Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (491) | 10 февраля 2014г.
 

Скрытые мотивы

Развитие муниципальных предприятий может привести в Тольятти к переделу рынков

Илья Ширтанов

30 января мэрия г.о. Тольятти раскрыла информацию о результатах проведенного конкурса по определению оператора муниципальных ярмарок. Единственным претендентом на эту роль в очередной раз оказалось МП г.о. Тольятти рынок «Кунеевский». Становится все более очевидным, что с определенного времени мэрия стала активно лоббировать интересы муниципальных предприятий. Многие наблюдатели полагают, что подобная практика находит поддержку со стороны Александра ТАРАСОВА — советника мэра Тольятти.

Увеличение доли присутствия муниципальных предприятий в различных сегментах бизнеса Тольятти стало наблюдаться с 2012 г., т. е. после того, как в тольяттинскую мэрию пришла новая команда управленцев. Коснулось это и «Кунеевского». Если опираться на данные министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. (МЭРИТ), в течение 2012-2013 гг. порядка 10 ярмарочных мест в городе было предоставлено «Кунеевскому» для осуществления торговой деятельности. При этом до 2012 г. «Кунеевский» не специализировался на ярмарочной торговле. Более того, в 2011 г. при мэре Анатолии Пушкове ставился вопрос о прекращении деятельности самого МП. Принимая во внимание нынешнюю ситуацию, становится очевидным, что учредитель «Кунеевского», т. е. мэрия Тольятти в нынешнем составе, заинтересован в экспансии этого МП на территории города.

9 января 2014 г. МЭРИТ Самарской обл. раскрыло на своем сайте обновленный реестр ярмарок, функционирующих на территории региона. По части муниципальных ярмарочных площадок оператор на тот момент еще не был определен, но «Кунеевский» уже присутствовал в этом списке. Тем не менее не вызывало сомнений, что «Кунеевский» в скором времени будет внесен и в другие пустовавшие на тот момент графы реестра. Это предположение полностью подтвердилось 28 января, когда никто, кроме «Кунеевского», даже не пожелал побороться за право стать оператором муниципальных ярмарок. «С единственным участником заключены договоры на организацию и проведение ярмарок», — сообщило управление потребительского рынка мэрии Тольятти. Привилегированные условия для одного игрока могут создавать негативную ситуацию для остальных участников рынка. Между тем мэр Тольятти Сергей Андреев пояснил: «За период осуществления деятельности ярмарок на территории г.о. Тольятти на получение права оператора ярмарок, деятельность на которых осуществляет МП г.о. Тольятти Рынок «Кунеевский», претендентов не было». Однако это нельзя однозначно расценивать как пассивность тольяттинских предпринимателей.

Рынок «Кунеевский» с подачи чиновников может существенно расширить не только территории, но и методы заработка
Рынок «Кунеевский» с подачи чиновников может существенно расширить не только территории, но и методы заработка

Не исключено, что доступ мог быть ограничен, как говорится, негласным путем. Но обратимся вновь к официальным источникам. «Рынок «Кунеевский» назначен оператором ярмарок постановлением мэрии г.о. Тольятти от 1 марта 2013 г. №622-п/1», -говорится в ответе мэра на запрос «Хронографа».

При сравнении данных МЭРИТ по ярмаркам 2013 г. и реестр 2014 г. можно отметить некоторые детали. Из списка исчез ряд организаторов ярмарок — частных компаний и предпринимателей. К примеру, в прошлогоднем реестре упоминается об ООО «Мелкооптовый рынок», ООО «ЭСЭНГЭ», ИП Юрина Л.А., которые выступали в роли организаторов сельскохозяйственных ярмарок на ул. Базовой в Тольятти. Согласно данным нового реестра, на ул. Базовой присутствует теперь только одна ярмарка — муниципальная продовольственная. Организатором является мэрия. Договор на проведение заключен с «Кунеевский». В этом случае можно сослаться на то, что муниципалитет решил озаботиться проблемой организации ярмарочной торговли и занялся наведением порядка в этой сфере. Но как тогда трактовать заявление власти о поддержке мелкого и среднего бизнеса и развитии здоровой конкуренции? Более того, в происходящих процессах при желании можно усмотреть признаки попытки создать доминирующие условия для МП «Кунеевский». Если такой умысел имеется, то это будет полностью противоречить требованиям ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст. 16 «Вопросы местного значения городского округа» этого ФЗ в пп. 15 п. 1 сказано: «Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания». А в пп. 33 этого же пункта той же статьи говорится: «Создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства». В обоих случаях ключевая фраза — «создание условий». Т. е. к вопросам местного значения ФЗ №131 относит не занятие торговлей или организацию торговых предприятий, а создание условии для развития малого и среднего предпринимательства в этой сфере. На деле пока в Тольятти наблюдается создание несколько иных условий.

Не менее примечательно и то, что «Кунеевский» ранее осуществлял свою деятельность на территории, ограниченной собственным присутствием. Т. е. в границах нахождения собственного рынка в Комсомольском р-не на ул. Чайкиной. Соответственно, можно сделать вывод, что МП вряд ли обладает опытом организации торговли в масштабах города. Однако в мэрии сегодня считают, что на момент подготовки постановления о назначении «Кунеевского» муниципальным оператором МП «располагало необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для обеспечения деятельности ярмарок».

«Кунеевкий», скорее всего, может быть использован в качестве своеобразной «прослойки». Т. е. при таких обстоятельствах фактически ярмарочную деятельность будет вести стороннее лицо, например те предприниматели, которые выбыли из реестра организаторов ярмарок. Соответственно, денежные потоки от них, как от субарендаторов, должны будут направляться в «Кунеевский». Если же предположить, что вся эта реформа затеяна в частных интересах, то от МП может просто потребоваться научиться «растворять» получаемый от субарендаторов доход. В этом случае бюджет рискует недополучить тех средств, на которые он мог бы рассчитывать от сдачи участков под торговлю напрямую предпринимателям.

Стоит отметить, что начиная с 2010 г. «Кунеевский» показывал стабильный спад по чистой прибыли. Подобные явления характерны для многих предприятий, подведомственных мэрии Тольятти. Во многих случаях муниципальные организации работают в убыток. Не исключено, что к таким же показателям придет и «Кунеевский». В этом ракурсе для бенефициаров процесса усиления «Кунеевского» это МП, скорее всего, будет наиболее полезно в качестве инструмента для размывания денежных потоков. Отследить финансовые операции МП в публичной плоскости довольно проблематично, поскольку предприятие является юрлицом и может самостоятельно распоряжаться выручкой. МП также не обязаны раскрывать свою отчетность перед неограниченным кругом лиц. Считается, что практика усиления некоторых МП была начата с учетом мнения советника мэра г. о. Тольятти Александра Тарасова.