Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (489) | 27 января 2014г.
 

На юга — водой

«Роснефть» определяется с запасным вариантом

Вероника Синицына

20 января начался прием заявок в рамках тендера ОАО «НК «Роснефть» на перевозку водным транспортом нефти и продуктов нефтепереработки самарской группы нефтеперерабатывающих заводов в южном направлении. В качестве портов погрузки названы Самара, Саратов, Сызрань, Кашпир. Роснефть может реализовать свои поставки в южном направлении как водным, так и железнодорожным транспортом. Это не исключает в перспективе участия Роснефти в проекте «Юг».

Начальная цена тендера составляет около 25,7 млрд р. Местом выгрузки — плавучие нефтехранилища (танкеры-накопители) в районе портов Кавказ (Краснодарский край) и/или Керчь. Соответствующий договор должен быть заключен на три года на базисе 1 год + 1 год +1 год, т.е. до конца 2016 г. Ранее как раз в 2016-2017 гг. предполагался ввод в эксплуатацию одного из этапов т. н. проекта «Юг», который в формате трубопровода должен был начаться от Сызрани (см. «Хронограф» №38 (482) от 18.11.13).

Незадолго до объявления тендера, 13 января, президент ОАО «АК «Транснефть» Николай Токарев обнародовал информацию о начале проектных работ по трубопроводной системе «Юг» (см. «Хронограф» №36 (480) от 5.11.13). Планируется, что через Новороссийский морской торговый порт (НМТП), где Транснефть имеет долю, будут переваливаться нефтепродукты с трех НПЗ в Краснодарском крае и Волгоградского НПЗ. Предполагается, что к 2020 г. объем перевалки может достигнуть 15 млн т.

Проект «Юг» в соответствии с энергетической стратегией РФ на период до 2020 г. является одним из важнейших стратегических инфраструктурных проектов в этой сфере. Он направлен на создание трубопроводной системы для экспорта светлых нефтепродуктов стандарта Евро-5 через Черноморское побережье. По одному из вариантов проекта предусматривалось строительство продуктопровода «Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск», другой соответствующей инфраструктуры — в Самарской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской обл., Краснодарском крае.

Вскоре сызранские причалы испытают на себе рост объемов отгрузки нефти и нефтепродуктов
Вскоре сызранские причалы испытают на себе рост объемов отгрузки нефти и нефтепродуктов

Показательно, что в официальном сообщении Роснефти от конца декабря 2013 г. о встрече Президента Российской Федерации Владимира Путина с президентом Роснефти Игорем Сечиным отсутствует тематика по проекту «Юг». Зато, как подчеркнуто на сайте компании, Игорь Сечин рассказал о комплексе мероприятий, направленных на исключение конфликта интересов, укрепление закупочных процедур, повышение прозрачности и деофшоризацию деятельности Роснефти.

Здесь следует напомнить, что ранее Игорь Сечин обращался к Владимиру Путину с просьбой продать компании 20% акций НМТП. Причем стоит предположить, что мотивы Роснефти в этой ситуации могут быть примерно теми же, что и в ситуации с финансированием самого проекта «Юг». Эксперты отмечают, что государственные компании не могут участвовать в приватизации активов. При этом Президент РФ своим Указом имеет право разрешить такую сделку без аукциона. Заинтересованность Роснефти в проекте заключается в возможности экспортировать продукты глубокой нефтепереработки. Причем понятно, что Роснефти для успешного участия в проекте «Юг» необходимо получить контроль как над начальной, так и над конечной точкой трубопровода. Приобретение доли в НМТП гарантировало бы Роснефти сбыт избыточного количества высококачественных продуктов, который не может потребить внутренний рынок.

Сейчас же стоит предположить, что самарский куст НПЗ Роснефти не вошел в проект «Юг», в связи с чем отпадает или переносится и необходимость приобретения доли в НМТП.

Тогда появляются новые вопросы, касающиеся модернизации под вариант Евро-5 нефтеперерабатывающих заводов Роснефти в Самарской обл. В первую очередь -ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (СНПЗ). По одному из вариантов проекта начальной точкой продуктопровода являлась как раз Сызрань. В него вошел бы и бывший актив ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в Саратове, недавно поглощенного Роснефтью (см. «Хронограф» №9 (453) от 18.03.13). Сейчас же самарский куст предприятий Роснефти может вообще остаться вне проекта.

Ранее официальный сайт Транснефти отмечал, что одним из главных сдерживающих факторов увеличения объемов поставок нефтепродуктов трубопроводным транспортом является неоднородность качественных характеристик выпускаемого топлива. Сейчас Николай Токарев сообщает о перенаправлении части тяжелой нефти ОАО «НК «Башнефть» с западного направления на восточное в рамках мероприятий по улучшению качества нефти в трубопроводах. По его оценкам, качество нефти центральной группы нефтеперерабатывающих заводов, в частности, самарской группы НПЗ, ухудшилось с точки зрения содержания серы.

Понятно, что Роснефть может реализовать свои поставки в южном направлении и другим транспортом — водным либо железнодорожным. Собственно, это лишний раз подтверждает и объявленный тендер. В этом случае также у портовых городов, в т.ч. Сызрани и Октябрьска, появляются дополнительные перспективы развития. В итоге нельзя исключать, что на тех или иных условиях Роснефть все-таки войдет в число участников проекта «Юг».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.