Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (492) | 17 февраля 2014г.
 

Хроническая убыточность

Самараоблавтотранс не оправдал ожиданий

Татьяна Федорова

6 февраля Счетная палата Самарской обл. (СПСО) раскрыла информацию о проверке ОАО «Самараоблавтотранс» (COAT). Деятельность ОАО COAT на протяжении всего проверяемого периода была убыточной. Сумма убытка в 2011 г. составила 27,05 млн р., в 2012 г. — 52,1 млн р., за 9 мес. 2013 г. — 6,3 млн р. На данный момент предприятие практически прекратило производственную деятельность.

COAT было создано в 2002 г. в целях повышения качества обслуживания пассажиров на внутриобластных автобусных линиях. На 1 октября 2013 г. уставный капитал составил 890 млн р. и был разделен на 2 967 376 обыкновенных именных акций, из которых 99,99835% принадлежит Самарской обл. В 2010-2011 гг. ОАО COAT оказалось учредителем ряда дочерних обществ. В ООО «Самараоблавтотранс» оно было единственным учредителем, в ОАО «Эйр Самара» контролировало 99,95% акций, в ООО «Центральный автовокзал г. Тольятти» -51%. По этому поводу в материалах проверки сказано: «Создание компаний не способствовало решению экономических, финансовых, производственных и корпоративных задач, поскольку по истечении 2,5 лет они так и не приступили к осуществлению финансово-хозяйственной деятельности». Первоначальный взнос в уставный капитал ООО «Самараоблавтотранс» в размере 10 тыс. р. до настоящего времени не перечислен. Инвестиции в уставный капитал ОАО «Эйр Самара» в сумме 100 млн р. были произведены за счет средств облбюджета на оснащение авиационного парка воздушными судами. При этом финансовые вложения в ОАО «Эйр Самара» осуществлены только 27 декабря 2011 г. В течение года указанные средства неоднократно размещались COAT на депозитных счетах в коммерческих банках с целью получения дохода.

Из материалов проверки также следует: «Не обеспечен контроль за эффективностью и целевым использованием ОАО «Эйр Самара» полученных инвестиций в части направления их на мероприятия по оснащению авиационных перевозок в Самарской обл.

Счетная палата проверила еще одно предприятие, подконтрольное министру имущественных отношений Юлии Степновой
Счетная палата проверила еще одно предприятие, подконтрольное министру имущественных отношений Юлии Степновой

Использование в 2011-2013 гг. ОАО «Эйр Самара» бюджетных средств на текущие нужды и для размещения на счетах в коммерческих банках с целью получения дохода свидетельствует о потере целевой направленности бюджетных инвестиций в сумме 100 млн р.». При этом со стороны ОАО «Эйр Самара» выполнение мероприятий по приобретению воздушных судов затянулось вплоть до 2014 г. Это, по мнению СПСО, могло повлечь финансовые риски, видимо, связанные с захватом данного сегмента рынка другими перевозчиками.

В период 2003-2010 гг. в порядке приватизации в уставный капитал СОАТ было внесено помещение здания автовокзала общей площадью 103,3 кв. м, расположенное в Нефтегорске, а также 182 автобуса. Общая стоимость переданного имущества 117,1 млн р. Однако помещения не использовались, на момент проведения проверки здание автовокзала было закрыто и опечатано. За период 2011-2012 гг. и 9 месяцев 2013 г. транспортный парк COAT сократился почти в 3 раза. В результате количество маршрутов сократилось в 28 раз, а сегмент рынка регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам был утрачен в пользу других коммерческих перевозчиков.

В 2011 г. произведено списание 28 автобусов общей стоимостью 11,5 млн р. Причем установлены факты списания пригодного к эксплуатации автотранспорта.

Списанный транспорт на арендуемой COAT территории отсутствует, документы, подтверждающие его утилизацию или сдачу в металлолом, в ходе проверки не представлены. Как указано в отчете СПСО: «Определить местонахождение списанного имущества невозможно. Представленные договоры на поставку лома и отходов черных металлов не подтверждают, что предметом договоров являются списанные транспортные средства. В результате ущерб оценен на сумму не менее 1,3 млн р.».

Выручка от оказания услуг по перевозке пассажиров сократилась в 2012 г. по сравнению с 2011 г. более чемв 10разисоставила2,6млнр. За 9 месяцев 2013 г. от пассажирских перевозок получена всего 181 тыс. р. При этом отмечается рост расходов. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. расходы увеличились почти на 10% и составили 71,1 млн р. За 9 мес. 2013 г. расходы составили 11,3 млн р.

Кроме того, как установила СПСО, расходы осуществлялись с нарушением законодательства. Так, в бухгалтерском учете числится задолженность ООО «Клиникал Медикал Сервис» в сумме 500 тыс. р. При этом документы, подтверждающие факт совершения сделки в ходе контрольного мероприятия (предрейсовый медосмотр водителей) не представлены. Как написано в материалах проверки: «В целом результаты деятельности COAT свидетельствуют о неэффективности менеджмента как со стороны его руководства, так и со стороны представителей Самарской обл. в органах управления общества».

Вопрос целесообразности дальнейшего функционирования COAT поднимался СПСО перед правительством еще в 2007 г. Попытки правительства Самарской обл. реанимировать COAT не принесли результатов, поскольку производственная деятельность практически прекратилась. Результаты проверки COAT направлены в профильные министерства, в службу государственного финансового контроля Самарской обл., а также губернатору и в прокуратуру Самарской обл.