Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (490) | 3 февраля 2014г.
 

Заткнут трубу

СКС может отказаться от инвестпрограммы развития ВКХ Самары

Георгий Кизельгур

В начале января стало известно, что руководство ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) рассматривает возможности отказа от реализации инвестиционной программы по модернизации и развитию водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) Самары. По итогам конкурса ему был передан в аренду комплекс водоснабжения и водоотведения Самары, находившийся ранее в хозведении у МП «Самараводоканал» (СВК). По договору с МП СВК компания-арендатор под руководством Ивана ЕФАНОВА в течение трех лет — с 2013 по 2015 гг. — брала на себя обязательства выполнить модернизацию и ремонт всего комплекса. Однако СКС в 2013 г. притормозило выполнение инвестпрограммы за отсутствием средств, а сейчас и вовсе намерено отказаться от ее исполнения. Данное обстоятельство может послужить основанием для расторжения договора аренды с СКС. Однако все не так просто.

Выбрали «инвестора»

Необходимость инвестиционных и капитальных вложений в ремонт и реконструкцию водной инфраструктуры Самары назрела достаточно давно. Износ сетей и сооружений, эксплуатируемых СВК, пару лет назад оценивался более чем в 80%. По оценкам экспертов, общая потребность в финансировании технического перевооружения и модернизации мощностей СВК весной 2011 г. составляла порядка 20 млрд р. К осени 2011 г. ситуация стала критической. Участились случаи порывов труб, провалов асфальта вместе с автомобилями, резко возросло количество жалоб граждан. Вследствие чего городские власти и руководство СВК приняли решение о выборе стратегического инвестора.

Под этим предлогом был проведен открытый конкурс на право заключить договор аренды недвижимого имущества СВК, предназначенного для обеспечения технологического процесса водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителей на территории г.о. Самара. По условиям конкурса инвестор, помимо способности внести задаток (50 млн р.), должен был быть готов к уплате в муниципальный бюджет минимум 86 млн р. арендной платы в год. Таким образом, за 35 лет действия договора казна должна была пополниться по меньшей мере на 3 млрд р. Параллельно был утвержден ряд качественных критериев оценки конкурсных предложений. К примеру, период, требуемый для снижения значения аварийности системы водоснабжения на 15%, должен был быть минимальным. Снижение количества засоров системы водоотведения на 40% также должно было быть достигнуто в кратчайшие сроки. Расход электроэнергии на водоснабжение в результате работы инвестора требовалось снизить на 15%, на водоотведение — на 20%. Кроме того, полезный отпуск воды предлагалось довести до 83% (снижение потерь в сетях на 3%). Максимальный срок достижения этих технических параметров — 9 лет.

14 февраля 2012 г. были опубликованы сведения об участниках конкурса и их предложения по условиям исполнения договора аренды. Возглавляемое Иваном Ефановым СКС предложило муниципалитету 103 млн р. в год за пользование самарским ВКХ. Выполнить необходимые мероприятия по улучшению показателей эффективности и надежности работы систем водоснабжения и водоотведения СКС обязалось за три года через реализацию инвестпрограммы. Достижение критериев качества за три года являлось неотъемлемым условием нахождения муниципального имущества в аренде.

Нарушили обещание

Первые сомнения в том, что СКС будет добросовестно исполнять принятые обязательства, появились осенью 2012 г. 13 сентября 2012 г. в Думе г.о. Самара (ДГОС) прошла памятная дискуссия между депутатами, директором СВК Дмитрием Астраханцевым и Иваном Ефановым. В ходе разговора выяснилось, что механизмы контроля над достижением СКС показателей качества работы за три предстоящих года и способы привлечения средств на инвестпрограмму в размере 3,7 млрд р. так и не были определены.

Известно, что в СКС в конечном счете решили привлечь средства за счет утверждения инвестнадбавки к тарифу для населения, вместо того чтобы привлекать сторонних инвесторов, пользоваться заемными средствами или инвестировать в развитие и модернизацию ВКХ Самары собственные средства.

В начале января 2013 г. появились сведения о том, что руководство СКС приняло решение отказаться от реализации инвестпрограммы, которая к настоящему моменту должна была активно реализовываться уже больше года. Отказ от инвестпрограммы якобы обусловлен тем, что правительство Самарской обл. отказало СКС в утверждении инвестнадбавки к тарифу, предложив поискать средства на модернизацию ВКХ Самары в другом месте.

По сути, сегодня складывается ситуация, когда СКС, ничего не вкладывая в достижение обязательных по условиям договора аренды критериев качества, во-первых, рискует не исполнить условия договора аренды муниципального имущества, во-вторых, поставить крест на самой идее реконструкции ВКХ, для реализации которой и затевался конкурс. Можно предположить, что, отстранившись от инвестпрограммы, СКС получило возможность направлять значительную часть своей ежегодной выручки от эксплуатации арендованного имущества (порядка 20%) на выплаты своим «старшим товарищам» в лице учредителя ООО «Волжские коммунальные системы» (ВоКС) и федерального оператора ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). Появление в Самарской обл. СКС, ВоКС и РКС оказалось выгодным для людей из холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ), наверное, поэтому кое-кто из них даже сопровождал процесс наполнения этих компаний муниципальными коммунальными объектами. Хотя публично повсеместно делались заявления, что это все ГК «Ренова». Если говорить формально, то действительно все три эти компании в разной степени являются дочерними структурами ГК «Ренова» Однако руководящие должности в СКС и ВоКС почему-то с самого начала их функционирования занимали местные менеджеры, имеющие связи со структурами ВПГ. Если это так, то выходит, что в ВПГ под прикрытием лоббистских возможностей ГК «Ренова» на федеральном уровне сумели использовать собственные связи на местном уровне для решения удобной для себя задачи — получить доступ к многомиллиардным коммунальным потокам двух крупнейших городов Самарской обл.

Между тем в ноябре 2013 г. руководство ВоКС также решило отказаться от инвестиций в модернизацию объектов муниципального ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти», которые компания брала в аренду. В разное время представителями ВоКС были презентованы планы о привлечении порядка 3 млрд р. на модернизацию тольяттинских городских коммунальных сетей. Обещания исполнены не были. При рассмотрении итогов реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города в 2012 г. в Думу г.о. Тольятти был представлен план работ ВоКС на этот период. К концу года фактическая реализация программы ВоКС в натуральном и стоимостном выражении по всем строкам обозначена одной цифрой — «О».

Подобные результаты весьма характерны для ВоКС, зарабатывающего на эксплуатации муниципальных сетей с начала 2011 г. Более того, 29 ноября 2013 г. главный управляющий директор ВоКС Олег Маркелов сообщил о том, что его компания отказывается от аренды части муниципального имущества. Речь идет о комплексе, используемом в течение последних 3 лет для теплоснабжения Комсомольского р-на г. Тольятти. По версии Маркелова, якобы ВоКС решило «на добровольных началах» вернуть имущество городу. Но верится в это с трудом. Решение могло быть принято по рекомендации формального собственника ВоКС — РКС.

Сегодня есть подозрение, что отказное имущество в Тольятти отойдет ОАО «Волжская ТГК».

Пора прощаться

Между тем отказ от исполнения инвестпрограммы развития ВКХ Самары может прямо свидетельствовать о неисполнении СКС как условий арендного конкурса (обязательных для инвестора), так и положений договора аренды муниципального имущества. По сути, у СВК и администрации г.о. Самара как собственника арендованного СКС имущества появляются основания инициировать расторжение договора аренды. После чего ВКХ Самары может быть подыскан новый инвестор.

Более того, дополнительным поводом расторгнуть договорные отношения с СКС может служить довольно прохладное отношение арендатора к качеству обслуживания ВКХ. В 2013 г. и в январе 2014 г. количество аварий на арендованных СКС водопроводах достигло рекордной отметки. Коммунальные ЧП происходят в Самаре практически каждую неделю. К примеру, утром 28 января произошел порыв трубы холодного водоснабжения на пересечении ул. Луначарского и ул. Мичурина, недалеко от дома №38 по ул. Луначарского. Об этом сообщала даже пресс-служба СКС, обычно отмалчивающаяся по таким поводам. В результате аварии водой залило всю проезжую часть от пр. Масленникова до ул. Челюскинцев. На данный момент воду с дороги удалось откачать, ремонтные работы продолжаются. Самое смешное, что коммунальная авария произошла на сетях на ул. Мичурина почти в том же самом месте, где сотрудники коммунальных служб уже проводили ремонтные работы по замене трубопровода в прошлом году.

Среди наблюдателей уже достаточно давно сложилось мнение, что с приходом СКС ситуация с износом коммунальных сетей в Самаре не изменилась в лучшую сторону. Напротив, увеличилось количество аварий и порывов водоводов. Один этот фактор может послужить основанием для расторжения договорных отношений, не говоря уже об отказе СКС от исполнения обязательной инвестпрограммы.

Однако мэрии будет не так просто доказать некачественную работу арендатора СКС в юридическом плане. Дело в том, что в договоре аренды с СВК прописана одна очень тонкая деталь. Еще в конце 2012 г. депутат ДГОС Сергей Алехин, делясь впечатлениями от прочтения договора, замечал: «Из текста договора у меня улыбку вызвала следующая формулировка: слово «умышленно» фигурирует во всех обязательствах арендатора. Т.е. арендодатель вправе наказать и потребовать с нерадивого арендатора в случае «умышленного» непроведения капремонта, «умышленного» непроведения текущего ремонта, «умышленного» отсутствия реконструкции. У меня слово «умышленно» ассоциируется с уголовным законодательством. К сожалению, уголовное законодательство очень часто буксует в судах из-за проблем сложнодоказуемости умысла как необходимой части состава преступления. В данном случае, на мой взгляд, слово «умышленно» в принципе недоказуемо, и в этой правовой казуистике шансы расторгнуть договор или наказать арендатора у арендодателя отсутствуют».

Таким образом, учитывая нюансы договора аренды, подмеченные Алехиным, отказ СКС от реализации инвестпрограммы может и не повлечь для арендатора каких-либо существенных санкций, как-то расторжения договора аренды либо изменения его условий. В таком случае нужно будет искать ответственных лиц, в т.ч. в мэрии, которые способствовали согласованию и подписанию такого оставляющего СКС хорошие шансы документа.

На момент подписания номера ни СКС, ни администрация г.о. Самара не ответили на вопрос редакции о том, планируется ли расторжение договора с арендатором из-за невыполнения СКС условий конкурса и собственно договора.