Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

Штейнберг дует на воду

Самараводоканалу не удается взыскать долги с ПЖРТ Промышленного района

Сергей Ромашов

15 октября прошло очередное заседание в рамках судебного разбирательства по заявлению МП г.о. Самара «Самараводоканал» (СВК) к ЗАО «ПЖРТ Промышленного р-на» (ПЖРТ). СВК намеревается получить с ПЖРТ, возглавляемого Анатолием ШТЕЙНБЕРГОМ (на фото), свыше 10,8 млн р. задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения. В конце сентября арбитраж первой инстанции отказал СВК во взыскании с ПЖРТ 12,7 млн р. Юристам ПЖРТ удалось доказать, что договор ПЖРТ с СВК после перехода управляемых домов на непосредственное управление превратился в прямой договор ресурсоснабжения, заключенный как бы со множеством собственников жилья.

С 1 января 2013 г. все водопро-водно-канализационное хозяйство Самары из хозведения СВК было передано в аренду ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС). После этого доходы СВК резко сократились (см. «Хронограф» № 26 (470) от 29.07.13). Как следствие — МП вынуждено было активизировать работу с дебиторской задолженностью. Однако здесь все оказалось очень непросто.

12 июля т.г. СВК подал иск к ПЖРТ, контролируемому Анатолием Штейнбергом, с требованием вернуть задолженность за январь-март 2012 г. в размере 12,6 млн р. Задолженность сформировалась на основании договора № 245/09 от 19 января 2009 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

ПЖРТ исковые требования не признавало, ссылаясь на то, что собственники помещений в многоквартирных домах, находившихся в управлении УК, якобы избрали непосредственное управление своими домами. И действительно, письмом от 23 апреля 2010 г. администрация г.о. Самара сообщила ПЖРТ, что согласно решениям общих собраний собственников в многоквартирных домах,

находящихся на обслуживании последнего, собственники помещений выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом. Протоколов общих собраний собственников помещений с соответствующими решениями и подписными листами, датированных 2010 г., в материалы дела, впрочем, представлено не было. Тем не менее ПЖРТ настаивало, что договор с СВК № 245/09 от 19 января 2009 г. после перехода домов на непосредственное управление превратился в прямой договор, заключенный с множеством лиц на стороне абонента. Отсюда ПЖРТ не считало себя надлежащим ответчиком по делу.

Как выяснилось, 28 декабря 2009 г. к указанному договору водоснабжения и водоотведения было подписано дополнительное соглашение. По нему собственники помещений в многоквартирных домах, управляемых ПЖРТ, якобы поручили УК от их имени и за их счет на основании выданных доверенностей заключать договоры на поставку коммунальных ресурсов с организациями коммунального комплекса. А дополнительным соглашением от 19 августа 2010 г. истец и ответчик якобы согласовали изменение стороны в договоре (абонента ПЖРТ) на владельцев жилых помещений. Причастны ли были к появлению этих «допников» сами собственники, доподлинно неизвестно.

Зато известно, что в материалы дела были представлены протоколы общих собраний собственников жилых помещений в домах ПЖРТ, проведенных в январе-феврале 2012 г., которыми непосредственная форма управления подтверждалась. То, что такие протоколы появились только спустя два года после декларации перехода на непосредственное управление, видимо, всех устраивало.

В итоге суд счел, что ПЖРТ не имеет статуса управляющей компании (абонента) и, соответственно, не является исполнителем коммунальных услуг.

Другими словами, Штейнберг в суде пояснил СВК, что задолженность следует взыскивать с жителей домов. Суд принял объяснение ПЖРТ Промышленного р-на и отказал СВК в иске. «Задолженность по оплате услуг истца образовалась непосредственно у физических лиц, в связи с чем сумма образовавшейся задолженности не может быть взыскана с ответчика», — заключил суд, опираясь на имеющуюся судебную практику. Практика такова, что СВК ранее не смог взыскать с ПЖРТ долги по вышеуказанному договору за различные периоды 2009-2011 г. Такого же неприятного для МП исхода следует ожидать и в попытках забрать долги за 2012 г.

По сути, сегодня можно сделать вывод, что Штейнберг одним из первых в Самаре сумел перевести претензии ресурсоснабжающей организации на собственников жилья в домах, которые обслуживает ПЖРТ. Желали ли этого собственники, большой вопрос. В невыгодном же положении в результате оказался СВК.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.