Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (490) | 3 февраля 2014г.
 

Засветили

Андерссону придется разобраться в логистических схемах, выстроенных Ликсутовым

Сейдамет Абреков

Январь стал первым месяцем, когда ОАО «АВТОВАЗ» отработало с новым президентом компании Бу АНДЕРССОНОМ. Следует ожидать, что в ближайшее время он займется проблемами логистики АВТОВАЗа. Еще в 2009 г. Координационный центр по логистике (КЦЛ) АВТОВАЗа создал и возглавил Максим ЛИКСУТОВ (на фото). Сегодня он работает заместителем мэра г. Москвы. Однако контроль над своими вазовскими проектами он, судя по всему, не утратил. При Ликсутове генеральным перевозчиком АВТОВАЗа стало ОАО «РТ-Логистика». Железнодорожными перевозками занялось ОАО «РейлТрансАвто» (РТА). В обеих компаниях Ликсутов входил в органы управления. Но вряд ли Андерссона устроят схемы, которые разработал Ликсутов. Словно в помощь Андерссону действует известный блогер Алексей НАВАЛЬНЫЙ, вдруг вспомнивший об эстонских активах Ликсутова и потребовавший уволить его из мэрии Москвы.

Нашел себя на АВТОВАЗе

Максим Ликсутов стал плотно ассоциироваться с ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 г. Напомним, что именно 26 января 2009 г. было подписано соглашение о намерениях развивать перевозки автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» железнодорожным транспортом. Соглашение при участии генерального директора ГК «Ростехнологии», на тот момент председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергея Чемезова, подписали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин и заместитель председателя совета директоров ОАО «РТА» Максим Ликсутов (см. «Хронограф» №3 (267) от 02.02.09). Таким образом, пользующийся доверием руководства страны бизнесмен — Максим Ликсутов — получил возможность еще более укрепить свои позиции на российском рынке перевозок.

Максим Ликсутов не стал останавливаться только лишь на железнодорожных перевозках продукции АВТОВАЗа. Из сообщения пресс-центра АВТОВАЗа того времени можно было узнать: «Президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин 8 апреля 2009 г. подписал приказ о создании координационного центра по логистике. Возглавил КЦЛ Максим Ликсутов, заместитель председателя совета директоров ОАО «РТА». Кроме того, в этом сообщении были описаны цели и задачи КЦЛ. «Основной функцией КЦЛ будет выработка стратегии и координация действий завода по управлению входящим транспортом, доставляющим материалы и комплектующие части, внутризаводским транспортом, осуществляющим межцеховые перевозки, а также исходящим транспортом, производящим вывоз автомобилей». Судя по всему, вся логистика АВТОВАЗа могла оказаться в зависимости от позиции Ликсутова. Очевидно, он научился извлекать от этого пользу.

Потоки под контроль

РТА, где Ликсутов был заместителем председателя совета директоров, начало активно участвовать в перевозках вазовской продукции.

Согласно годовому отчету РТА: «ОАО «РТА» в 2012 г. осталось стратегическим логистическим партнером ОАО «АВТОВАЗ» и осуществило 100% железнодорожных перевозок продукции завода. Также было продолжено расширение проекта — доставка продукции АВТОВАЗ до терминала в Новосибирске и развоз по региону на автовозах, были введены аналогичные схемы по еще ряду регионов».

Стоит заметить, что 49% в РТА принадлежало ООО «Транс-Групп АС», в котором Ликсутов был председателем совета директоров. ООО «ТрансГрупп АС» на 99,79% принадлежит эстонскому АО «Trans-group Invest AS». И в российском, и в эстонском ТрансГрупп Ликсутов считался основным бенефициаром. Генеральным директором и заместителем председателя совета директоров РТА с того времени и до сих пор является генеральный директор ООО «ТрансГрупп АС» Дмитрий Николаев.

За время деятельности Максима Ликсутова на АВТОВАЗе в логистике на предприятии произошли и другие изменения. «ОАО «РТЛ» с 2011 г. является генеральным логистическим партнером ОАО «АВТОВАЗ» в части автомобильных перевозок товарной продукции, что позволило обеспечить рост и развитие Общества в течение 2011 г. Общая стоимость услуг, предоставляемых ОАО «РТЛ», в рамках договора составила 2 651 273 тыс. р. (включая НДС). Увеличению объемов перевозок (по сравнению с 2010 г.) способствовало успешное завершение проекта по созданию собственной транзитной площадки в г. Тольятти, в непосредственной близости к ОАО «АВТОВАЗ», — говорится в годовом отчете РТЛ за 2011 г. До 29 июня 2011 г. Максим Ликсутов был членом совета директоров РТЛ. Компании на 51% принадлежит ГК «Ростехнологии» (51%) и на 49% -ООО «ТрансХолдинг Логистика», которое в свою очередь на 100% принадлежит Товариществу с ограниченной ответственностью «Инвесткорп» (Эстония). Эстонские корни в компаниях, так или иначе связанных с Ликсутовым, вполне объяснимы. Он долгое время проживал в этой стране, имел там немало крупных активов. Ликсутов считался одним из богатейших людей в Эстонии и даже был гражданином этой страны.

Судя по всему, АВТОВАЗ до сих пор остается главным заказчиком РТЛ. Так, согласно отчету РТЛ за 2012 г., общий объем выручки компании составил 2,8 млрд р. При этом общая стоимость услуг, предоставляемых ОАО «РТЛ» в рамках договора с АВТОВАЗом, составила более 2,3 млрд р. Кроме того, как можно было судить по заявлению губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина, РТЛ совместно с ОАО «РЖД» должно было заняться еще и строительством скоростной железной дороги между Самарой и Тольятти.

Навальный «проснулся»

В конце 2011 г. Максиму Ликсутову формально пришлось выйти из органов управления РТЛ и РТА. В 2011 г. он стал советником мэра Москвы Сергея Собянина на общественных началах. 6 декабря 2011 г. распоряжением мэра Москвы №745-РМ Максим Ликсутов был назначен на должность руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Указом мэра Москвы от 25 сентября 2012 г. Ликсутов, ко всему прочему, был назначен на должность заместителя мэра Москвы.

Однако это вовсе не означает, что Ликсутов полностью дистанцировался от Самарской обл. и, в частности, от бизнес-проектов в Тольятти и на АВТОВАЗе.

Структура собственников РТЛ и РТА, продолжение бизнес-связей этих компаний с АВТОВАЗом, а также участие в органах управления РТА и РТЛ знакомых Ликсутову лиц позволяют полагать, что Ликсутов еще «держит руку на пульсе». Тем более что в Тольятти функционирует дочернее общество ОАО «РТА» — вагоноремонтное депо — филиал ООО «ТрансГруппИнвест». Это вагоноремонтное депо было приобретено компанией Ликсутова в результате того, что ОАО «РЖД» вдруг решило в 2009 г. выставить его на продажу. Единственным претендентом на него стала компания Ликсутова. Вагоноремонтное депо — филиал ООО «ТрансГруппИнвест» производит ремонт подвижного состава РТА, участвующего в перевозке вазовских автомобилей. Все эти факты лишь помогают укрепиться версии о том, что Ликсутов крайне заинтересован в сохранении имеющегося положения вещей на АВТОВАЗе.

Другой вопрос, насколько с мнением Максима Ликсутова на этот счет будет считаться новый президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. Очевидно, он будет заинтересован в максимальном снижении затрат на логистику. А это прежде всего может быть связано с выбором контрагентов на принципах открытой конкуренции. Как нетрудно понять, ранее на АВТОВАЗе могли исходить из несколько иных принципов.

На этом фоне к персоне Максима Ликсутова сегодня приковано повышенное внимание. Правда, эти процессы внешне не связаны с АВТОВАЗом. Известный блогер Алексей Навальный на своей страничке в социальной сети «Живой Журнал» опубликовал некое расследование того, как семья Ликсутова до сих пор якобы владеет активами в Эстонии. Навальный (или, скорее, то лицо, которое выкладывает информацию по адресу http://navalny.live-journal.com) пришел к мысли, что сотрудника мэрии Москвы необходимо уволить. «Фонд борьбы с коррупцией требует от мэра Москвы Собянина немедленной отставки г-на Ликсутова в связи с грубым и преднамеренным нарушением закона, запрещающего супругам госслужащих иметь иностранные финансовые активы», — говорится в сообщении. В этой истории удивляет лишь то, почему бизнес Ликсутова вызвал интерес у Навального только в 2014 г., тогда как сотрудником мэрии Москвы Ликсутов стал еще в 2011 г. Не исключено, что активность Навального связана с началом подготовки к выборам в думу Москвы, которые должны быть назначены на сентябрь. Как видно, Ликсутов — это представитель команды, у которой есть не только административный вес, но и серьезные средства, которых могло бы хватить в т.ч. и на финансирование оппозиции.

Так или иначе, но шумиха вокруг Максима Ликсутова может дать новому президенту АВТОВАЗа Бу Андерссону хороший информационный повод внимательно изучить «творчество» Максима Ликсутова, спроецированное на АВТОВАЗ. Тем более что еще до назначения Андерссона в Тольятти уже появились предпосылки к смене операторов, задействованных в логистической системе АВТОВАЗа. В конце 2013 г. ООО «Мейджор Авто Транс» начало освоение участка в г. Тольятти по адресу: ул. Коммунальная, 8, площадью более 12 га, под размещение автовозов и отстойник для товарных автомобилей. «Мейджор Авто Транс» занимается в т.ч. перевозкой по России товарных автомобилей Nissan и Renault. А значит, этот оператор должен начать обслуживать потребности ОАО «АВТОВАЗ», на котором производятся автомобили этих марок.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.