Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (491) | 10 февраля 2014г.
 

Играют с огнем

АВТОВАЗ оказался в шаге от старта процедуры банкротства

Илья Ширтанов

30 января в Арбитражном суде Самарской обл. было зарегистрировано очередное заявление ООО «Инвестиционная компания «Развитие» (ИК «Развитие») о признании банкротом ОАО «АВТОВАЗ». Сумма, которую АВТОВАЗ задолжал ИК «Развитие», незначительна — порядка 1,5 млн р. Однако следует ожидать, что, в случае если в отношении АВТОВАЗа все же будет возбуждена процедура наблюдения, к процессу подключатся и другие кредиторы. Тогда сумма требований возрастет многократно.

Первое аналогичное заявление ИК «Развитие», поступившее в суд осенью 2013 г., было оставлено без рассмотрения. Судом было выяснено, что параллельно развивался судебный процесс о взыскании денежных средств с АВТОВАЗа в пользу ИК «Развитие». У ИК «Развитие» имелся уже вступивший в силу судебный акт по делу № А55-16220/2012, подтверждающий право требования с АВТОВАЗа 1,5 млн р. Тем не менее АВТОВАЗ обратился с жалобой в суд кассационной инстанции, которая приостановила исполнение ранее вынесенных актов.

Факт появления у ИК «Развитие» права требования денежных средств с АВТОВАЗа подробно описан в деле № А55-16220/2012. Как говорится в документах суда, АВТОВАЗ сформировал долг перед ОАО «ИжАвто». Впоследствии «ИжАвто» было признано банкротом. В процессе конкурсного производства имущество «ИжАвто» было выставлено на продажу. Роль покупателя дебиторской задолженности АВТОВАЗа исполнило московское ООО «МежрегионИнвест».

Данные о «МежрегионИнвесте» были внесены в ЕГРЮЛ 7 февраля 2012 г. А уже 14 февраля 2012 г. между сторонами был заключен соответствующий договор цессии, в результате чего «МежрегионИнвест» получило право требования денежных средств с АВТОВАЗа. Буквально через две недели, а именно 2 марта 2012 г., «МежрегионИнвест» по договору уступки передало право требования задолженности с АВТОВАЗа организации ИК «Развитие».

Эти события дают повод полагать, что «МежрегионИнвест» создавалось именно для проведения указанных сделок. Скорее всего, физлицо, на которое было оформлено «МежрегионИнвест», несло лишь формальные функции по подписанию документов. По данным ЕГРЮЛ, генеральным директором и единственным учредителем «МежрегионИнвеста» является Ирина Кондрова. Никаких иных фирм, по данным ЕГРЮЛ, за Кондровой больше не числится. Фигура же бенефициара ИК «Развитие» куда более примечательна. Данные ЕГРЮЛ говорят о том, что владеет компанией Олег Михеев. Он же занимает должность генерального директора ИК «Развитие». По полученным из ЕГРЮЛ данным можно судить о том, что Михеев причастен к созданию и других фирм, как, например, ООО «Инвестиционная Промышленная Компания «Развитие».

Особое внимание привлекает то, что в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) Михеев фигурирует в качестве арбитражного управляющего — члена НП «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» (МСОПАУ).

Выходит, Олег Михеев не только знаком с процедурой банкротства, но и профессионально занимается ведением дел о несостоятельности. Ярким примером может служить ситуация, когда Олег Михеев сумел продать дебиторскую задолженность банкрота ООО «Юридическая компания «Юс Цивиле Групп» в размере 44 млн р. за 39,6 тыс. р. Поданным ЕФРСБ, в настоящее время Михеев выполняет обязанности конкурсного управляющего ЗАО «Ренессанс технолоджи» и нескольких других организаций.

Однако не стоит забывать и о том, кто продавал дебиторскую задолженность завода «ИжАвто». Конкурсное производство «ИжАвто», по данным ЕФРСБ, курировал Михаил Котов. Последний также участвовал в роли арбитражного управляющего в делах о банкротстве ЗАО «РЕНОВА-девелопмент», ОАО «Авиакомпания «Москва», ОАО «206 бронетанковый ремонтный завод» и многих других организаций.

Стоит полагать, что сделка «ИжАвто» с «МежрегионИнвестом» не была случайной. Вероятно, изначально планировалось, что право требования денежных средств с АВТОВАЗа должно было попасть к Михееву. Считать, что ИК «Развитие» выкупила дебиторскую задолженность только для того, чтобы впоследствии истребовать с АВТОВАЗа 1,5 млн р., было бы нелогично. Расценивать действия ИК «Развитие» как некую пиар-кампанию также, наверное, не имеет смысла. В то же время прогноз о том, что ИК «Развитие» удастся добиться признания АВТОВАЗа, выглядит довольно призрачно.

Тем не менее не стоит забывать, что у АВТОВАЗа немало кредиторов, в т.ч. и среди поставщиков. Схема расчетов с контрагентами на АВТОВАЗе выстроена таким образом, что иногда партнеру приходится ожидать оплаты длительное время. Недовольство в форме открытого протеста, скорее всего, исключено, поскольку многие поставщики автокомплектующих полностью зависят от АВТОВАЗа.

Однако, когда дело о банкротстве получит свое развитие, не стоит сомневаться, что контрагенты потянутся в суд с заявлениями о включении в реестр кредиторов. Насколько критичной может оказаться общая сумма требований для АВТОВАЗа, на данный момент сказать сложно.

27 января 2014 г. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа вынес постановление, которым АВТОВАЗ фактически признан должником по отношению к ИК «Развитие». Получается, что юридическая служба АВТОВАЗа оказалась не в состоянии изменить планы ИК «Развитие». Таким образом, у ИК «Развитие» появился реальный шанс добиться возбуждения дела о банкротстве АВТОВАЗа.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- В арбитражном суде в соответствии с АПК РФ продолжаются судебные разбирательства по хозяйственному спору между ООО «Инвестиционная компания «Развитие», г. Москва, и ОАО «АВТОВАЗ» о взыскании задолженности в сумме 1 500 859, 80 р. по договору поставки сборочных комплектов автомобилей LADA. Заявление ООО «Инвестиционная компания «Развитие» от 12 ноября 2013 г. о признании ОАО «АВТОВАЗ» несостоятельным (банкротом) определением от 27 декабря 2013 г. Арбитражного суда Самарской обл. оставлено без рассмотрения. ООО «Инвестиционная компания «Развитие», необоснованно повторно обратилось в суд о признании ОАО «АВТОВАЗ» несостоятельным (банкротом) вместо предъявления исполнительного листа ко взысканию в установленном законом порядке для получения указанной выше суммы. Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2013 г. удовлетворено ходатайство ОАО «АВТОВАЗ» о приостановлении исполнения судебных актов до дня рассмотрения кассационной жалобы заявителя по существу. Кассационная инстанция постановлением от 29 января 2014 г. оставила принятые судебные акты без изменения. ОАО «АВТОВАЗ» является добросовестным субъектом гражданских правоотношений и всегда действует в рамках закона, в связи с чем заявляет, что исполнительный лист, выданный по решению суда, при его предъявлении ко взысканию в установленном законом порядке будет исполнен в полном объеме.