Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (482) | 18 ноября 2013г.
 

Ставка на Роснефть

Правобережье ждет решений по «Югу»

Вероника Синицына

11 ноября получила развитие ситуация вокруг намерения ОАО «НК «Роснефть» приобрести 20% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Скорее всего, последнее слово здесь будет за президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ. Ситуация интересна тем, что результаты лоббистских усилий президента Роснефти Игоря СЕЧИНА способны серьезно отразиться на перспективах развития как Самарской обл. в целом, так и территорий Правобережья.

Следует напомнить, что еще 30 октября ряд источников распространил информацию об обращении Игоря Сечина к Владимиру Путину с просьбой продать Роснефти 20% акций НМТП (см. «Хронограф» №36 (480) от 5.11.13). Официально позиция Роснефти объясняется необходимостью иметь собственную береговую базу для шельфовых проектов Роснефти и американской ExxonMobil в Черном море — разведочного бурения. Однако, по информации некоторых агентств, Правительство якобы выступает против этой продажи. Соответствующий доклад уже должен быть направлен Владимиру Путину. Причем кажется, что единой позиции по этому вопросу нет ни в органах государственной власти, ни у экономических аналитиков.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов 1 ноября 2013 г. сообщал «Хронографу»: «Вопрос приватизации 20% пакета акций НМТП тянется уже достаточно долго, и пока единой точки зрения в органах власти нет. ...глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил о том, что Правительство не меняло свою позицию по отношению к приватизации акций порта и хотело бы, чтобы она прошла в рамках рыночной сделки или на бирже». Примерно неделю назад специалисты оценивали котировки 20% НМТП на международных биржах в пределах S380 млн.

Безусловно, в случае выставления доли государства в НМТП на конкурс легко могут быть найдены желающие ее приобрести по цене, существенно превышающей начальную. Конечно, такой вариант развития событий вряд ли может быть в интересах Роснефти. Впрочем, стоит задаться вопросом о мотивах интереса Роснефти именно к НМТП.

Дмитрий Баранов считает: «Нет никаких сомнений, что при работах в море... береговая база, конечно же, нужна... Учитывая объем уже выполненных компанией работ на шельфе и ее еще более грандиозные планы, понятно, что база компании требуется значительных размеров». Но он же и добавил: «Не факт, что в НМТП есть такая свободная территория, это во-первых. А во-вторых, в перспективе, порт намерен не только увеличивать в разы объемы перевалки грузов, но и расширяться территориально, и не исключено, что имеющиеся свободные площади вблизи нынешней территории порта уже зарезервированы именно для этой цели».

Стоит учитывать, что Роснефть для развития береговой базы могла бы, наверное, использовать и свои активы в Туапсе.

Планы Игоря Сечина находят не только сторонников, но и противников
Планы Игоря Сечина находят не только сторонников, но и противников

Именно Туапсе, кстати, изначально рассматривался как вероятный конечный пункт трубопровода, строительство которого запланировано проектом ЮГ. Скорее всего, именно здесь и нужно искать настоящие мотивы Роснефти в плане получения доли в НМТП.

Эта версия подтверждается распространенной источниками в конце октября информацией об изменениях планов ОАО «АК «Транснефть» по проекту ЮГ. Председателем правления и президентом Транснефти является Николай Токарев. Основным акционером Транснефти выступает Российская Федерация. Предполагаемая корректировка проекта может быть осуществлена не в пользу Роснефти. Основная доля в НМТП контролируется как раз Транснефтью.

По одному из вариантов проекта начальной точкой продуктопровода являлась Сызрань. Тогда в систему вошли бы нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Роснефти в Самарской обл. и в первую очередь — ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (СНПЗ). А также — бывшие НПЗ ОАО «ТНК-ВР Холдинг», недавно поглощенного Роснефтью (см. «Хронограф» №9 (453) от 18.03.13). Сейчас более вероятным выглядит вариант «Волгоград — Новороссийск» при партнерстве Транснефти и ОАО «Лукойл». В таком случае самарский куст предприятий Роснефти рискует остаться вне проекта.

Заинтересованность Роснефти в проекте, скорее всего, заключается в возможности экспортировать продукты глубокой нефтепереработки. Причем понятно, что Роснефти для успешного участия в проекте ЮГ необходимо получить контроль как над начальной, так и над конечной точкой трубопровода. Приобретение доли в НМТП гарантировало бы Роснефти сбыт избыточного количества высококачественных продуктов, который не может потребить внутренний рынок.

Отсюда и возникает версия, что на проект ЮГ могли быть завязаны создание нефтеперерабатывающего кластера и сопутствующая ему широкомасштабная модернизация НПЗ Роснефти в Самарской обл. В отчете СНПЗ за 2012 г. отмечено: «С целью сохранения места на рынке разработана программа полной модернизации технологической цепочки предприятия до 2017 г... После модернизации... экологические характеристики товарной продукции достигнут показателей Евро-5». Идею кластера поддерживает и губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин (см. «Хронограф» №3 (447) от 04.02.13).

Последние сообщения позволяют предположить, что далеко не все в правительстве поддерживают продвижение Роснефти. Самарская обл. сегодня является регионом, где до сих пор не завершено вхождение федеральных корпораций. Ни для кого не секрет, что яблоком раздора является ООО «СВГК», подконтрольное холдингу «Волгопромгаз» (ВПГ) Владимира Аветисяна. Следует помнить, что Роснефть сегодня проявляет интерес к газовым и энергетическим активам. Не исключено, что усиление Роснефти в Самарской обл. может отразиться и на местных газовых сетях, контролируемых ВПГ. Логично предположить, что раньше на эти активы претендовало ОАО «Газпром». Эксперты, которые могли бы быть знакомы с ситуацией, в конфиденциальных беседах заявляли, что председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер ставил в прямую зависимость инвестиции на территории Самарской обл. и контроль над сетями СВГК. Не исключено, что предполагаемое противостояние федеральных операторов вселяет надежду на будущее в ВПГ, который вряд ли смог конкурировать на ресурсном рынке с любым из них в отдельности. В то же время утрата контроля ВПГ над активами СВГК будет означать для Самарской обл. полный передел сфер влияния местных ФПГ. Таким образом, лоббистские возможности Игоря Сечина могут сыграть существенную роль в развитии Самарской обл.

Включение Роснефти в проект ЮГ может улучшить инвестиционную ситуацию в регионе. Кроме того, это могло дать новый импульс к развитию территорий Правобережья. Ввод проекта ЮГ в эксплуатацию предполагался как раз в 2016-2017 гг. Как будут теперь отбиты вложения Роснефти, пока остается под вопросом.

Бывший генеральный директор СНПЗ Николай Лядин, уже в качестве председателя Думы г.о. Сызрань, посчитал некорректным комментировать производственные планы предприятия. И.о. генерального директора СНПЗ Константин Стежко не стал отвечать на связанные с проектом вопросы. Игорь Сечин также не высказался по вопросу, насколько важно для Роснефти получить контроль над начальной и конечной точкой трубопровода. Скорее всего, это также говорит о том, что ситуация вокруг проекта пока далека от своего завершения.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Скорее всего, никакой связи между приватизацией 20% акций и проектом продуктопровода «ЮГ» нет. Во-первых, потому, что этот продуктопровод был запланирован достаточно давно, в рамках развития всей системы трубопроводов страны, до решения вопроса о приватизации пакета НМТП. Т.е. его будут строить вне зависимости от того, кто станет владельцем данного пакета... Понятно, что продукция волжского куста предприятий Роснефти также может экспортироваться по продуктопроводу «ЮГ», но реконструкция предприятий Роснефти в области осуществляется не только по этой причине.