Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

Наталья Гасанова:

ЭкоВоз проведет рекультивацию карьера «Даниловский-1»

Сейдамет Абреков

На 21 октября намечено проведение собрания кредиторов ОАО «Тольяттинский кирпичный завод» (ТКЗ). По информации конкурсного управляющего ТКЗ Натальи ГАСАНОВОЙ, одним из вопросов, который предстоит обсудить кредиторам, станет будущее карьера ТКЗ «Даниловский-1». В данный момент его рекультивацией занимаются компании из группы «ЭкоВоз». О том, почему при заключении соответствующего договора выбор был сделан в пользу ЭкоВоза, а также о перспективах единственного действующего в Тольятти полигона утилизации отходов Наталья Гасанова рассказала в интервью «Хронографу».

- Наталья Владимировна, в связи с чем ТКЗ заключил договор на рекультивацию карьера «Даниловский-1», который по стечению обстоятельств оказался единственным действующим на данный момент полигоном захоронения отходов?

- Причина достаточно банальна. Начиная с декабря 2013 г. на ТКЗ началась череда разнообразных проверок. Одну из них провела природоохранная прокуратура, которая проверила, как предприятие использует земельные участки. Оказалось, что мои предшественники никогда не готовили паспорт рекультивации карьера «Даниловский-1», на котором ТКЗ проводил забор сырья для своего производства. Рекультивацию этого объекта до меня также никто не проводил. Проще говоря, все отходы просто сваливались в бывший карьер, который представляет из себя огромную яму. ТКЗ начал функционировать в 1963 г. Можете представить объем ямы на участке площадью 9 га. С конца прошлого года мы не могли производить забор сырья с «Даниловского-1». Глина уже была насыщена водой, концентрация которой не позволяла использовать такое сырье в технологическом процессе.

Поэтому надзорный орган указал: карьер должен быть рекультивирован, т.е. должен быть определенным образом засыпан. Кроме того, нам нужно было получить паспорт объекта, утвержденный министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской обл. В ином случае и ТКЗ, и меня как руководителя предприятия ожидали огромные штрафы. При этом уже было принято решение ограничить использование этого карьера по его изначальному предназначению.

- Вы сказали о том, что ранее в этом карьере утилизировали отходы. Кто и когда это делал?

- Еще до моего прихода на ТКЗ на использование данного объекта был заключен договор с компанией «Эколайн», которая проводила сброс бытовых и пищевых отходов на «Даниловский-1». Но в тот момент, когда я как арбитражный управляющий возглавила ТКЗ, Эколайн на «Даниловском-1» свою деятельность уже не осуществлял. Более того, на этом месторождении вообще никого не было и нам пришлось решать вопрос его охраны. В смысле утилизации бытовых отходов карьер оказался никому не нужен вплоть до сентября 2013 г.

- Ситуация поменялась после того, как внимание к территории проявили контролирующие органы?

- Когда сроки сдачи документов по рекультивации этого участка подходили к концу, мне пришлось искать организацию, которая имеет право проводить такие работы. Оказалось, что на сегодняшний день единственная организация в Тольятти, имеющая все разрешительные документы, — ЭкоВоз. Я знала руководство этой компании много лет тому назад, поэтому позвонила и попросила помочь мне с возможной рекультивацией. Мне предложили взаимовыгодные условия. ТКЗ сдает в аренду этот участок компании «ЭкоВоз», в свою очередь ЭкоВоз проведет рекультивацию карьера «Даниловский-1» стоимостью 40 млн р. Именно в такую сумму оценивается стоимость рекультивации этого карьера, площадь которого 9 га. Сейчас ТКЗ не ведет на «Даниловском-1» никакой деятельности, поэтому для нас этот земельный участок — лишний балласт. Сырье мы приобретаем в другом месте.

- У сторонних наблюдателей возникло предположение, что ваш выбор в пользу ЭкоВоза повлиял на расклад сил на рынке утилизации бытовых и иных отходов. Как вы относитесь к подобным мнениям?

- Что касается ЭкоВоза, то эта компания оказывает услуги по утилизации отходов и, как я уже отметила, единственная имеет лицензию на рекультивацию. У компании «Эколайн» такой лицензии нет. Более того, за все то время, пока я как арбитражный управляющий занимаюсь руководством ТКЗ, я никогда не сталкивалась ни с владельцами, ни с руководством Эколайна. Я не получала от них официальных предложений о совместной деятельности, например, о сдаче земельного участка «Даниловского-1» в аренду.

Поэтому в данном случае нельзя говорить о том, что я была неким заинтересованным лицом. Я лишь принимала решение исходя из ситуации и нужд ТКЗ. Да, возможно, для ЭкоВоза это выгодный контракт. Но и для ТКЗ это выгодная сделка. Потому что компания находится в процедуре банкротства и у нее нет 40 млн р. на проведение рекультивации. Конечно, я понимаю, что Эколайн и ЭкоВоз — конкуренты, но для меня это было совершенно не важно. Нужно было найти организацию, имеющую возможности заниматься рекультивацией. Если бы я это не сделала, то лично на меня как на руководителя ТКЗ были бы наложены штрафы.

Контракт, который был подписан сторонами, уже находится в надзорных органах. Таким образом, органы увидели, что на бывшем месторождении сырья проходит рекультивация. На 21 октября намечено общее собрание кредиторов ОАО «ТКЗ», на котором пройдет одобрение подобной формы взаимоотношений, касающихся «Даниловского-1».

- Договор об аренде и земельный участок стоит рассматривать как активы ТКЗ?

- Безусловно. Поэтому земельный участок как часть конкурсной массы будет реализован с торгов в ближайшее время.

- По вашим прогнозам, насколько может измениться ситуация с тем, кто будет использовать этот участок в дальнейшем?

- Не вижу смысла в том, чтобы приобретать бывший карьер лицу, которое не сможет заниматься его рекультивацией.

- Но если рассматривать процесс продажи «Даниловского-1» в рамках реализации имущества банкрота, то вряд ли в этой процедуре могут быть условия продажи только тому лицу, которое имеет возможность его использовать.

- Ограничения имеются. Естественно, что на нового собственника точно так же, как на ТКЗ, будут возложены обязанности по рекультивации, потому как отношения следуют за предметом. Может быть, ввиду подобного обременения цена участка будет несколько снижена, поскольку новый собственник будет обязан его рекультивировать.

- Но ведь нельзя исключать возможности того, что покупателем может стать некое третье лицо?

- Нет, таких исключений делать не стоит. Будет конкурс, а в конкурсе побеждает тот, кто предложит лучшие условия. На сегодняшний день от использования этого земельного участка ТКЗ не получает выгоды, но и не несет затраты. Если появится лицо, которое предложит предприятию выгоду — я не буду иметь права отказать такому лицу в продаже объекта. Но, я еще раз повторюсь, при условии, что это лицо подпишет обязательства по рекультивации.

- На итоги продажи «Даниловского-1» может повлиять то обстоятельство, что Самарская обл., и Тольятти в частности, ожидает появления на рынке утилизации отходов нового игрока. На вас уже выходили с вопросами сотрудничества?

- Да, ко мне несколько раз на переговоры приезжали господа из Португалии и Италии. Они осматривали карьер, мы дали им возможность провести необходимые замеры. Но пока конкретики от них не поступало. Возможно, «Даниловский-1» им не подошел по каким-то критериям, поскольку, как можно было понять их планы, речь идет о строительстве нового завода по переработке бытовых отходов. Возможно, переговоры продолжатся в ближайшее время.