Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (479) | 28 октября 2013г.
 

Расписались в беспомощности

Борьба с нефтеврезками в регионе не приносит ощутимых результатов

ИА «Центр-Инфо»

23 октября заместитель начальника полиции ГУ МВД России по Самарской обл. Бахытжан КОСЕТОВ заявил, что, несмотря на все усилия, борьба с нефтеврезками не приносит положительных результатов. Регион традиционно лидирует по этому виду преступлений. Дело дошло до того, что председатель правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ дал поручения разобраться в ситуации. Пока подопечные начальника ГУ МВД РФ по Самарской обл. Юрия СТЕРЛИКОВА (на фото), мягко говоря, не радуют.

Очередной виток борьбы с нефтеврезками в Самарской обл. начался после того, как 16 октября правительство России поручило МВД и ФСБ обратить особое внимание на ситуацию с криминальными нефтеврезками в Самарской обл. Указания Дмитрия Медведева содержатся в резолюции, опубликованной на сайте правительства РФ. Вопрос рассматривался на совещании, которое премьер проводил 2 октября в Астраханской обл. Доклад об исполнении решения должен быть представлен в правительство страны до 5 декабря 2013 г. Кроме того, МВД России, Ростехнадзору, Росприроднадзору, Ространснадзору поручено подготовить предложения по разработке комплекса мер, направленных на декриминализацию в сфере ТЭК.

Ранее на данную тему пристальное внимание обращал губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин. «Кража нефтепродуктов — болезненная тема для Самарской обл. Повсеместно появились цивилизованные схемы работы, даже в Чечне практически наведен порядок в этом вопросе. А в нашем регионе кража нефтепродуктов — это отдельная позиция. Как возникает эта проблема, когда есть такая армия полицейских? Она бы не существовала, если бы в этом не участвовали или это не покрывали люди в погонах. С коррупцией мы будем бороться беспощадно», — заявлял губернатор на коллегии ГУ МВД по Самарской обл.

Обеспокоенность властей данной темой вполне понятна — из-за перегонки «левого» бензина бюджет области недополучает акцизные сборы за ГСМ. При примерно общем количестве автомобилей в Татарстане и в Самарской обл. поступления в бюджет последней от акцизов на горючее в несколько раз меньше. В то же время, по некоторым данным, годовой оборот криминального бизнеса, связанного с кражей нефтепродуктов, в Самарском регионе достигает 2 млрд р.

Стоит напомнить, что в Самарской обл. силовики научились с определенной периодичностью делать громкие заявления об очередном этапе борьбы с хищениями в сфере ТЭК.

Еще в 2006 г., когда на пост начальника областного главка МВД был назначен Александр Реймер, сразу же была продекларирована цель на «беспощадную борьбу с хищениями нефти». Говорили даже о том, что приход Реймера в Самарскую обл. случился с подачи нефтяников и транспортировщиков нефтепродуктов, несших потери из-за нефтеврезок. И действительно, некоторое время появлялись резонансные уголовные дела, связанные с раскрытием краж ГСМ. Однако после перехода Реймера в 2009 г. на службу в систему ФСИН РФ многое, по мнению наблюдателей, вернулось на свои места.

По данным, озвученным Бахытжаном Косетовым на специально созванной 23 октября т.г. пресс-конференции, с 2009 г. по октябрь 2013 г. было сделано 376 врезок. Несколько иные данные у ОАО АК «Транснефть». По информации пресс-службы транспортировщика, Самарская обл. по итогам 2012 г. стала лидером по количеству несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы. В регионе к концу прошлого года служба безопасности «Транснефти» зафиксировала 1322 врезки. Т. е. данные, озвученные Транснефтью, более чем в 3,5 раза превышают данные полиции. Это сложно списать на неточности подсчета. Статистика явно работает не на имидж региональной полиции.

Добытую незаконным способом нефть реализовать крайне сложно, поэтому сначала ее перерабатывают в бензин на мини-НПЗ. По информации Бахытжана Косетова, на территории Самарской обл. действуют 19 мини-заводов, на сленге «самоваров». Это больше, чем в других субъектах РФ. Причем не факт, что Косетов озвучил полный перечень. Многие могут ему быть неизвестны. Хотя полиция на местах о них не может не знать. Но лишь у 13 из 19 озвученных Косетовым заводиков есть официальные лицензии, остальные же не имеют документов на право эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта.

В этом году было проверено 6 мини-заводов и возбуждено всего 2 уголовных дела, в 2012 г. по факту незаконной работы НПЗ возбудили вообще лишь одно уголовное дело.

Отметим, что с 2009 г. по 2011 г. не возбуждалось ни одного уголовного дела. Как заявил Косетов, «скорее всего, услугами этих мини-заводов пользуются криминальные элементы. Зачастую и легальные базы хранят у себя похищенную нефть».

По заверениям Косетова, «за 9 месяцев 2013 г. в целом по Самарской обл. выявлено 55 фактов несанкционированных врезок в магистральные нефтепродуктопроводы, по которым возбуждены уголовные дела». Замначальника полиции пожаловался журналистам, что нефтеврезки тщательно маскируются и порой их не сразу удается обнаружить. Однако это, скорее всего, реплика для наивных. Также Косетов пожаловался, что у полиции недостаточно необходимого оборудования для выявления нефтеврезок, а собственники нефтепроводов зачастую не стремятся закупать новую технику.

Еще одной причиной неудовлетворительных результатов борьбы с нефтеврезками Косетов считает слишком мягкие приговоры суда врезчикам. Зачастую преступникам дают не только условные сроки, но и возвращают изъятое оборудование. Здесь сразу же хочется провести аналогии с тем, как самарская региональная полиция борется с незаконным игорным бизнесом. Там борьба дошла до того, что даже изъятое полицией оборудование для незаконной деятельности вдруг пропадает из-под их же хранения. И ничего, никаких мер воздействия в отношении провинившихся.

Возвращаясь к нефтяной тематике, следует заметить, что тут именно полицейские занимаются сбором доказательств преступления для вынесения приговора тому или иному нарушителю. «Если совершаются нефтеврезки, значит, мы недорабатываем, не все идет идеально», — признался Косетов. С учетом этого возникает ощущение, что в сборе доказательств хищений нефтепродуктов кое-кто в полиции не очень заинтересован. Не заметить находящуюся на виду нефтеврезку в принципе очень легко — гораздо легче, чем обнаружить замаскированную. Причин у такой невнимательности может быть много. В частности, полицейским следовало бы обратить взоры на вышеприведенные высказывания губернатора Меркушкина и поискать пособников нефтеврезчиков в своих рядах. Иначе подчиненные Юрия Стерликова, вполне вероятно, так и будут продолжать жаловаться на нехватку возможностей. И заниматься показательной борьбой с ветряными мельницами.