Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (487) | 23 декабря 2013г.
 

«Бедный» Гари

Работа в Тольятти заставит Тилсона считаться с российской действительностью

Сейдамет Абреков

ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» в данный момент через свое дочернее предприятие — ООО «Джей Ви Системз» — все еще надеется реализовать проект строительства на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти» нового завода по производству кузовов для автомобилей. Имеется ряд наблюдений, которые усиливают ощущение, что это предприятие рискует так и не появиться в обозначенный ранее срок. Более того, обозначившаяся на российском рынке динамика продаж новых автомобилей теоретически может заставить «ДжиЭм-АВТОВАЗ» в 2014 г. начать высвобождать персонал. Ответственность за последствия придется нести новому генеральному директору «ДжиЭм-АВТОВАЗ» Гари ТИЛСОНУ (на фото).

Подрядчики с сюрпризами

По заявлению ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ», инвестиции в строительство нового завода составят $209 млн. ООО «Джей Ви Системз» должно производить 120 тыс. кузовов для автомобилей Chevrolet NIVA нового поколения. Начало производства этого автомобиля намечено на декабрь 2015 г.

У наблюдателей Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» существует масса опасений, что к заявленной дате и за озвученную сумму новый завод могут не успеть построить. Для этого имеется несколько причин. Начнем с мелочей. Для работ по проектированию и строительству предприятия привлечен генподрядчик ОАО «Автозаводстрой», генеральным директором которого является Игорь Кадыров. Эта компания была подрядчиком при строительстве за бюджетный счет «Лада-Арены». Сроки и качество работы «Автозаводстроя» вызывали нарекания, в т. ч. со стороны губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. В частности, инициатива губернатора привела к тому, что смета строительства «Лада-Арены» была снижена на 1 млрд р. Если бы не Николай Меркушкин, то «Автозавод-строй» выполнил практически тот же объем работ, но при этом услуги этой компании стоили бы налогоплательщику на 1 млрд р. дороже. Однако даже после ввода «Лада-Арены» в эксплуатацию «Автозаводстрой» отнюдь не закончил работы на этом объекте. Как отметил губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин, в рамках гарантийных обязательств компании еще предстоит устранить недоработки.

Поскольку «Автозаводстрой» будет активно занят на государственном объекте, значит, он будет вынужден отвлекать существенную часть своих возможностей именно на «Лада-Арену». Соответственно, завершение работ на новом заводе ООО «Джей Ви Системз» может быть смещено по срокам. Если это случится, то запуск промышленного производства Chevrolet NIVA нового поколения окажется под угрозой срыва ранее намеченных сроков. Что неминуемо скажется на показателях «ДжиЭм-АВТОВАЗ» по выручке, прибыли, налоговых отчислениях и т. д. Нетрудно догадаться, что падение производства на предприятии может привести к сокращениям персонала.

Но сложности подрядной организации — это далеко не все риски, из-за которых «ДжиЭм-АВТОВАЗ» может понести урон. Здесь нужно напомнить, что само по себе строительство ОЭЗ «Тольятти» идет невпечатляющими темпами.

Во многом это происходит из-за того, что и другие подрядные организации ведут себя не лучшим образом. Например, ЗАО «Группа предприятий -Архитектор» Сергея Анпилова начало процесс самобанкротства и не будет выполнять взятых на себя обязательств по строительству инфраструктурных объектов ОЭЗ «Тольятти». А без этих объектов нормальное функционирование ОЭЗ вряд ли возможно. Проблемы строительства дорог, систем водо-, тепло-, газо-, электроснабжения в ОЭЗ не могут не отразиться на сроках строительства завода «Джей Ви Системз». Ведь если к ОЭЗ нельзя будет нормально подъехать или запитать территорию газом и электричеством, то о какой нормальной работе предприятия может идти речь? При этом ООО «Джей Ви Системз» было названо якорным резидентом ОЭЗ «Тольятти», к которой у областных властей особое отношение.

Непрошеные гости

В целом же напрашивается вывод, что у слабой реализации такого важного для развития Самарской обл. проекта, как ОЭЗ «Тольятти», должны быть заинтересованные лица. Косвенные признаки указывают на то, что среди подобных лиц могут быть некоторые из т. н. традиционных вазовских поставщиков. Т. е. компании, которые на протяжении десятков лет поставляют в ОАО «АВТОВАЗ» комплектующие изделия, практически не меняя их линейки и не повышая качества. Разумеется, если в регионе в массовом порядке появятся современные производства автокомпонентов, которые будут организовывать в ОЭЗ «Тольятти» иностранные инвесторы, эти т. н. традиционные вазовские поставщики будут лишены гарантированного заказа на свою продукцию. Она просто не выдержит конкуренции с продукцией резидентов ОЭЗ.

Очевидно, что и на Chevrolet NIVA нового поколения будет применено большее количество современных агрегатов и комплектующих, которые сегодня «традиционные вазовские поставщики» не производят, да и не смогут производить в ближайшем будущем. Например, 11 декабря во время общения с представителями СМИ генеральный директор ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» Гари Тилсон заявил, что Chevrolet NIVA нового поколения будет оснащаться мотором Peugeot и трансмиссией индийского производства. Тогда как сегодня Chevrolet NIVA комплектуется этими агрегатами вазовского производства. И это только один пример. Тот же новый завод ООО «Джей Ви Системз» должен будет производить до 120 тыс. кузовов для Chevrolet NIVA нового поколения. Тогда как сегодня кузова для Chevrolet NIVA поставляет ОАО «АВТОВАЗ». Т. е. инициативы GM на строительство завода «Джей Ви Системз» и обновление модельного ряда сильно ударят по финансовой стабильности многих тех, кто сегодня получает колоссальные доходы. Вряд ли этим лицам понравится, что их стабильности кто-то угрожает.

Под присмотром альянса

И это уже не говоря о том, что Chevrolet NIVA нового поколения, а также ныне выпускаемая Chevrolet NIVA является прямым конкурентом некоторым моделям альянса Renault-Nissan. Т. е. и альянс должен быть не заинтересован в успехах GM в Тольятти. При этом важно напомнить, что альянс получил возможность реально управлять АВТОВАЗом — одним из двух основных акционеров ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ». Председатель совета директоров ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» -представитель АВТОВАЗа. Т. е. Renault-Nissan имеет все рычаги, чтобы блокировать любое не устраивающее альянс решение.

Помимо вышеназванных внешних угроз, у «ДжиЭм-АВТОВАЗ» имеется и масса собственных проблем. Среди основных стоит назвать падение продаж и достаточно высокую цену автомобиля — от 450 тыс. р. Дальнейшее увеличение цены будет сказываться на продажах, очевидно, только отрицательно. Общее ухудшение экономической ситуации в России также отнюдь не будет способствовать повышению продаж «ДжиЭм-АВТОВАЗ». При этом руководство Самарской обл. уже успело заявить, что предприятия региона должны сделать все, чтобы показатели по итогам 2014 г., в частности, по налоговым отчислениям, были не хуже, чем в 2013 г. А как этого можно добиться в такой сфере, как производство и продажа автомобилей, если она напрямую зависит от благосостояния граждан.

При этом такие крупные предприятия, как АВТОВАЗ, региональные власти вряд ли будут критиковать по той простой причине, что на том же АВТОВАЗе работают около 70 тыс. человек, и в данном случае больше будет важна социальная стабильность, чем экономические показатели. В случае же с «ДжиЭм-АВТОВАЗ», где работают около 1,6 тыс. человек, никаких поблажек, наверное, не будет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Гари ТИЛСОН, генеральный директор ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ»

- Нам удалось наладить продуктивную работу с ОАО «Автозаводстрой». Существует график регулярных встреч на всех уровнях от рабочих до гендиректоров, на которых обсуждаются этапы реализации проекта и возникающие проблемы. Мы стараемся решать эти проблемы вместе с подрядчиком на самой ранней стадии. Аналогичный подход мы используем и во взаимоотношениях с ОЭЗ «Тольятти».

Все основные стратегические решения относительно бизнеса и продукта ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» одобряются на уровне совета директоров компании на регулярных заседаниях. В т. ч. и проект по расширению производственных мощностей до 120 тыс. для выпуска Chevrolet NIVA нового поколения, одобренный советом 21 сентября 2012 г. АВТОВАЗ является нашим акционером и партнером, с которым за годы совместной работы мы наладили эффективные взаимоотношения.

В первой половине т. г. руководство компании уже принимало решение о сокращении производственных смен в определенные дни. Поскольку мы относительно небольшая компания, в нашем арсенале есть целый ряд подобных инструментов, которые позволяют реагировать на изменения рынка оперативно и эффективно.