Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

Концепция в действии

Муниципальные автобусы должны стать основным видом общественного транспорта

Илья Ширтанов

14 октября мэр г.о. Тольятти Сергей АНДРЕЕВ заявил, что уже к декабрю будет окончательно сформирована позиция по концепции развития улично-дорожной сети города. Исполнение этого документа направлено на нормализацию дорожной обстановки в Тольятти в условиях нынешнего времени. Кроме того, тезисы, изложенные в концепции, дают повод для начала восстановления позиций муниципальных пассажирских перевозчиков, которых в Тольятти осталось всего два.

Федеральный тренд

Большое внимание в концепции уделено оптимизации маршрутной сети г. Тольятти. По мнению авторов, основа пассажирского подвижного состава должна базироваться на машинах большого класса вместимости. Снижение доли машин малой вместимости (13-15 человек) будет компенсировано увеличением числа подвижного состава, рассчитанного на перевозку 100-110 пассажиров. Т.е. маршрутные такси планируется заменить безопасными и комфортными автобусами большой вместимости.

В мае этот же вопрос был поднят в г. Москве. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о том, что к концу 2014 г. в городе будет значительно снижено число маршрутных такси. Их место займут автобусы. Речь велась, так же как и в Тольятти, именно о машинах большой вместимости. Очевидно, что количество жителей в Москве и Тольятти отличается в разы. Однако суть вопроса не меняется. Преследуется одна цель: максимально разгрузить транспортные потоки и повысить комфорт обслуживания пассажиров. Таким образом, преобразования, намеченные в Тольятти, наиболее логично укладываются в общефедеральный тренд по развитию транспортной сети.

При таких обстоятельствах будет логично рассмотреть два варианта развития событий. Первый вариант -создание нового частного перевозчика, обладающего активами в виде подвижного состава пассажирского транспорта большой вместимости. Второй — развивать уже имеющиеся муниципальные предприятия.

Опыт работы по первому варианту у Тольятти уже был. В 2006 г. в городе появилось новое частное предприятие ОАО «РегионАвтоТранс-Тольятти» (РАТ-Т), деятельность которого была нацелена на осуществление пассажирских перевозок автобусами большой вместимости. Фактически, планировалось, что РАТ-Т должно будет заменить МП «ТП АТП №1». Муниципалитет также вошел в состав акционеров РАТ-Т, обеспечив за 49% акций свое участие в нем имуществом ликвидируемого АТП-1. Другой акционер -ЗАО «УК «РегионАвтоТранс» свою долю оформил в виде поставки подвижного состава — автобусов марки «ЛиАЗ» по лизинговой схеме.

Уже летом 2009 г. РАТ-Т прекратило работу по доставке сотрудников ОАО «АВТОВАЗ» на предприятие. Как выяснилось, у РАТ-Т сформировалась значительная задолженность по лизинговым платежам. В результате этого ОАО «ВТБ-Лизинг» приняло решение об изъятии автобусов у РАТ-Т.

Ситуация принимала критический оборот. АВТОВАЗ оказался на грани срыва производственного процесса. Причем срыв обязательств частного перевозчика пришлось исправлять городскому руководству. В экстренном порядке приходилось искать решение проблемы с перевозкой вазовских работников. В это время были подключены к перевозкам муниципальные предприятия МП «ТТУ» и АТП-3. Впоследствии АТП-3 приняло на себя обязательства по доставке рабочих АВТОВАЗа.

Таким образом зарекомендовало себя частное предприятие пассажирского транспорта, которому были делегированы обязанности по массовой перевозке горожан.

Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин оказал личное содействие для обновления парка АТП-3
Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин оказал личное содействие для обновления парка АТП-3

Более того, в результате реализованной схемы вливания активов АТП-1 в РАТ-Т город лишился крупнейшей муниципальной автобазы с теплым гаражом и автомастерскими в самом центре транспортной развязки Тольятти. На этом фоне значительно выросла доля альтернативных пассажирских компаний на вазовских линиях. Это была очень высокая цена за полученный опыт. Еще раз позволить себе такое город уже не может.

Последний шанс

Второй вариант развития схемы пассажирских перевозок потребует расширения базы уже существующих муниципальных предприятий (МП). К тому же эти МП имеют в своем парке соответствующие машины. Речь идет о муниципальных перевозчиках — ТТУ и АТП-3. И если ТТУ может быть ограничено в своих возможностях в силу специфики функционирования электрического транспорта, то для АТП-3 не составит труда занять нишу основного пассажирского перевозчика в Тольятти.

Еще буквально 7-8 лет назад можно было смело брать под сомнение дальнейшее существование муниципального транспорта. К этому времени муниципальные предприятия фактически стали неконкурентоспособными по отношению к альтернативным перевозчикам. Число маршрутных такси быстро выросло с нескольких сотен до нескольких тысяч единиц.

При этом частные перевозчики получили в пользование практически все муниципальные маршруты. Соответственно, т.н. маршрутки стали дублировать работу тольяттинских МП на городских улицах. В итоге это привело к загруженности городских автомобильных дорог.

Наиболее это заметно на маршрутах из селитебной в промышленную зону. В период доставки работников АВТОВАЗа на предприятие можно наблюдать значительное скопление маршруток на городских магистралях. В это же время начинают курсировать автобусы большой вместимости. В пик пассажиропотока концентрация транспорта достигает таких отметок, что на дорогах начинают образовываться заторы. При этом те же автобусы АТП-3 вполне способны без каких-либо проблем доставить работников завода до предприятия.

Как отметил Сергей Андреев: «Альтернативные перевозчики, мне кажется, иногда действуют с определенной степенью риска, чтобы опередить конкурента и забрать людей с остановки. Соответственно, даже автобусы средней вместимости, которые есть у АТП, идут недозагруженные. Не потому, что нет пассажиров, а потому, что этих пассажиров успевают забрать».

Параллельно следует отметить, что у муниципального транспорта есть существенный потенциал для развития. К примеру, в 2013 г. АТП-3 сумело значительно обновить свой автопарк. При поддержке правительства и губернатора Самарской обл. для АТП-3 было приобретено 102 автобуса. По отзывам специалистов, после выхода новых машин на линию заметно увеличилась выручка предприятия.

Тем не менее, как подчеркнул Сергей Андреев: «Только 35-40% населения пользуются услугами муниципального транспорта. Это приводит к тому, что муниципальный перевозчик хронически испытывает дефицит. Налогоплательщики дотируют ежегодно порядка 200 млн р. на покрытие нерентабельных рейсов общественного транспорта».

Одновременно мэр Тольятти уточнил, что перевозки в соответствии с разработанной новой маршрутной сетью начнутся в 2015 г. «К этому времени мы постараемся, чтобы наши транспортные предприятия или другие транспортные предприятия, которые также могут участвовать в тендерах, имели необходимый транспорт для создания комфортных условий транспортного обслуживания населения», — пояснил Сергей Андреев.

Что касается материально-технической базы, то как вариант можно рассматривать обратный выкуп базы АТП-1. С другой стороны, в настоящее время полностью не загружены площади ТТУ. У этого предприятия есть свои ремонтные мастерские и отапливаемые боксы для отстоя крупногабаритного транспорта. В качестве одного из приоритетных преимущественных факторов стоит отметить географическое расположение площадки ТТУ. Она находится на Южном шоссе, т.е. на магистрали, соединяющей селитебные зоны и промышленный узел Автозаводского р-на.

Экологический аспект

Значительное внимание при разработке транспортных схем уделяется проблеме загрязнения окружающей среды. Но и по этому направлению Тольятти сумел встроиться в требования федерального центра.

Весной 2013 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости перевода городского транспорта на газовое топливо. Ранее этот тезис неоднократно озвучивался президентом России Владимиром Путиным.

По словам директора АТП-3 Александра Абрамова, предприятие уже отправило заявку на участие в федеральной программе по закупке автобусов, работающих на газомоторном топливе. Деньги, полученные из вышестоящего бюджета, могут принципиально изменить отношение к пассажирскому транспорту. При работе на газе автобусы оказывают минимальное влияние на окружающую среду. При этом они не имеют привязки к контактной сети, в отличие от таких же экологически безопасных троллейбусов.

В качестве других положительных моментов Александр Абрамов отметил, что модернизированное газовое оборудование, которым сегодня оснащаются автобусы, способно обеспечить машине запас хода в 600 км. Это, в свою очередь, снимает вопрос о проблемах с заправкой автобусов в течение суток. Учитывая значительную разницу в цене на дизельное и газовое топливо, приобретение транспорта, работающего на газовом топливе, становится экономически выгоднее, но значимый результат можно достичь, эксплуатируя не менее 80-100 автобусов.

Таким образом, выстраивается вполне логичная и обоснованная тенденция к необходимости делать ставку именно на муниципальные предприятия АТП-3 и ТТУ. Помимо соответствия федеральным трендам, к примеру, на том же АТП-3 уже заложена платформа для создания крупного муниципального перевозчика. Это, в свою очередь, позволит городской власти при необходимости адекватно и очень оперативно регулировать систему в целом, что может только положительно отразиться на организации пассажирских перевозок в Тольятти.