Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (475) | 30 сентября 2013г.
 

Творческая истерия

Борис Кейльман пытается уйти от объединения Грушинских

Егор Кошеров

15 сентября Самарскую обл. с рабочим визитом посетил министр культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ. Часть его визита была посвящена объединению фестивалей, которые у публики ассоциируются с брендом «Грушинский». Мединский и губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН настаивают на объединении. Этой же позиции придерживаются представители Союза Бардов Самары и НП «Фестивальный парк», которые проводят фестиваль на Мастрюковских озерах при поддержке ООО «НПФ «МЕТА». Против, судя по всему, выступает лишь президент общественной организации «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина» Борис КЕЙЛЬМАН (на фото).

На высшем уровне

Во время визита министра культуры РФ Владимира Мединского состоялось совещание, в котором приняли участие губернатор Николай Меркушкин, министр культуры Самарской обл. Ольга Рыбакова, депутат Госдумы Александр Хинштейн, председатель Самарской городской думы Александр Фетисов, мэр Самары Дмитрий Азаров, а также представители двух фестивальных площадок Борис Кейльман и генеральный директор ЗАО НПФ «МЕТА» Николай Мартынов. «Мы бы хотели, чтобы Грушинский проходил под одним брендом и на одной площадке, осовремененной, приспособленной под современные условия и потребности», — подчеркнул Николай Меркушкин.

Министр культуры РФ Владимир Мединский выразил готовность финансировать фестиваль из федерального бюджета. Из госказны будет выделено 10 млн р., еще 6 млн р. — из областного бюджета и 2 млн р. -из бюджета Самары. «Может быть, мы начнем с того, что сохранятся две площадки. Самое главное, чтобы был создан единый оргкомитет и инфраструктура... В принципе, мы договорились об объединении Грушинского фестиваля», — такие слова Мединского привел сайт Министерства культуры РФ и сайт Александра Хинштейна.

По информации правительства Самарской обл., стороны в лице Кейльмана и Мартынова смогли найти общий язык. «Первый объединенный фестиваль пройдет уже в следующем году», — сообщили в правительстве. Известно также, что наследники Валерия Грушина и бардовская общественность в лице Олега Митяева, принимавшего участие во встрече по телефону из Москвы, полностью поддержали инициативу власти.

Плевать хотели

Но, несмотря на официальные заявления, на сайте Клуба имени Валерия Грушина, президентом которого является Борис Кейльман, появились неожиданные заявления. 16 сентября от лица «Президиума клуба авторской песни имени Валерия Грушина» было сообщено: «Все обсуждение свелось к одному — объединить Грушинский фестиваль с фестивалем, проходящим на Мастрюковских озерах, и перенести его на прежнее место. ... Т.к. клуб авторской песни имени Валерия Грушина является общественной организацией и никаких решений по этому поводу не принимал, получается, что «нас без нас и женили». Для того, чтобы объединяться, мы не видим ни предпосылок, ни оснований».

19 сентября клуб опубликовал еще одно заявление. На сей раз от лица «Общего собрания клуба им. В. Грушина».

«Рассмотрев и обсудив устное предложение совещания при губернаторе Самарской обл. по проведению Единого Грушинского фестиваля, переданное клубу через президента клуба Бориса Кейльмана, собрание единогласно приняло следующее: 1. Рассмотреть предложение рабочего совещания при губернаторе Самарской обл. после получения его в письменном виде», -сообщил портал клуба. Иначе как плевком в адрес лиц, которые собрались 15 сентября с целью нормализовать обстановку вокруг Грушинского, такие слова назвать сложно. Вместе с тем в обоих заявлениях клуба усматривается вполне четкая линия. Судя по всему, Кейльман пытается максимально саботировать объединение.

При этом ни состав «президиума», ни состав «общего собрания» Борис Кейльман предпочитает не раскрывать. Поэтому у многих наблюдателей складывается впечатление, что за этими терминами может скрываться чуть ли не сам Борис Кейльман в единственном числе. Эту мысль в какой-то степени подтвердил один из родоначальников фестиваля на условиях анонимности. «Сегодня, когда нет идеологов Грушинского, например, Бориса Скибы и Исая Фишгойта, от их имени действует Кейльман... Все там решается авторитетом старика Кейльмана, который ссылается на то, что он является «наследником» Скибы и Фишгойта. Потому что никто из ныне действующих не присутствовал при разработке идеологии фестиваля, а Боря Кейльман присутствовал там как мальчик. А т. н. его демократические шаги — это все бантики. Я бы назвал это дедовщиной», — рассказал «ветеран» Грушинского.

Отталкиваясь от мнения старожилов, можно предположить, что на самом деле все решения в клубе принимаются достаточно келейно. Недовольных тем или иным мнением Бориса Кейльмана могут, судя по всему, с легкостью «изгнать», причем без разного рода «президиумов» и «собраний». Считается, что для этого достаточно желания самого Бориса Кейльмана, который в каждом интервью говорит про то, что главное в его жизни — дружба, но, тем не менее, нажил среди бывших соратников много противников.

Закрытые общественники

Почему Кейльман ведет себя так, довольно непрозрачно намекали участники встречи с Мединским. Видимо, все дело в том, после объединения клуб окажется полностью подотчетен за то, как он расходует средства. При этом термин «рейдерский захват», который часто употребляет Борис Кейльман по отношению к своему фестивалю, подразумевает то, что для него фестиваль — прибыльное коммерческое предприятие.

При нынешнем положении дел клубу, который на словах является общественной организацией, жить удобно. Никому особенно не ясно, сколько в нем членов и кто эти люди. Мало кто знаком с уставом этой организации, но при этом клуб получает ежегодные субсидии из бюджета Самарской обл. По итогам проведения фестиваля в 2013 г. клуб получит 2 млн р., тогда как устроители фестиваля на Мастрюковских озерах — менее 900 тыс. р.

Почему так происходит, нужно спросить у министра культуры Самарской обл. Ольги Рыбаковой. При этом из ее уст прозвучали довольно странные размышления. Портал «Волжские вести в субботу» со ссылкой на Ольгу Рыбакову сообщил: «Поскольку в этом году фестиваль имени В. Грушина отмечает 40-летие, а юридическое право на этот бренд имеет клуб его имени, также будет рассматриваться возможность его дополнительного финансирования. Здесь речь идет о 6 млн р.». «Фестивальному парку» этим заявлением отказано в чести иметь отношение к фестивалю, хотя минимум половина «грушинцев» праздновали юбилей именно на Мастрюках. Неудивительно, что такое положение вещей вызывает у экспертов предположения о признаках наличия коррупционной составляющей в отношениях самарского минкульта и клуба.

Поэтому есть все основания полагать, что модерирование сообщений, появившихся на портале клуба, а также выбор тактики и стратегии, которой стал придерживаться Борис Кейльман после визита Владимира Мединского, проходило не без участия Ольги Рыбаковой. Вероятно, ей может быть выгодно, чтобы никакого воссоединения двух полян Грушинского не было. Ведь, очевидно, в лице Бориса Кейльмана действующий министр имеет лояльного себе человека. После того как будет создан объединенный оргкомитет, способный прозрачно контролировать расходование бюджетных средств, ни о какой лояльности говорить уже не придется.

Комментарии

Владимир КОЖЕКИН, организатор музыкальных фестивалей, член оргкомитета фестиваля «Платформа»

- Единственная раскрытая информация, связанная с бюджетом Грушинского, -финансовый отчет, сохранившийся в «архиве интернета». Фестиваль, по мнению организаторов, в 2006 г. стоил около 8 млн р. На мой взгляд, там сильно завышены следующие строки бюджета: оплата служб фестиваля — 800 тыс. р., электрификация и радиофикация -1,57 млн р, аренда звука и света -1,4 млн р. и некоторые другие. В отчете 2006 г. вообще нет пункта «гонорары». Зато зарплата организаторов указана с точностью до рубля. Так, пресс-центр фестиваля (руководителем которого была нынешний вице-президент клуба Ирина Зверева) получил на том фестивале 135 тыс. р.

Также отчет содержит указания на доходы оргкомитета с торговой поляны и фестивальной таможни. Ярмарка в тот год принесла 1,74 млн р., а таможня — 1,1 млн р. Что изменилось с расколом? Для Грушинского клуба принципы построения бюджета и общая смета могли остаться прежними.

В данный момент бюджеты фестивалей варьируются, по моим предположениям, в рамках 6-11 млн р. Причем Федоровка, скорее всего, ближе к первой цифре, а Мастрюки — ко второй. «МЕТА» тратит в разы больше, чем Кейльман, на экологию, аренду аппаратуры, оплату дороги бардам, обеспечение безопасности. Кейльман в безопасность не вкладывается. Недаром у того же МЧС клуб на плохом счету, достаточно вспомнить скандалы с возможным закрытием площадки на Федоровских лугах по просьбе МЧС в начале года.

В случае если информация про юбилейный грант самарского минкульта в 6 млн р. Грушинскому клубу подтвердится, в этом году Кейльман заработает очень-очень много денег. При таком отношении минкульта к клубу им можно спокойно и дальше ни с кем не объединяться.