Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

По пути развития

В регионе формируется кластер производителей автокомпонентов

ИА «Центр-Инфо»

15-17 октября в Тольятти проходил международный форум автомобильной индустрии «Автопром. Автокомпоненты-2013». Мероприятие было организовано по инициативе правительства Самарской обл. Заместитель председателя правительства — министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр КОБЕНКО отметил, что форум не только положительно скажется на дальнейшем развитии отрасли, но и станет отправной точкой для создания крупнейшего регионального кластера производства автокомпонентов.

В рамках мероприятия проводилась международная специализированная выставка, в которой приняли участие компании с известными мировыми именами. Российского производителя представляли ОАО «АвтоВАЗагрегат», ООО «ТПВ Рус», ООО «ТД Кама» и ряд других предприятий. Фактически форум стал площадкой для обмена опытом в процессе общения представителей разработчиков и производителей продукции. То, что Тольятти был выбран в качестве места проведения форума, неслучайно. ОАО «АВТОВАЗ» продолжает оставаться крупнейшим потребителем автомобильных компонентов в России.

«Самарская обл. является центром автомобильной промышленности РФ. Здесь представлено два крупных автозавода, а также большое количество компаний — производителей автокомпонентов. Следует учитывать, что АВТОВАЗ в настоящее время проводит ряд реформ, в т.ч. и в сегменте закупок», — обратил внимание директор по развитию компании организатора выставки ООО «Экспо-Тольятти» Дмитрий Жаринов.

В то же время заместитель министра промышленности и технологий Самарской обл. Олег Жадаев считает показательным то, что:

«Традиционные производители комплектующих покидают панель поставщиков АВТОВАЗа. Безусловно, мы понимаем, что из действующих сегодня 106 автокомпонентных предприятий в числе поставщиков останется значительно меньше компаний». Эту тенденцию подтвердил вице-президент по закупкам ОАО «АВТОВАЗ» Дамир Кашапов. Падение конкурентоспособности производителей комплектующих автоматически сказывается и на показателях автозавода. «Стоимость компонентов в рублях выросла из-за инфляции, роста тарифов естественных монополий, а курс доллара при этом практически не изменился. Стоимость иномарок, таких как Kia, Huyndai, осталась прежней», — пояснил Дамир Кашапов.

В связи с этим в повестку форума был включен вопрос о создании в Самарской обл. инжинирингового центра. По мнению специалистов, именно в услуге по разработке новых технологий сейчас остро нуждаются представители малого и среднего бизнеса, работающих в сегменте производства автокомплектующих. По словам Александра Кобенко: «Мы понимаем, что здесь нужна определенная коллективная инфраструктура. И мы как региональный орган власти готовы оказать поддержку при формировании инфраструктуры инжинирингового центра. Возможность заказать разработку конкретного узла, агрегата или детали, т.е. получить эту услугу здесь, позволит оптимизировать сроки разработки, повысить качество изделия, а также снизить себестоимость продукции».

Детализируя сказанное, Александр Кобенко подчеркнул, что Самарская обл. выиграла конкурс Минэкономразвития РФ, в связи с чем в ближайшее время ожидается поступление средств из федерального бюджета на реализацию проекта. «Мы начинаем работать с января 2014 г. Пока идет подготовительная фаза. Совместно с АВТОВАЗом и рядом поставщиков мы определились, что первым направлением будет инжиниринг пластиковых изделий. Сейчас мы формируем пул компаний, которые будут выступать заказчиками, определяем те детали, которые войдут в первый этап разработки», — сообщил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл.

Со слов министра, на первом этапе в программу будет инвестировано 230 млн р. В целом же объем инвестиций оценивается в сумму порядка около 4 млрд р. Кроме того, Александр Кобенко высказал мнение о том, что помимо поддержки Минэкономразвития свой вклад в реализацию программы может внести министерство промышленности и торговли региона.

Комментарии

Александр КОБЕНКО, заместитель председателя правительства — министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл.

- Для того, чтобы быть конкурентоспособным на глобальном рынке, нам важно выйти за пределы своего региона. Для этого требуется увеличить конкурентоспособность тех продуктов, которые мы производим, и тех технологий, которые мы используем. Сейчас, сравнивая наших традиционных производителей автокомпонентов и компании, которые приходят к нам из-за рубежа, мы видим очень серьезный разрыв. Пока мы не преодолеем все эти болезненные моменты, говорить о выходе на глобальные рынки затруднительно. Создание в Самарской обл. инжинирингового центра станет отправной точкой для дальнейшего этапа развития отрасли и региона.