Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (480) | 5 ноября 2013г.
 

Дачники готовы бунтовать

Залесинский показал, как можно формировать очаги социальной напряженности

Анна Скородумова

На прошлой неделе появились дополнительные подробности того, почему дачники с СНТ «Маяк» и СНТ «Азот» не смогут попасть к своим огородам. В результате ремонта трассы М5 «Урал», который производило ФКУ «Поволжуправтодор», оказались разрушены подъездные пути к массивам, расположенным в районе с. Переволоки (Сызранский р-н). Восстановить дорогу дачникам якобы предложили за собственный счет. В результате они готовы перекрыть трассу М5. Люди, причастные к разрушению дороги на дачи, в частности начальник ФКУ «Поволжуправтодор» Роман ЗАЛЕСИНСКИЙ (на фото), имеют признаки лояльности к самарским ФПГ. В случае реализации в Самарской обл. «собянинского сценария» подобные действия возглавляемого Залесинским учреждения могут иметь серьезную политическую подоплеку.

Отрезали от огородов

Граждане, имеющие огороды в СНТ «Маяк» и СНТ «Азот», неоднократно обращались с официальными запросами в разнообразные инстанции с просьбой оказать помощь в строительстве заезда с трассы М5 на существующую дорогу к дачным массивам. «С 1980 г. до реконструкции трассы М5 заезд на массивы пассажирского, грузового и личного транспорта, а также транспорта медицинского, МЧС и МВД осуществлялся по обводной дороге. В связи с реконструкцией заезд на массивы не предусмотрен, а обводная дорога ликвидируется, в результате этого 1000 дачных участков, а это 2000-3000 дачников, жителей г. Тольятти, остаются без помощи, без пассажирского транспорта», — сообщают представители СНТ «Маяк» и СНТ «Азот».

По факту обращения мэрией г.о. Тольятти было проведено обследование спорной территории. На основании запроса дачников, а также по результату проверки заместителем мэра Тольятти по городскому хозяйству Сергеем Анташевым были вынесены рекомендации для компании-подрядчика (ФКУ «Поволжуправтодор»): «Прошу Вас при организации (проведении) работ по ремонту трассы М5 «Урал» учитывать вопрос необходимости сохранения действующих подъездных дорог к СНТ «Маяк» на 929 км, а также приведения их в надлежащее техническое состояние и оборудования их необходимыми средствами организации дорожного движения». Более полное название ФКУ «Поволжуправтодор» звучит так — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства». По сути, это территориальная структура Федерального дорожного агентства (Росавтодора).

В ответ на запрос мэрии Тольятти начальник ФКУ «Поволжуправтодор» Роман Залесинский заявил: «Работа по соединению существующей дороги к СНТ «Маяк» и проектируемого съезда за счет средств федерального бюджета не представляется возможной, расходы на реконструкцию несут лица, в чьих интересах она осуществляется». По версии Залесинского, «интересантами», судя по всему, являются пенсионеры, которые уже более 30 лет имели беспрепятственный доступ на свои дачи в СНТ «Маяк» и СНТ «Азот». Однако после вмешательства госучреждения Залесинского граждане лишились удобного доступа к своим дачам.

Продвижение Залесинского

До своего назначения на должность начальника ФКУ «Поволжуправтодор» Роман Залесинский работал в зависимом от самарских ФПГ бизнесе. В период с 2001-2003 гг. Залесинский занимал пост директора ООО «Самаралес». После него эту должность занял Ирбег Хугаев, сын Ростислава Хугаева, который в данный момент является премьер-министром Южной Осетии. Ирбег Хугаев — президент Ассоциации «Группа компаний (ГК) «Амонд», в создании которой принимало участие в т.ч. ООО «Самаралес». Также Ирбег Хугаев известен тем, что в начале 2013 г. вошел в состав наблюдательного совета Самарской региональной общественной организации (СРОО) «Федерация дзюдо». Причем именно в тот момент, когда в совете этой СРОО оказался бенефициар холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) Владимир Аветисян (см. «Хронограф» №20 (464) от 17.06.13). С 2007 г. по 2010 г. Залесинский занимал должность вице-президента ГК «Амонд». Одним из направлений деятельности этой группы является дорожное строительство и ремонт автомобильных магистралей.

Ростислав Хугаев создавал эту ГК на базе объединенных передвижных механизированных автоколонн (ПМК), которые еще в советские времена занимались обслуживанием дорог по всей территории Самарской обл.

Залесинский возглавил ФКУ «Поволжуправтодор» 4 апреля 2013 г. на основании приказа по Росавтодору № 307/к от 5 марта 2013 г. В этой организации он появился в 2010 г. и сразу в должности заместителя начальника. Напомним, в тот период губернатором Самарской обл. был Владимир Артяков, известный своими хорошими связями с Игорем Левитиным — на тот момент министром транспорта РФ. Посредством этих связей находившееся у Артякова в фаворе самарское бизнес-сообщество могло внедрить в необходимую себе территориальную структуру Росавтодора своего человека. Предыдущий начальник Поволжуправтодора, в прошлом глава администрации г. Пензы Александр Калашников был уволен в сентябре 2012 г. С этого момента Залесинский стал исполняющим обязанности начальника.

Небольшой промежуток времени между ГК «Амонд» и назначением в Поволжуправтодор Залесинский успел поработать в ОАО «Корпорация развития Самарской обл.». Эта организация известна не только тем, что основным ее акционером является правительство Самарской обл., но еще и тем, что на ключевых исполнительных должностях там работают лояльные по отношению к ВПГ лица. Таким образом, несложно пред-

положить, что трудоустройство Залесинского в ОАО «Корпорация развития Самарской обл.» могло понадобиться представителям самарских ФПГ для того, чтобы уже в этом статусе начать его продвигать в структуры Росавтодора. Затраты на реализацию этого плана того стоили. Компании из ГК «Амонд» научились получать крупные подряды от ФКУ «Поволжуправтодор». При Залесинском крупный тендер на выполнение ремонтных работ (свыше 2 млрд р.) выиграло ООО ССК «Дор-МостАэро». Директор ООО ССК «ДорМостАэро» Максим Гмирач вплоть до 2012 г. являлся руководителем ООО «Амонд». «ДорМостАэро» получило известность еще и тем, что в результате инцидента при ремонте дороги, произошедшего 28 июня, погиб сотрудник этой компании.

Если же вернуться к проблемам дачников, то их недовольство и обеспокоенность растет. «Во время ремонта федеральной трассы по нашей дороге пустили основной транзитный поток, — рассказал «Хронографу» председатель СНТ «Азот» Алексей Каюков. — Естественно, нам это мешало, но мы смирились, раз так надо. Но и этот временный заезд не оставят: подрядчики сказали, что уже в конце октября его перекроют, на дороге будет стоять отбойник. Говорили еще, что если мы хотим себе дорогу, то можем сами скинуться и тогда они нам ее сделают. Т.е. на наши же деньги восстановить то, что много лет назад было построено не ими, и чем пользовались люди, и сами содержали это все, а они сломали. Это я сейчас должен прийти к бабушкам и сказать: бабушки, скидываемся, тогда у вас будет дорога. Жители настроены серьезно: говорят, что если к нам отнеслись наплевательски, то и нам ничего не остается, как выйти с плакатами и перекрыть трассу».

Многослойность мотива

Складывается впечатление, что стороне, ответственной за строительство и ремонт дороги, изначально было выгодно уничтожить имеющиеся съезды, чтобы вынудить дачников оплатить строительство съезда с трассы к массивам. Причем если дачники согласятся, то никаких особых затрат подрядная организация, скорее всего, нести не будет. Поскольку материалы и техника уже оплачены из бюджета в рамках тендера на производство ремонта федеральной трассы М5.

Однако при создании этой проблемы кое у кого мог иметься и другой мотив. Сегодня все активнее в деловой и политической среде Самарской обл. идет обсуждение вероятности реализации в регионе в 2014 г. «собянинского сценария». Кремль, судя по всему, сегодня готов к тому, чтобы в ряде регионов страны начали проходить досрочные выборы губернаторов. Ряд обстоятельств говорит в пользу того, что Самарская обл. может оказаться в их числе. Не секрет, что у отдельных представителей деловых и политических элит Самарской обл. может быть собственное мнение на предмет того, кто имеет шансы побороться за власть. Причем у них имеются не только колоссальные медиаресурсы, но и выходы на федеральный административный уровень. Заставить с собой считаться они могут путем создания предпосылок для возникновения очагов народного протеста. Обострившаяся вдруг этим летом принципиальность региональных газовиков привела к тому, что в ряде населенных пунктов области население не получало горячее водоснабжение. Осень многим запомнилась, опять же не без угроз коммунальщиков и газовиков, задержками с подачей тепла в дома. Способность нового руководства ФКУ «Поволжуправтодор» на вполне законных основаниях ремонтировать магистрали так, чтобы у дачников возникали протестные настроения, уже дала о себе знать. Причем ничего в этой ситуации нового нет. Дороги ремонтировали и раньше, но таких проблем со съездами на отремонтированных магистралях не возникало, а потому назвать сегодняшний инцидент случайностью нельзя. Скорее, наоборот, в этом усматривается некая закономерность. Учитывая карьерный рост Залесинского, несложно понять, кто именно может в нужный для себя момент дергать за незримые ниточки и приводить народные массы в движение.

Весной дачникам понадобится везти на свои огороды рассаду. Без автомобильного проезда сделать это будет очень проблематично. Несложно догадаться, как они будут голосовать осенью, если выборы все же будут назначены.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей УКОЛОВ, глава администрации Сызранского р-на

- Вопросы инспектирования и технического надзора за производством работ по ремонту федеральной трассы не входят в компетенцию администрации Сызранского р-на. В адрес Федерального управления автомобильных дорог «Большая Волга» нам направлено обращение с просьбой дать разъяснение о сложившейся ситуации и рассмотреть возможность восстановления демонтированного съезда.

Баянслу ИСКИНДИРОВА, главный инженер ФКУ «Поволжуправтодор»

- Проектной документацией «Капитальный ремонт федеральной автомобильной дороги М5 «Урал» 927+000 — км 943+852 в Самарской обл.» предусмотрено уширение земляного полотна и проезжей части для устройства дополнительной полосы на подъем (км 933+000-км 933+600). Съезд к СНТ «Маяк» и СНТ «Азот» находился в полосе отвода и попадал в зону уширения дороги. В связи с этим проектом была предусмотрена разборка данного съезда и обустройство нового с устройством переходно-скоростных полос и обустройством техническими средствами организации дорожного движения. На основании вышеизложенного... расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в т.ч. расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в чьих интересах осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий. Соединение существующей дороги к СНТ «Маяк» и проектируемого съезда за счет средств федерального бюджета не представляется возможным.