Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (487) | 23 декабря 2013г.
 

Геннадий Котельников:

Вуз должен обеспечить качественное образование

Татьяна Федорова

13 декабря Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга деятельности высших учебных заведений. В Самарской обл. неэффективными признаны 4 образовательных учреждения. О том, как оценивалась работа вузов, «Хронографу» рассказал ректор СамГМУ, председатель Совета ректоров вузов Самарской обл. Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ.

- Геннадий Петрович, по каким критериям выявлялись неэффективные вузы?

- В мониторинге-2013 приняли участие 934 вуза и 1478 филиалов. Эффективность государственных и негосударственных вузов, а также филиалов оценивалась по шести критериям: средний балл ЕГЭ студентов, поступивших на очную форму обучения, объем средств, которые вуз получает от собственных научных и конструкторских работ, доля обучающихся иностранных студентов, средняя зарплата педагога, обеспеченность вуза площадями и критерий трудоустройства выпускников. Вуз или филиал может быть отнесен к группе эффективных при достижении пороговых значений по любым трем и более показателям. В Самарской обл. неэффективными признаны Самарский институт управления, Самарский филиал Современной гуманитарной академии, Самарский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Тольяттинский институт (филиал) Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. Из них последние 2 находятся в стадии реорганизации.

- Какие параметры необходимо учитывать, принимая решение о ликвидации или реорганизации вуза?

- Помимо тех параметров, которые заложены в системе мониторинга эффективности вузов, на мой взгляд, необходимо учитывать задачи развития той или иной территории, профиль работы филиала, возможности трудоустройства преподавателей и распределения студентов. Например, у нас в области, как и в других регионах РФ, большое число вузов и филиалов специализируются на образовательных программах группы «Экономика и управление». Оптимизация работы таких образовательных организаций менее болезненна, чем, например, педагогического вуза, который работает на целую отрасль. В любом случае к таким вопросам необходимо подходить строго индивидуально и максимально корректно.

- Как Вы относитесь к инициативе Министерства образования и науки РФ закрыть 70-80% филиалов вузов?

- Филиалы вузов как заметное явление российской системы образования появились в 90-е годы, когда государство предоставило возможность вузам проводить набор на места с оплатой стоимости обучения. В это же время появляются негосударственные вузы. Так сложилось, что филиалы стали рассматриваться рядом вузов в первую очередь как средство улучшения своего финансового состояния, при этом образовательные, научные и воспитательные задачи ушли на второй план. Филиалы вузов открывали прежде всего столичные вузы. Практически ни один вуз, расположенный в субъектах РФ, не имеет сети филиалов за пределами своего субъекта. Прошедшие со времени массового открытия филиалов 10-15 лет показали, что в целом система существования большого числа филиалов себя не оправдала. Практически все филиалы реализуют направления подготовки исключительно в сферах «Экономика и управление» и «Право». Количество студентов в филиалах в разы меньше, чем в базовых вузах, и составляет 500-1500 человек. В филиалах либо отсутствует, либо ограниченно представлена очная форма обучения, которая в системе высшей школы является базовой. В филиалах очень ограниченно ведется научная работа. Качество абитуриентов в филиалах почти всегда ниже, о чем свидетельствуют итоги прошедшего мониторинга эффективности вузов. Большинство талантливых ребят стараются поступить все-таки в вузы, а не в филиалы. Замечу, что многие ведущие вузы РФ практически не имеют филиальной сети: тот же МГУ, МФТИ и другие. Самарский государственный медицинский университет, например, также не имеет филиалов. Это осознанная позиция руководства данных вузов, основанная на невозможности обеспечить то же качество образования, что и в базовом вузе.

Другая ситуация связана с филиалами самарских вузов в Сызрани и Тольятти. Здесь есть возможность вести образовательный процесс силами преподавателей вуза. Наличие там филиалов имеет социальный смысл, т. к. обеспечивает доступность высшего образования для данных крупных муниципальных образований. Таким образом, к предложению Министерства образования РФ о сокращении количества филиалов я отношусь положительно. Естественно, такое сокращение должно проводиться максимально аккуратно, с учетом интересов студентов.

- Каким критериям должен отвечать успешный вуз?

- Вуз должен обеспечить качественное образование. Для этого вуз должен соответствовать ряду условий. Должен быть высокого качества преподавательский состав. Причем сейчас важно привлечь в высшую школу талантливую молодежь, обеспечить преемственность поколений. Обязательно наличие в вузе научных школ и системной научной работы. Важно обеспечить социально-бытовые условия для студентов и преподавателей: общежития, столовые, спортивные залы, условия для досуга. В целом в рамках имеющихся ресурсов самарские вузы работают достаточно успешно и имеют большой потенциал для развития. Для высшей школы большое значение имеет инициатива губернатора Самарской обл. Н.И. Меркушкина о строительстве Технополиса в районе Радиоцентра г. Самары — нового района г. Самары, который должен сконцентрировать в себе лучший научный, образовательный и инновационный потенциал региона. Совет ректоров совместно с правительством Самарской обл. сейчас активно работает над проектом Технополиса.