Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (490) | 3 февраля 2014г.
 

Пошли по беспределу

Нападение на блогера грозит перспективам известных в Самаре людей

ИА «Центр-Инфо»

28 января самарский блогер Дмитрий БЕГУН подал заявление в ГУ МВД России по Самарской обл. с просьбой возбудить уголовное дело в отношении совершивших вооруженное нападение на него и его ребенка неизвестных лиц. Заказчиками преступления в своем заявлении Бегун считает руководителя УФНС России по Самарской обл. Константина ШЕЛУДЯКОВА (на фото в центре), доцента Самарского государственного университета (СамГУ) Юрия ЯКИШИНА и лидера регионального движения «Гражданская платформа» Сергея ПЛОТНИКОВА. Следует отметить, что первые двое из подозреваемых блогером людей сегодня находятся в довольно уязвимом положении. Контракт Шелудякова, заканчивающийся в мае т.г., ФНС России вполне может и не продлить. Что касается Якишина, в данный момент находящегося за границей, то по возвращении его якобы вовсе может ожидать арест.

В распоряжении редакции оказалось заявление, поданное 28 января Дмитрием Бегуном на имена начальника ГУ МВД России по Самарской обл. Юрия Стерликова и заместителя Стерликова Николая Турбовца. Из заявления следует, что 16 января 2014 г. примерно в 8 утра Бегун вместе со своим четырехлетним сыном находился на парковке рядом с одним из жилых домов в Самаре. Когда Бегун посадил сына на заднее сиденье своего автомобиля, на блогера было совершено нападение группой лиц в составе двух неизвестных мужчин. Нападавшие облили автомашину и ее салон изнутри горючей жидкостью с запахом керосина, а затем попытались поджечь жидкость зажигалкой. Когда Бегун выхватил зажигалку из руки одного из нападавших, тот ударил его ножом в спину. К счастью, обошлось без ранений -нож только распорол куртку на спине. Встретив сопротивление, нападавшие скрылись. По мнению Бегуна, действиями преступников ему и его ребенку был причинен моральный и материальный ущерб. «До нападения и после него в мой адрес и в адрес членов моей семьи поступают угрозы от неизвестных мне лиц», — сообщил блогер.

Заказчиками преступления в заявлении, поступившем в полицию, Бегун считает руководителя УФНС по Самарской обл. Константина Шелудякова, доцента СамГУ Юрия Якишина и президента группы «РосРегионРазвитие», лидера регионального движения «Гражданская платформа» Сергея Плотникова. С ними у Бегуна за несколько дней до нападения произошел конфликт из-за выраженной блогером в Интернете гражданской позиции, связанной «с ситуацией вокруг ОАО «Электрощит» и Самарской областной налоговой инспекцией, а также публикациями в конце 2013 — начале 2014 гг. о проводимых в офисах группы «РосРегионРазвитие» обысках».

По мнению наблюдателей, подозрения в причастности к организации преступления вышеперечисленных лиц не лишены оснований. В частности, широкое освещение в региональных СМИ и блогосфере получили странные действия налоговиков в августе 2013 г. в ходе проверки предприятий из ЗАО ГК «Электрощит» — ТМ Самара».

Параллельно всплыли некоторые детали, при изучении которых возникло ощущение, что за активностью местных налоговых инспекторов в отношении ряда столпов региональной экономики могут скрываться несколько иные мотивы, чем повышение собираемости платежей в бюджет. Например, личная заинтересованность. С другой стороны, в ходе широкомасштабной кампании по борьбе с обналичиванием отдельные игроки на этом рынке, видимо, получали возможность не только пользоваться лояльностью налоговиков, но даже наращивать обороты за счет одобренных руководителями инспекций схем по возмещению НДС. Бытовало мнение, что из-за пассивности возглавляемого Шелудяковым УФНС по отношению к обнальщикам-нарушителям ежегодные потери для бюджета Самарской обл. составляли десятки миллиардов рублей (см. «Хронограф» № 27 (471) от 2.09.13). О странностях в работе УФНС заставляла задуматься и позиция федеральных органов исполнительной власти, выраженная губернатором Николаем Меркушкиным и полпредом президента в ПФО Михаилом Бабичем. В итоге к предположениям о появлении у обнальщиков сторонников и даже покровителей в среде налоговиков прислушались в Москве. Положение Шелудякова, у которого в мае 2014 г. заканчивается контракт с ФНС России, стало довольно шатким. Окончательного решения, продлевать полномочия главы УФНС либо нет, еще не приняли. И вот тут Шелудяков мог сорваться, не сдержав эмоций.

Точкой кипения для Шелудякова могли стать распространенные в середине января в Интернете, в т.ч. посредством блога Бегуна, сведения, что один из лучших друзей главы УФНС Юрий Якишин находится за границей, где якобы с подачи своего товарища скупает недвижимость за крупные суммы наличных денежных средств. Утверждать, действительно ли это так или нет, пока не представляется возможным. С целью уточнить местонахождение Якишина и выяснить причины его отъезда соответствующие запросы были разосланы редакцией на прошлой неделе в адрес Шелудякова и генерального директора ОАО «ВолгаУралТранс» (ВУТ) Геннадия Третьякова (Якишин состоит членом совета директоров ВУТ). Пока же о Якишине достоверно известно лишь то, что этот доцент никакого отношения к высшему командному составу ГРУ, равно как и к армии вообще, как казалось многим прежде, никогда не имел. По данным военного комиссариата Самарской обл., на воинском учете Якишин не числится.

Тем не менее наблюдатели приписывают Якишину хорошее знакомство с такими знаковыми для региона фигурами, как экс-начальник УФСБ по Самарской обл. Виктор Евтушенко и его бывший зам по капстроительству Николай Богатырев.

Якобы Евтушенко даже состоит советником у Якишина. По неподтвержденным данным, Якишин несколько дней назад якобы звонил Евтушенко из-за границы и интересовался, можно ли ему безопасно вернуться в Самару, чтобы не быть задержанным по подозрению в организации нападения на Бегуна.

Кстати, если верить в силу связи между Якишиным и Богатыревым, то первого в определенной степени можно считать последователем второго по части создания ложных впечатлений о себе. Напомним, что Богатырев до сих пор должен находиться в розыске по делу т.н. Специальной военно-политической контрразведки (СВПК). Деятельность этой группировки, члены которой, прикинувшись влиятельными лоббистами, обещали «клиентам» решение проблем, в т.ч. с бизнесом, за солидное вознаграждение, была признана судом преступной, связанной с мошенничеством, взятками и вымогательством.

Если попытаться провести параллели между членами СВПК, создателями не менее одиозного Комитета поддержки Президента РФ (КПП) и теми, кого вокруг себя сплотил Якишин, то можно отметить следующее. Конечно, методы КПП и СВПК, за исключением важного раздувания щек, которому многие все еще склонны верить, сегодня устарели. На смену пришли новые технологии. К примеру, Якишин числится участником одной из самарских аудиторских фирм. Фирма эта при желании могла предлагать тем же представителям крупного бизнеса консалтинговые услуги. Быть может, аудиторы Якишина параллельно занимались финансовой разведкой, выявляя в деятельности партнеров слабые места? И какова вероятность того, что полученные данные не передавались наверх (например, Шелудякову), не влекли налоговых проверок и не вынуждали предпринимателей делиться бизнесом?

Комментарии

Дмитрий БЕГУН, блогер

- На мой взгляд, люди, которых я указал в заявлении — начальник УФНС Константин Шелудяков, его хороший знакомый господин Якишин и Сергей Плотников, лидер «Гражданской платформы», — немножко, наверное, переоценили ситуацию и свои возможности. Т.е. после публикаций, которые касались их, в отношении меня и моей семьи стали звучать угрозы, в т.ч. угрозы жизни. В апреле прошлого года мне сожгли машину, теперь случилось нападение на меня с ребенком. Я думаю, что пришло время сделать эту ситуацию публичной не только в рамках блога, но и попросить помощи у самарской полиции.