Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (487) | 23 декабря 2013г.
 

Пахоменко знает

Что строить тротуары в ОЭЗ оказывается крайне выгодным занятием

Сейдамет Абреков

19 декабря закончен прием заявок на участие в тендере на строительство автомобильных дорог и тротуаров в Особой экономической зоне (ОЭЗ) «Тольятти». Начальная цена контракта — порядка 558 млн р. Строительство тротуаров, заборов и макетов — это, пожалуй, основное, чем пока заполнилась ОЭЗ «Тольятти» под руководством Алексея ПАХОМЕНКО (на фото). Причем такое строительство, судя по всему, уже обошлось налогоплательщикам не в один миллиард рублей. Но у подобного подхода к реализации важнейшего для правительства Самарской обл. проекта, как ОЭЗ, очевидно, должны быть интересанты. Среди них могут оказаться те, кто сегодня контролирует поставку комплектующих в ОАО «АВТОВАЗ». Если в ОЭЗ появятся заводы конкурентов, то можно навсегда лишиться гарантированного заказа АВТОВАЗа.

Не с того конца

Отталкиваясь от сути объявленного тендера, стоит заметить, что желание ОЭЗ «Тольятти» заняться строительством тротуаров на сумму, превышающую полмиллиарда рублей, сложно поддается логическому объяснению. Хотя, стоит признать, дороги в ОЭЗ «Тольятти» все же нужны. Согласно конкурсной документации предполагается строительство автомобильных дорог и тротуаров общей протяженностью 8,749 км. Это почти 65 млн р. за километр. Кроме того, запланирован монтаж наружного освещения и озеленение.

Вместе с тем тема «тротуаростроения» в свете предыдущих инициатив руководства ОЭЗ «Тольятти» требует отдельных пояснений. Руководителем филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской обл. является Алексей Пахоменко. Здесь стоит напомнить, что долгие годы ОЭЗ «Тольятти» была известна широкой общественности и даже потенциальным резидентам в виде разнообразных буклетов и незатейливых макетов. Вопрос, сколько бюджетных средств, а ОЭЗ «Тольятти» строится именно на средства налогоплательщиков, было потрачено на такое «продвижение» ОЭЗ. Вероятно, не один десяток миллионов рублей. Следующим громким шагом в теме строительства ОЭЗ «Тольятти» стало, пожалуй, строительство забора. Какая была нужда огораживать территорию ОЭЗ «Тольятти», если ни один резидент еще так и не начал здесь работу — вопрос открытый. К слову, общая заявленная площадь ОЭЗ «Тольятти» — 660 га.

Анпилов ушел почти по-английски

Вместе с тем, дабы не быть обвиненными в необъективности, следует отметить, что после таких важнейших в развитии ОЭЗ «Тольятти» этапов, как «макетостроение» и «заборостроение», на территории ОЭЗ наконец началось строительство инфраструктурных объектов. Но, как показала практика, и здесь не обошлось без проблем. Так, 3 октября 2013 г. на интернет-портале ОЭЗ «Тольятти» появилось сообщение следующего содержания: «Филиалом ОАО «ОЭЗ» в Самарской обл. проводится оперативная работа по смене подрядной организации, обеспечивающей строительство объектов коммунальной зоны 1 этапа ОЭЗ «Тольятти».

Причиной этому послужил тот факт, что ЗАО «Группа предприятий — Архитектор» («ГП-Архитектор») 26 сентября 2013 г. подало заявление в арбитражный суд о признании предприятия банкротом. ... Также 27 сентября 2013 г. работники подрядчика покинули объект ОЭЗ. К настоящему времени филиал инициировал расторжение действующего контракта с ЗАО «ГП-Архитектор» и провел переговоры с альтернативной подрядной организацией. Ведется работа по передаче объекта строительной компании, которая завершит строительство объектов коммунальной зоны в срок. Планируется, что уже с 14 октября строительно-монтажные работы продолжатся в обычном режиме. Напомним, что компания ЗАО «ГП-Архитектор» выиграла открытый конкурс и вела строительство зданий и сооружений первого этапа коммунальной зоны Особой экономической зоны «Тольятти». По условиям контракта контрагент должен был построить административно-бытовой корпус, газовую котельную, КПП, открытую автостоянку для грузовых и легковых автомобилей, ограждения коммунального сектора и инженерные сети внутри только коммунальной зоны».

Следует заметить, что новость на портале ОЭЗ «Тольятти» появилась уже после того, как от редакции Областного аналитического еженедельника «Хронограф» был направлен руководству ОЭЗ «Тольятти» информационный запрос о начале процедуры банкротства ЗАО «ГП-Архитектор», бенефициаром которого всегда считался Сергей Анпилов. До редакционного письма Алексею Пахоменко не было известно об инициативе «ГП-Архитектор». Информация об «альтернативной подрядной организации» и на основании чего она ведет те работы, которые должен был завершить «ГП-Архитектор», до сих пор не раскрыта. Важно заметить, что компания, связанная с Сергеем Анпиловым, должна была выполнить работы, без которых сложно себе представить нормальное функционирование ОЭЗ «Тольятти».

Не отказать хорошим людям

Показательно, что вслед за распространением информации о проблемах с «ГП-Архитектор» на неофициальном уровне уже появились информационные вбросы о начавшемся оттоке резидентов ОЭЗ «Тольятти». Если это так, то подобного рода процесс может иметь объяснение. Возможно, иностранным инвесторам надоело быть ничего не решающими очевидцами «макетостроения», «заборостроения» и теперь еще и «тротуаростроения». Им нужно запускать свои производства. Похоже, что некоторым это начало казаться несбыточной фантазией.

Забавно, но у того, чтобы иностранные резиденты ОЭЗ «Тольятти» так никогда и не начали выпуск продукции, могут быть интересанты. Чтобы понять, кто эти люди, достаточно обратить внимание на то, что большая часть резидентов ОЭЗ «Тольятти» — это компании — производители автокомпонентов. Причем территориальная близость ОЭЗ «Тольятти» к ОАО «АВТОВАЗ» с большой долей уверенности позволяет говорить о том, что большинство автокомпонентов будет поставляться на АВТОВАЗ. Таким образом, чем больше резидентов появится в ОЭЗ «Тольятти», чем больше они будут производить автокомпонентов, тем меньший шанс, что т. н. традиционные вазовские поставщики смогут и дальше иметь гарантированный заказ на свою продукцию. Совершенно очевидно, что те, кто сегодня поставляет комплектующие на АВТОВАЗ и на вторичный рынок, проиграют в конкуренции иностранным производителям.

При этом важно напомнить, что руководитель ОЭЗ «Тольятти» Алексей Пахоменко имел большой опыт работы вице-президентом АВТОВАЗа, т. е. он далеко не понаслышке должен быть знаком с людьми, чей бизнес связан с поставками на АВТОВАЗ. С учетом этого легко представить, как Алексея Пахоменко могли деликатно попросить делать так, чтобы по-настоящему ОЭЗ «Тольятти» в том виде, в котором ее планируют видеть региональные власти, так и не появилась. Очевидно, что просители могли сопроводить свои слова рядом иных аргументов, от которых сложно было отказаться. О том, что в ОЭЗ «Тольятти» могут хорошо слышать подобных просителей, как раз и говорит бурная деятельность по «макетостроению», «заборостроению» и теперь еще и «тротуаростроению». Для получения комментариев «Хронографом» был направлен запрос на имя Алексея Пахоменко. На момент подготовки материала он предпочел на поставленные вопросы не отвечать.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Список вопросов от ОАЕ «Хронограф», на которые Алексей Пахоменко предпочел не отвечать:

1. Сколько бюджетных средств уже было потрачено на строительство ОЭЗ «Тольятти» (в разрезе каждого года)?

2. Почему все эти годы ОЭЗ «Тольятти» делала акцент на строительство макетов, заборов и тротуаров? Почему с тем же рвением не шло строительство инфраструктуры?

3. Какая «альтернативная подрядная организация» и на основании чего ведет те работы, которые должен был завершить «ГП-Архитектор»?

4. Что вам известно о том, что ряд резидентов ОЭЗ «Тольятти» уже отказались от участия в этом проекте? Почему, как вы думаете, они сделали это?