Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (485) | 9 декабря 2013г.
 

Александр Засс:

ВоКС практически довело ситуацию до крайности

Илья Ширтанов

В конце осени 2013 г. администрация ООО «Волжские коммунальные системы» (ВоКС) начала широкомасштабную акцию по формированию имиджа компании. В медийном пространстве появились многочисленные публикации. Главный управляющий директор ВоКСа Олег МАРКЕЛОВ пытается внушить горожанам мнение о высокой социальной ответственности компании. На фоне этой кампании абсолютно иные тезисы приводит бывший сотрудник одного из подразделений ВоКС — ПК «Водоканал». В интервью «Хронографу» Александр ЗАСС рассказал о своем видении ситуации.

- Александр Григорьевич, то, что в действительности картина выглядит совсем по-иному, нежели ее стараются обрисовать менеджеры ВоКС, можно было услышать неоднократно. В то же время, например, Олег Маркелов — лицо официальное и уполномочено давать соответствующие комментарии. Насколько актуальна информация, которой владеете вы?

- Мои сведения актуальны на октябрь 2013 г. Именно в это время я был уволен с должности ведущего инженера группы технологического мониторинга ПК «Водоканал». И могу сказать, что я уходил с предприятия, которому, по моим подсчетам, осталось существовать совсем недолго. Одна цифра — в настоящее время изношенность сетей «Водоканала» составляет порядка 85%. А ВоКС, между прочим, отвечает за поставку питьевой воды в двух районах Тольятти. Вы представляете, что разговор идет о сетях, обеспечивающих жизнедеятельность города? ВоКС практически довело ситуацию до крайности. С чем это связано? После передачи имущества и трудоустройства работников из ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» в ВоКС политика управления изменилась полностью. А сейчас, на мой взгляд, руководители ВоКС, как говорится, начинают прикрывать тылы, при этом используя недостоверные сведения.

Отдельная реплика по поводу распространяемой информации о вложениях в реконструкцию сетей и оборудования. В первых числах ноября в одной из тольяттинских газет прочитал интервью с Олегом Маркеловым. Так сразу могу сказать, многое из описанного не соответствует действительности. В интервью делается заявление о завершении реконструкции РНС-4 Комсомольского р-на, модернизации насосной станции второго подъема водозабора «Комсомольский»! При мне, а я не работаю в ПК «Водоканал» после сокращения с 8 октября, данных работ не проводилось. Провести их за месяц-два? Как технолог со стажем утверждаю -это нереально. Получается, что кто-то кого-то ввел в заблуждение. Единственное, что можно считать затратами, понесенными ВоКС, это установка приборов учета на скважинах ПК «Ягодинский». Но приборы на трех скважинах — это «копейки».

Следуем далее. На 99 скважинах водозаборов ПК «Водоканал», на коллекторах подачи воды в сети города, на головных канализационных насосных станциях, качающих стоки на очистные сооружения, стоят сотни таких приборов, смонтированных еще в бытность МУП «ПО КХ г.о. Тольятти».

Правда, некоторые уже не работают — неисправны либо не поверены. Вести учет и анализ работы затруднительно, но пока «обходятся». Проблемы с заключением договоров на поверки и ремонт приборов учета возникли, фактически, с приходом ВоКС. При этом активно муссируется вопрос энергосбережения.

А в чем заключается планируемое энергосбережение? В замене высоковольтных насосов при реконструкции РНС-4 на низковольтные с частотным регулированием? Согласен. В замене насосов при реконструкции на водозаборе «Комсомольский»? Согласен. Но это в будущем. А в реальном времени что? Экономия, получаемая при отключении по ночам высоковольтных насосов на РНС-6, со сбросом условно очищенных стоков в канал? И эту инициативу мог предложить технический директор ВоКС Дмитрий Ракицкий. Предложение для ВоКС, конечно, рациональное. Самое главное, попробуй не выполнить — уже многие расстались с должностью, кто имел мнение, отличное от мнения Ракицкого. Приводить фамилии не буду, просто отмечу, что таким образом был ликвидирован отдел главного энергетика ВоКС.

- Получается, что у персонала ВоКС не всегда есть стимул держаться за свое рабочее мест? Каким образом выстраиваются отношения работников предприятия с руководством и насколько реалистичен тезис об эффективном управлении кадрами?

- Кратко расскажу предысторию. В ноябре 2010 г. МУП «ПО КХ г. Тольятти» было реорганизовано в ОАО. В это же время появляется ВоКС. Параллельно прекращаются систематические выплаты «тринадцатой» зарплаты, премий к профессиональным праздникам, повышение тарифов, не говоря об остальных социальных благах. К слову, тариф поднимали один раз на 6%.

Был ликвидирован профсоюз. Вся деятельность коллективов комплексов свелась к подготовке и отправке в материнскую компанию ВоКСа — ОАО «РКС» «красивых» отчетов. Фактическое состояние коммуникаций и оборудования плачевно: профилактическая работа, предусмотренная правилами подготовки ремонта (ППР), по содержанию оборудования и сетей не ведется, т. к. не хватает людей.

Между тем Маркелов гордо заявляет об оптимизации численности персонала. До прихода ВоКС в ПО КХ работали 2300 человек. В настоящее время это же хозяйство обслуживают 1700 человек. 600 человек высвобождено. Результат налицо.

Оставшиеся специалисты успевают только ликвидировать аварии. Но я думаю, что сокращение продолжится. Кто будет работать в канализационном коллекторе за 8-9 тыс. р. в месяц? А именно такую зарплату получают молодые сотрудники с 3-м или 4-м разрядами и небольшим стажем. А если есть семья? В ПК «Водоканал» остались рабочие с 5-6-м разрядами, с большим стажем (максимальная добавка к окладу), работающие посменно (переработка, сверхурочные, праздничные), имеющие возможность подработать в свободное время. Но скоро уволятся и они.

Что бы ни говорил Маркелов об инвестициях, рабочим все чаще приходится заниматься тяжелым физическим трудом. К примеру, из-за отсутствия канало-промывочной машины засоры на сетях ликвидируются с помощью проволоки или «штанг». При этом количество засоров увеличилось по сравнению с работой в МУП «ПО КХ» в разы.

- Напрашивается вывод, что сети эксплуатируются без должного обслуживания?

- Безусловно. Я уже сказал, что людей хватает только для выездов на экстренные мероприятия. И как бывший главный технолог я представляю последствия любой, даже малой аварии на сетях водоснабжения. Если не проводятся технологические промывки, возможно повторение истории 2004-2005 гг., когда Комсомольский р-н в течение четырех месяцев потреблял воду низкого качества. А если вспомнить об аварии, произошедшей летом 2012 г., когда произошел порыв магистрального водовода 1200 мм... Бойлерами завозили воду, чтобы жители не остались без питьевой воды... Прогресс, можно сказать, налицо.

Не меньшее беспокойство вызывает ситуация в канализационном хозяйстве. Новаторство заключается в сокращении штата машинистов на канализационных насосных станциях. Не спорю, это логично. Только сейчас, на мой взгляд, говорить о таких вещах преждевременно. Чтобы реализовать этот замысел, необходимо достичь такой надежной автоматизации станций, чтобы на 100% быть уверенным в ее безаварийной работе. В противном случае не избежать разлива стоков на ландшафт при аварийных отключениях или сбоях в переключениях насосов. И опять все сводится к оптимизации штата и сокращению расходов предприятия.

На фоне этого Олег Маркелов сообщает общественности о том, что ВоКС за 2 года заработало 132 млн р. — почти в 7 раз больше, чем ПО КХ за 10 лет. Возникает вопрос: где деньги? О каком успехе можно вести речь? Развал инфраструктуры и сокращение рабочих мест — вот все, чем, на мой взгляд, отличилось ВоКС в г. Тольятти.