Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (489) | 27 января 2014г.
 

Бизнес американцев по-русски

GM адаптировался к местным условиям . На сайте о металлоконструкции форум развивается.

Илья Ширтанов

27 января состоится судебное заседание по рассмотрению требований ООО «Джей Ви Системз» (ДВС) к Межрайонной ИФНС №15 по Самарской обл., касающихся уплаты налога на прибыль. Каким образом ДВС успело сформировать прибыль, неизвестно. Ведь ожидается, что производственная площадка предприятия на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти» начнет функционировать только в 2015 г. Таким образом, можно прийти к заключению, что, начав пользоваться льготами ОЭЗ, ДВС могло быть использовано Группой GM в России для проведения финансовых операций. Контроль за деятельностью ДВС осуществляет материнская компания ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», возглавляемая генеральным директором Гари ТИЛСОНОМ.

ДВС просит Арбитражный суд Самарской обл. обязать ФНС возвратить на расчетный счет компании «неправомерно взысканные путем зачета суммы налога на прибыль» в размере 3,6 млн р., а также штрафа и пени. На первый взгляд ситуация может показаться стандартной. Коммерческие организации не всегда согласны с позицией налоговой службы по поводу налоговых отчислений. В данном случае привлекает внимание сам факт возникновения прибыли у ДВС.

ДВС было образовано в октябре 2012 г. Единственным учредителем фирмы выступило ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ». По версии учредителя, ДВС будет обладать собственными производственными мощностями на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти». Вскоре ДВС было наделено статусом резидента ОЭЗ «Тольятти». На официальном сайте «Джи Эм-АВТОВАЗ» отмечается, что ДВС ориентировано на кузовное и прессовое производства. Тем не менее проект еще далек от завершения. «Начало производства автомобилей Chevrolet NIVA нового поколения намечено на декабрь 2015 г.», — сообщает портал «Джи Эм-АВТОВАЗ».

Становится очевидно, что за время своего существования ДВС фактически не имело возможности заниматься производством и, соответственно, получать прибыль от этого вида деятельности. Тогда возникает вопрос: о каком налоге на прибыль идет речь в документах арбитражного суда?

Ответ можно найти, если обратить внимание на то, что ДВС является резидентом ОЭЗ.

ОЭЗ по сути является офшорной зоной, здесь действует ряд налоговых льгот. Получив статус резидента, коммерческая организация подпадает под действие статей законов, предоставляющих ряд преференций, в т. ч. таможенные привилегии и налоговые льготы. В этом случае существование фирмы-резидента может быть выгодно учредителю в плане проведения через нее денежных потоков. Если рассматривать частный случай, то Группа GM вполне могла воспользоваться льготным положением ДВС. Например, организовать через последнюю финансовую проводку поставки комплектующих на автомобильный завод ООО «Джи Эм Авто» (ДЭА) в Санкт-Петербурге. Хотя официальные лица предпочитают это отрицать. Но если это было бы возможно, то ДВС могло бы получать прибыль от продаж автокомпонентов. Если делать упор именно на подобного рода операции, то, имея в ОЭЗ своего резидента, может и не понадобиться строить там производство. Зачем, если путем проведения финансовых операций через резидента можно получать от налоговых льгот выгоду?

При этом небольшая сумма взысканного налога на прибыль с ДВС не должна смущать. Даже при отрицательных значениях прибыли выручка предприятия может составлять внушительные суммы. В этом плане привлекает финансовая отчетность ДЭА. На протяжении пяти лет фирма стабильно показывает убытки. 2012 г. при выручке в 38,8 млрд р. ДЭА закончило с убытком в размере 1,6 млрд р. Подобные отчеты зачастую формируют организации, преследующие иные цели, нежели извлечение прибыли от работы предприятия. Однако для западных компаний подобные экономические показатели нехарактерны. Это уже может настораживать налоговые органы.

Не исключено, что Группа GM уже успела адаптироваться к российским особенностям ведения бизнеса. На эти мысли наводит уже то обстоятельство, что для работ по проектированию и строительству предприятия ДВС был привлечен генподрядчик в лице ОАО «Автозаводстрой», генеральным директором которого является Игорь Кадыров.

Эта же компания осваивала бюджетные денежные средства на строительстве «Лада-Арены». Сроки и качество работы «Автозаводстроя» вызывали нарекания, в т. ч. со стороны губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. В частности, инициатива губернатора привела к тому, что смета строительства «Лада-Арены» была снижена на 1 млрд р.

Возникает вопрос, почему частная организация предпочла заключить контракт с фирмой, имеющей такую биографию. Ответ может быть простой: потенциальный подрядчик должен был чем-то сильно заинтересовать заказчика. Тем более что, по заверению пресс-службы ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ»: «Общая сумма инвестиций в проект составляет $209 млн».

Тем не менее, получив в свое распоряжение офшорную компанию, прописанную в ОЭЗ «Тольятти», группа GM может и не спешить с завершением строительства производственных мощностей. Тем более что у основного потребителя ДВС — «Джи Эм-АВТОВАЗ» наблюдается спад производства и продаж продукции. ДВС между тем уже способно выполнять посреднические функции. При этом логично, что контроль за деятельностью ДВС должен быть возложен на материнскую компанию, т. е. на ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», с недавних пор возглавляемое Гари Тилсоном.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Ирина ШЕМЯКИНА, специалист по внешним коммуникациям ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ»

- В соответствии с политикой компании мы не комментируем финансовые результаты наших дочерних подразделений, каковым является ООО «Джей Ви Системе». Аналогичным образом мы не комментируем предстоящие судебные заседания до вынесения окончательного решения по ним. Тем не менее можем сказать, что между ООО «Джей Ви Системе» и ООО «Джи Эм Авто» отсутствуют какие-либо контрактные отношения, поскольку никогда не планировались.