Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (491) | 10 февраля 2014г.
 

Виктор Шпилевой:

Работодателем врача является пациент

Борис Кротов

16 января 2014 г. в отделении сосудистой хирургии ГБУЗ СО «Тольяттинская городская больница № 2 им. В.В. Баныкина» (ТГБ №2) выполнены две уникальные для медицины города и сложные операции по кардиохирургическому профилю. Эксперты отмечают, что с 2013 г. такого рода медицинская помощь тольяттинским пациентам стала доступнее в 4 раза. Об итогах деятельности ТГБ №2 в 2013 г. и о том, что ждет кардиохирургическую службу в 2014 г., «Хронографу» рассказал главный врач ГБУЗ Виктор ШПИЛЕВОЙ.

- Виктор Викторович, по каким принципам в ГБУЗ СО «Тольяттинская городская больница № 2 им. В. В. Баныкина» сейчас оказывается помощь, какова структура этой помощи?

- В своей работе мы в первую очередь отталкиваемся от тех тенденций, которые сейчас имеют место в мировой медицине. Первое — это уменьшение количества необоснованных госпитализаций, сокращение времени пребывания на больничной койке пациента. И второе -расширение количества услуг амбулаторного блока, повышение качества и доступности амбулаторной помощи населению. Вот сравните, с 2010 г. показатели и плановые, и фактические по количеству амбулаторных услуг у нас увеличились более чем в три раза! И это при сохранении количества услуг стационарного профиля.

Впрочем, в структуре оказания услуг стационарного профиля у нас произошли изменения. Мы сконцентрировались на экстренной, неотложной и высокотехнологичной помощи. Такая помощь оказывается как в рамках ОМС (и они с начала года существенно расширены, в т.ч. и по ряду дорогостоящих манипуляций), так и вне этих рамок. И ряд наших отчетных показателей свидетельствует о том, что с поставленной задачей мы справляемся.

- Почему вы сейчас делаете акцент на ОМС?

- Понятно, что за живые деньги любой человек может получить в любой клинике мира любую медицинскую услугу, однако мне особенно хотелось бы остановиться на том, что пациент может получить в клинике бесплатно, в рамках государственных гарантий, программы ОМС. Тем более что она сейчас значительно расширилась, особенно за счет включения в нее нескольких видов дорогостоящих манипуляций, особенно высокотехнологичных услуг в кардиологии. Демографически значимые заболевания, вернее смертность от них, невозможно снизить без масштабной реализации государственных программ. Об этом, собственно, и хотелось бы поподробнее.

- Если возможно, то со статистическими данными...

- Вот смотрите. Смертность от инфаркта миокарда у нас в больнице 10,73%. Поверьте, это очень хороший показатель не только на уровне региона, где в 2012 г. этот же показатель был равен 11,16%. Качественно изменилась структура оказания помощи пациентам с инфарктом миокарда. В 2012 г. объем малоинвазивных оперативных вмешательств при инфаркте миокарда у нас значительно уступал медикаментозной терапии (74 малоинвазивных оперативных вмешательства против 223 процедур медикаментозного восстановления кровоснабжения по коронарным артериям). В 2013 г. картина поменялась, было проведено уже 361 малоинвазивное вмешательство, при сохранении тех же объемов оказания медикаментозной реперфузии (восстановления кровоснабжения. – Прим. авт.). А ведь за этими цифрами — спасенные человеческие жизни. Без реперфузии у нас остаются только 10,8% пациентов с инфарктом миокарда, которым выполнить эти процедуры невозможно по объективным причинам.

Хотелось бы подчеркнуть и другое. Если человек перенес инфаркт и выжил без оказания ему тромболитической терапии и малоинвазивных вмешательств, то у него часто развиваются повторные инфаркты. Летальность при повторных инфарктах достигает 25%. После проведения реперфузии одним из двух вышеуказанных способов вероятность развития повторного инфаркта очень мала. А поскольку инфаркт является одной из основных причин смертности населения в трудоспособном возрасте (заболевания сердечно-сосудистой системы занимают первое место среди причин смерти трудоспособного населения), то демонстрируемые показатели становятся не просто позитивными, но и демографически значимыми. Проценты, пожалуй, не для всякого читателя будут показательны, однако успехи внедрения государственных программ медицинской помощи при демографически значимых заболеваниях можно проиллюстрировать и таким фактом. В течение 2013 г. доступность малоинвазивных хирургических вмешательств при инфаркте миокарда для жителей Тольятти увеличилась в 4 раза! Я думаю, это хороший пример добросовестной работы в рамках ОМС, налаженной работы с Минздравом и бюджетами всех уровней. Это как раз пример того, как, согласно требованиям президента РФ, губернатора Самарской обл., министра здравоохранения, можно потратить средства с отдачей. И тольяттинской кардиологической службе не стыдно за проделанную работу.

- Государство декларирует свою готовность и дальше финансировать борьбу со смертностью от предотвратимых причин. Каковы промежуточные итоги у вашей кардиологической службы и на чем планируете сконцентрироваться в 2014 г.?

- По кардиохирургическому профилю на 2014 г. нам выделена 291 квота на выполнение высокотехнологичных операций. Из них 120 — на аортокоронарное шунтирование, а их в 2013 г. было только 48! Эти квоты — для спасения пациентов с теми тяжелыми патологиями, когда малоинвазивным вмешательством уже не обойтись. Своей задачей мы видим расширить потоки пациентов с кардиохирургическим профилем. А именно — принимать пациентов с тяжелыми инфарктами и тяжелыми нарушениями ритма сердца из г.о. Тольятти и прилегающих территории. Для оптимизации помощи этой категории пациентов мы находимся в постоянном контакте с нашими коллегами из Самарского Областного Клинического Кардиологического Диспансера, кардиологами Тольяттинской городской клинической больницы №5, врачами Тольяттинской станции скорой медицинской помощи. У нас есть очень хорошие примеры того, как при правильно организованной медицинской помощи пациенты даже из достаточно отдаленных мест поступали к нам, получали полный объем необходимой медицинской помощи и благополучно выписывались. Например, 40-летний мужчина из Винновки. От начала болевого синдрома до поступления к кардиохирургам прошло всего 2 часа, с учетом времени на доставку пациента. Этот пример — хорошая иллюстрация того, что благодаря реализации государственных программ пациенты даже с отдаленных территорий могут получить высокотехнологичную помощь в соответствии с весьма высокими, даже по меркам Европы, стандартами. А ведь 2 часа от начала болевого синдрома — это тот срок, к которому стремится Европа и в течение которого запустить обратные процессы восстановления миокарда и возможно, и необходимо!

Ожидаем, что сложных пациентов у нас станет больше, поэтому уже сейчас больница создает запас расходных материалов и медикаментов, выстраивает новые схемы взаимодействия с министерством здравоохранения и ТФОМС. Как итог — уже с начала года, а именно с января, наши врачи начали оказывать высокотехнологичную помощь. В прошлом месяце помимо стандартных вмешательств у нас было проведено три совершенно уникальные для Тольятти операции. Говоря упрощенно, одному из пациентов, страдающему аневризмой аорты, восстановили работоспособность двух — грудного и брюшного — отделов и сосудов, питающих все внутренние органы в брюшной полости: сосуды почек, печени, селезенки и кишечника. Другому пациенту с аневризмои аорты и кистой правой почки удалось провести одномоментную операцию, направленную на устранение двух этих проблем сразу. Эту операцию мы проводили совместно с коллегами из ГБУЗ СО «ТГКБ №1». И 3-й уникальный случаи — аорто-коронарное шунтирование у 40-летнего мужчины с обширным инфарктом миокарда. И мы, и наши коллеги из областного кардиологического диспансера во время консилиума сошлись на том, что инфаркт находится в остром периоде и без моментального и обширного вмешательства спасение пациента невозможно. В результате пациенту практически заново восстановили кровоток по коронарным артериям. И еще очень важно, что с 1 февраля этого года тольяттинцам, страдающим острым нарушением сердечного ритма, в рамках ОМС стали доступны и кардиостимуляторы.

- Степты, лекарства и оборудование — это прекрасно, но ни для кого не секрет, что в основе всей структуры — врач. А с этим у вас, как, впрочем, и у всей отрасли, до сих пор проблемы. Какова обеспеченность персоналом сейчас и удовлетворены ли пациенты объемом и качеством оказываемых им услуг?

- Кадровый состав и квалификационный уровень медицинского персонала за последние 2 года практически не изменился (количество медицинских сестер уменьшилось на 11 чел.). Количество врачей осталось на прежнем уровне — 157 чел. Возможно, стабильную ситуацию нам удается сохранять за счет заработной платы — в среднем у врача она 40,7 р., у медсестры — 24 тыс. р. Да, конечно, эти деньги доктору даются нелегко, за них каждый работает много и тяжело. Но на качестве медицинских услуг это не сказывается. Возможно, потому, что каждый член нашего коллектива понимает, что в широком смысле работодателем врача являюсь не я, главный врач. И даже не министр здравоохранения. Работодателем врача является пациент, и что особенно важно — пациент, удовлетворенный качеством оказания ему помощи в медучреждении. И сюда входит не только медицинская услуга как индивидуально-определенная вещь, но и такие нюансы, как: доступность этой услуги, оснащение медучреждения необходимым расходным материалом и оборудованием, качество и достаточность больничного рациона, дружелюбие медперсонала. Именно по этим критериям и оценивается работа любого медучреждения. По нашей работе данные такие — 66% опрошенных пациентов удовлетворены полностью. 33% скорее удовлетворены, чем нет. Оставшийся процент оценил нашу деятельность неудовлетворительно. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи — 94%. Особо хочу подчеркнуть, что эти опросы проводятся не нашими внутренними службами, а представителями страховых медицинских компаний. Таким образом, мы можем повлиять на конечный результат этих опросов лишь одним-единственным способом — качественно и в полном объеме проводя все необходимые манипуляции и создавая пациенту максимально комфортные условия. Такая вот задача. И простая, и сложная одновременно.