Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (489) | 27 января 2014г.
 

Александр Ефанов:

Мы создаем равные условия для участников процесса

Сергей Ромашов

На прошлой неделе Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС) подвел итоги работы в 2013 г. Об этом, а также о переменах в судебной системе, которые ожидают нас в ближайшее время, в интервью «Хронографу» рассказал председатель 11 ААС Александр ЕФАНОВ.

- Александр Алексеевич, каковы итоги работы 11 ААС в 2013 г. ?

- В 2013 г. на рассмотрение в 11 ААС поступило 20208 апелляционных жалоб, что на 1908 жалоб больше аналогичного показателя за предыдущий год. В 2013 г. 5454 судебных акта 11 ААС были обжалованы в кассационном порядке. Судебная нагрузка в 2013 г. выросла на 8,9% и составила в среднем 49 дел в месяц на одного судью. В течение последних пяти лет было много событий, которые не прошли бесследно для нашего суда. Одно из самых сложных — это экономический кризис, который затронул весь мир. Нам этот кризис принес возросшее почти вдвое количество дел и пропорционально увеличившуюся судебную нагрузку, которая продолжает расти. Но мы год за годом достойно преодолеваем трудности и по праву можем гордиться результатами своей работы. Впереди же нас ждут новые перемены -это уже не вызывающее сомнений объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Будем надеяться, что цель этого объединения, а именно формирование единообразия судебной практики, будет достигнута, и это действительно послужит укреплению судебной системы нашей страны.

- С 1996 по 2005 гг. Вы были председателем Самарского гарнизонного военного суда, а в июле 2005 г. возглавили 11 ААС. Т. е. фактически Вы являетесь первым и единственным председателем данного судебного органа. Что Вы можете рассказать об истоках создания 11 ААС?

- Закон о создании апелляционных судов был издан в 2002 г. До этого апелляция входила в состав судов первой инстанции. Разделение призвано было наделить апелляцию большей самостоятельностью. Поясню. В отличие от системы судов общей юрисдикции, которая организована по принципу «вертикали», т. е. когда нижестоящие суды подчиняются вышестоящим, в арбитражной системе все суды независимы друг от друга и работают самостоятельно в соответствии с АПК РФ и сложившейся судебной практикой. Мы не вправе контролировать суды первой инстанции, а нас, в свою очередь, не может контролировать кассационный суд.

11 ААС начал осуществлять правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в 2006 г. Мы расположены в г. Самаре, однако 11 ААС охватывает своей деятельностью четыре субъекта РФ: Самарскую, Пензенскую, Ульяновскую обл. и Республику Татарстан. Что касается формирования судейского состава, то для этого предусмотрена конкурсная основа. Все наши судьи получили одобрительные заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и были назначены Президентом РФ. Основой судейского корпуса 11 ААС являются судьи Арбитражного суда Самарской обл., т. е. весьма опытные специалисты. В то же время у нас есть судьи, которые пришли в 11 ААС из Арбитражного суда Пензенской обл., судов общей юрисдикции, военных судов, есть судьи, которые в прошлом были помощниками судей 11 ААС. Принцип отбора у нас один — профессионализм, другого нет. В настоящее время правосудие в 11 ААС осуществляют 33 судьи.

- Как Вы оцениваете предложенный Президентом РФ Владимиром Путиным вариант реформы судебной системы и перспективы ее развития? Как данная реформа может отразиться на структуре 11 ААС?

- Совершенствование власти в стране, в т. ч. судебной, — это право Президента РФ, закрепленное Конституцией, и давать оценку его предложениям я по этическим соображениям не стану. Могу сказать, что на сегодняшний день арбитражная система продолжает работать, и судам первых трех инстанций ничего не угрожает. Из Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ формируется совершенно новый орган, в котором, в числе прочих, будет коллегия по экономическим спорам. Пока это определено концептуально. Как новый орган будет работать на практике — покажет время. Идея в том, чтобы исключить возможность вынесения судами различных юрисдикции взаимоисключающих решений, потому что, к примеру, бывают случаи, когда та или иная сторона, проиграв арбитражный процесс и скрыв это, направляется в суды общей юрисдикции, где судьи выносят противоположное решение. Из своего опыта могу сказать, что пережил несколько реформ военных судов, когда менялась их высшая инстанция, но для участников процессов хуже от этого не стало. Поэтому я не вижу никаких проблем в этом объединении.

- Насколько работа современных судебных органов, и в частности 11 ААС, стала более открытой и модернизированной за последние годы?

- Когда 11 ААС только открылся, у нас уже имелось необходимое техническое оборудование, на всех судебных заседаниях велся аудио-протокол. Мы создаем равные условия для участников процесса. С самого начала у нас работал официальный интернет-сайт, у нас также были и есть доступные для всех информационные киоски. Все судебные акты выкладываются на ресурсе «Картотека арбитражных дел» и доступны для свободного просмотра. Работает сервис «Мой арбитр», который позволяет не только легко отслеживать движение дел, но и направлять в суд документы в электронном виде. Три года назад в 11 ААС была введена в действие система электронного распределения дел, которая также направлена на качественное улучшение организации правосудия. Данная система обеспечивает равномерное распределение поступивших судебных дел между судьями методом случайной выборки, т. е. по принципу беспристрастности и невмешательства соответствующих должностных лиц суда. За три года работы этой системы можно с уверенностью говорить о том, что она себя оправдала. Кроме того, судебные заседания у нас, в соответствии с законом, открытые, вы сами можете в этом легко убедиться.

- Какие свежие тенденции и особенности судопроизводства по арбитражным делам Вы могли бы отметить?

- Изменений немного. В 2011 г. в АПК была поправка, которая сделала аудиопротокол обязательным условием проведения судебных заседаний.

В то же время было введено упрощенное судопроизводство без вызова сторон. Нововведений не должно и не может быть много. Судебная власть консервативна. Решения суда должны действовать в течение продолжительного периода времени и создавать предсказуемость в экономике, что хорошо для бизнеса. Поэтому практику и правоприменение нельзя менять через месяц, это все равно что больного каждый час лечить разными лекарствами — ничего хорошего не выйдет.

- Но условия жизни меняются, и это не может не отражаться на законах. Так, в 2013 году вступил в силу ряд поправок в Гражданский кодекс РФ.

- Гражданский кодекс — это, по сути, экономическая конституция страны, которая касается всех нас без исключения. Даже находясь в трамвае и покупая билет, мы действуем в соответствии с Гражданским кодексом — мы заключаем сделку. Изменений в Гражданский кодекс достаточно много, но все они грамотно проработаны, и сказать, что мы испытываем непреодолимые трудности в связи с применением их в судебной практике, я не могу.

- Если обратиться к практике Арбитражного суда Самарской обл. и других судов, апелляционной инстанцией для обжалования решений которых является 11 ААС, то можно заметить, что порой возникают ситуации, когда суд первой инстанции принимает решения, опираясь на доводы только одной из сторон, а доводы другой стороны во внимание не принимает. Иногда такой подход приводит к формированию судебной практики, изменить которую стороне, имеющей существенные доказательства правоты своей позиции, довольно сложно. Как и насколько часто 11 ААС приходится исправлять недочеты, возникшие при рассмотрении дел в судах первой инстанции?

- В 2013 г. 11 ААС рассмотрел 15660 судебных дел, из которых отменил или изменил порядка 13,5%. В соответствии с АПК РФ, обязанность суда — обеспечить состязательность и создать равные условия для всех участников процесса. Каждый обязан сам доказывать свою правоту. Ни одна из сторон не освобождается от предоставления доказательств. Но если одна сторона работает в этом направлении грамотно, а другая не делает ничего, то при чем здесь суд? Бывают и злоупотребления, когда участники процесса в первой инстанции утаивают какие-либо сведения, а потом предоставляют их в апелляции, кассации и т.д. Это достаточно сложный вопрос. Кроме того, существуют определенные сроки, в течение которых дело должно быть рассмотрено. Если суд нарушает эти сроки, то другая сторона, которая ведет себя добросовестно, может предъявить претензии суду о затягивании процесса. Тогда же начинаются упреки и в том, что суд находится на чьей-то стороне. Но в 11 ААС работают настоящие профессионалы, которые никогда не позволят себе встать на сторону истца или ответчика. Каждый доказывает свою правоту, а суд оценивает представленные доказательства. Конечно, играет роль и юридическая грамотность участников процессов. Например, индивидуальный предприниматель Иванов судится с крупным банком, который направляет в суд квалифицированного специалиста. Это неравные условия? Но это не проблема суда. Поэтому неоднократно поднимался вопрос о том, что в системе арбитражных судов представителями сторон были юристы. Думаю, уровень судебных процессов от этого только повысится.