанию ООО «Волготранс», консолидировавшую у себя порядка 50 танкеров Волготанкера.

В 2010 г. из конкурсной массы ОАО «Волготанкер» были выведены 11% акций ОАО «Судостроительный завод им. III Интернационала». Предприятие располагалось в Астрахани. В июле 2011 г. были проданы 99,5% акций ЗАО «Благовещенская ремонтная база». Победителем стало московское ЗАО «Корпорация национальных стеклопластиков». В конце 2012 г. владельцев сменил последний производственный ликвидный актив Волготанкера — астраханский природоохранный комплекс «ЭКО+», специализирующийся на зачистке судов и береговых хранилищ от нефтяных остатков.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.