Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (482) | 18 ноября 2013г.
 

Николай Ренц:

Мы должны эффективно использовать имеющиеся человеческие ресурсы

Борис Кротов

На каждой встрече губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА с тольяттинцами не оставался без внимания вопрос о низком уровне доступности медицинской помощи. Практика показывает, что в Тольятти крайне трудно попасть не только к узким, но и к участковым специалистам. При этом уровень обеспеченности врачами в Тольятти на 20% ниже среднеобластного показателя. Об особенностях сложившейся ситуации, об оперативных вариантах решения проблемы и о том, что областные власти уже начали делать, рассказал депутат Самарской губернской думы, главный врач ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская клиническая больница №5» (ТГКБ№5) Николай РЕНЦ.

- Николай Альфредович, кадровый вопрос для отрасли здравоохранения актуален уже давно. Как показывает практика, ситуация усугубляется из года в год. С чем это связано? Каков масштаб кадрового голода в отрасли?

- Если посмотреть на статистические данные, то может сложиться ощущение, что ситуация искусственно нагнетается. Уровень обеспеченности врачами на 10 тыс. населения в разных странах Европы составляет от 28 до 37. В Германии, где большой поток медицинского туризма, данный показатель равен 28-30. По Самарской обл. показатель обеспеченности составляет 39, а в Тольятти — 31,5! Казалось бы, у нас количество врачей в расчете на душу населения даже чуть больше, чем в Германии. Так почему доступность медицинской помощи далеко не такая?

У нас укомплектованность врачами на начало 2013г. составляла 36,9%, а средними медработниками -64%. Год назад было 39% и 68% соответственно. За последние 5 лет коэффициент совместительства у врачей и у среднего медперсонала стал 1,5. За этим коэффициентом стоит до 260-280 рабочих часов в месяц!

Причин несколько. И они разного масштаба. В Тольятти кадровую проблему в отрасли здравоохранения обострили демографические и социальные процессы. За 10 лет заболеваемость населения по обращаемости среди взрослых выросла на 95%, а среди детей — на 60%. Среди трудоспособного населения заболеваемость выросла на 50%. Статистика, как видим, неутешительна. Заболеваемость сахарным диабетом за те же 10 лет выросла в 2,8 раза, бронхиальной астмой и гипертонической болезнью — в 2 раза, ишемической болезнью сердца — в 2,5 раза.

- Данные вызывают не лучшие ассоциации...

- Показатели заболеваемости растут в том числе благодаря масштабным мероприятиям по диагностике населения, на что государство выделяло немалые средства. Это профилактические осмотры на предприятиях, диспансерные осмотры и другие госпрограммы в рамках модернизации здравоохранения и пилотных программ. Все эти мероприятия были направлены на выявление заболеваний на ранних стадиях и на то, чтобы люди стали лечиться под наблюдением врачей... А значит, обращаться к врачам. Ну и, конечно, чтобы люди изменили свой образ жизни. Тут можно смело заявить, что 80% людей, которые узнали, что у них высокий холестерин, повышен сахар или давление, образ жизни не изменили. Более того, они не стали чаще посещать врачей. Здесь проблема доступности как участковых врачей, так и узких специалистов сыграла не последнюю роль.

На росте заболеваемости сказался и демографический фактор. Тольятти моновозрастной город. Основной костяк населения Тольятти формировался в 60-70 гг., когда в период строительства автозавода и развития городской инфраструктуры приехало большое количество людей в возрасте 20-30 лет. За последние несколько лет в Тольятти огромное количество людей вышли на пенсию. И мы имеем большую возрастную группу, стареющую одновременно. А для старшей возрастной группы характерно большое количество заболеваний. В связи с этим потребность во врачах резко выросла.

О другой стороне того же демографического процесса расскажу на конкретном примере. В самой крупной поликлинике России, в ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника №3», которая обслуживает 280 тыс. человек, всего в структуре врачей старше 55 лет — 50,7%, старше 60 лет — 27,5%, старше 65лет — 9% и 5,2% — старше 70 лет. Среди узких специалистов количество пенсионеров достигает 75-100%! И тут надо понимать, что люди пенсионного возраста зачастую неспособны совмещать несколько ставок и брать большую переработку.

В городе сложная ситуация даже в престижных медицинских специальностях, таких как нейрохирургия: 5 лет назад в ТГКБ №5 было 12 специалистов, а сейчас только 6. Были времена, когда врачей в хирурги или гинекологи брали специалистов, которые по полгода бесплатно дежурили по ночам. У нас была возможность посмотреть, откуда у кого руки растут, как относятся к больным, обучаемы ли и т. д. В итоге брали лучших. Сейчас мы и не мечтаем о такой системе отбора.

По среднему медперсоналу ситуация не намного лучше. Медсестры находятся в тех же возрастных категориях, что и врачи. А укомплектованность на начало года составляла 64%, в то время как в 2009 г. была 68%. При этом 44% — средних медицинских работников — люди предпенсионного и пенсионного возраста.

- Но ведь вы говорили, что укомплектованность врачами в соотношении с численностью населения у нас на уровне Европы. При этом мы имеем неудовлетворительную доступность медицинского обслуживания…

- Не забывайте о серьезно возросшем объеме документооборота. Это связано с необходимостью лично врачом заполнять огромное количество документов, связанных с льготным обеспечением граждан медикаментами, с расходованием целевых средств на диспансеризацию, профосмотры и пр. Такова обратная сторона существенного роста финансирования данных направлений.

Конечно, каждый бюджетный рубль должен отслеживаться, но у нас получилось, что этот процесс отнимает врача у пациента.

- Насколько, на ваш взгляд, важна роль среднего медперсонала в доступности медицинских услуг? И как можно оперативно решить вопрос острой нехватки кадров?

- В мире сложился т. н. золотой стандарт: на 1 врача должно быть не менее 4 медицинских сестер, где-то этот показатель равен 5,5-6. Приведу в пример США, где один из самых низких показателей смертности. Там экстренную медицинскую помощь оказывают парамедики -люди, не имеющие прямого медицинского образования. Помощь оказывается по четким алгоритмам и стандартам. На любой аварии задача бригады парамедиков — стабилизировать артериальное давление, прекратить кровотечение, имобилизировать конечности, произвести профилактику повреждения спинного мозга и пр. Когда в этой же стране пытались ввести врачебные бригады, то исход становился хуже. В итоге пришли к тому, что бригады парамедиков менее затратны и не менее эффективны. Мы сейчас тоже к этому приходим, но не из соображений эффективности, а из-за отсутствия врачебных кадров. Дефицит кадров в бригадах скорой помощи можно пытаться компенсировать открытием отделений неотложной помощи на базе поликлиник, при этом значительную часть функций будут выполнять средние медработники. Это, конечно, для тех состояний, которые не требуют экстренных медицинских мероприятий.

В целом, решение кадрового вопроса требует оптимизировать рабочее время врача, изменить структуру оказания медицинской помощи таким образом, чтобы при статистических показателях обеспеченности населения врачами на уровне европейских мы были способны оказывать такую же или почти такую же помощь населению.

- Вы хотите сказать, что с помощью среднего медперсонала можно решить целый ряд проблем по качеству медицинского обслуживания?

- Я скажу более. Мы имеем на селе подобную практику. Там уже сегодня больничные листы, льготные рецепты оформляют фельдшеры. Нам нужно упростить эти мероприятия и в городе. Ведь очень много пациентов приходит в поликлинику только за тем, чтобы получить очередную порцию льготных лекарств. Хронический больной должен регулярно получать препараты. Но у нас по законодательству его должен посмотреть врач. Безусловно, должен, если изменилось состояние пациента. Но если нет, то выписку рецептов можно переложить на плечи среднего медперсонала.

Нужно трансформировать организацию рабочего дня врача. У нас врач за 3 часа приема должен принять 15 больных, а за 3 часа работы по вызовам посетить 6 пациентов. Тут можно было бы по аналогии с экстренной помощью на вызовы отправлять либо бригаду неотложной помощи, либо средних медработников. Все будет зависеть от конкретного состояния. Если обратиться к мировой практике, то вызвать врача на дом в рамках страховых средств невозможно. Тут мы опять придем к необходимости дать право среднему медперсоналу выписывать больничные листы и рецепты. Реализуя данные мероприятия, мы одновременно решим вопрос заработной платы среднего медперсонала. Она должна быть увеличена в соответствии с возросшими обязанностями.

- Вы обозначили параметры серьезных изменений в здравоохранении...

- Да, обозначенные вопросы требуют обсуждения среди специалистов и масштабных организационных изменений, но нам необходимо об этом всерьез подумать. Ведь завтра с Марса в Россию не прилетит ни 42 тыс. врачей, ни 670 тыс. медсестер. Это параметры кадрового голода в отрасли здравоохранения в масштабах страны по данным Минздрава РФ. А если учесть печальную практику, когда из 12 выпускников медвуза в профессии остается только 4, то нам необходимо мобилизовать имеющиеся силы. Мы должны эффективно использовать имеющиеся человеческие ресурсы, изменить систему организации медпомощи. Тут надо отдать должное министру здравоохранения Самарской обл. Гридасову Г.Н. Он видит наиболее актуальные проблемы и последовательно модернизирует систему организации отрасли с целью повышения ее эффективности.

Особенно радует, что ряд принципиальных шагов для решения кадрового вопроса уже принят губернатором Николаем Ивановичем Меркушкиным. Сегодня одобрено предложение о строительстве на территории ТГКБ №5 совместно с Самарским областным фондом жилья и ипотеки жилого комплекса для медицинских работников. Это позволит нам привлекать врачей и средних медицинских работников с других территорий для нужд всего города. Им мы сможем предоставлять жилье. Это первый кардинальный шаг в решение кадровой проблемы. Благодаря поддержке губернатора и активной работе министерства строительства под руководством Гришина А. В. уже идет активная работа по реализации данного проекта. Надеемся, что в 2014 г. начнется строительство.