Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (474) | 23 сентября 2013г.
 

Алексей Чигенев:

Активная партия — жизнеспособная партия

Павел Андреев

8 сентября, в единый день голосования, партия «Единая Россия» (ЕР) в Самарской обл. показала более чем убедительные результаты. По крайней мере на многих территориях количество голосов, отданных за ЕР, превысило ожидания. Очевидно, что во многом это результат доверия населения губернатору Самарской обл. Николаю МЕРКУШКИНУ. Нельзя списывать со счетов и возросшую активность партии в 2013г. Хотя это тоже в значительной мере результат инициативы губернатора. В любом случае увеличение присутствия ЕР в органах местного самоуправления (МСУ) разумнее рассматривать как стартовую позицию, а не как победу, позволяющую почивать на лаврах. Свою оценку ситуации в Самарском региональном отделении (СРО) ЕР и свой взгляд на то, как нужно работать в дальнейшем, чтобы не растерять приобретенный потенциал, в интервью «Хронографу» изложил заместитель секретаря СРО, депутат Самарской губернской думы (СГД) Алексей ЧИГЕНЕВ.

- Алексей Иванович, на выборах 8 сентября ЕР одержала убедительную победу. Но мы прекрасно помним, что еще полгода назад на таких территориях, как г.Тольятти, прогнозировалось не менее убедительное поражение партии власти. Дайте свою оценку этому политическому феномену.

- Ни для кого не секрет, что основной вклад в повышение рейтинга партии был сделан губернатором Самарской обл. Николаем Ивановичем Меркушкиным. Нельзя забывать и того, что он своим примером показал, как нужно работать с жителями региона. Результат ЕР на выборах был сделан не за три недели агитации. Это результат как минимум годовой интенсивной работы. Но именно этот результат у меня, как у члена партии, вызывает определенную тревогу. Думаю, что самое опасное сегодня, — самоуспокоенность. Если в реготделении будут преобладать настроения, что ЕР вернула себе доминирующие позиции в МСУ, в первую очередь в Тольятти, и как минимум до следующих выборов можно ничего не делать, то партия очень быстро начнет терять кредит доверия населения, а следом неизбежно и падение рейтинга партии.

- Критиковать ЕР несложно. Один из членов партии пару лет назад в частной беседе так и сказал: «ЕР многое позаимствовала у КПСС. Причем далеко не лучшие элементы». «Застой» и пессимистические настроения соответствуют нашей ментальности. Но давайте подойдем с другой стороны. Что делать ЕР, чтобы не потерять кредит доверия населения?

- Нужно включаться в процессы. Активная партия — жизнеспособная партия. То, что люди видят недостатки — это хорошо. Плохо, когда люди не хотят бороться с этими недостатками. Критика должна присутствовать, но не для того, чтобы оппозиции было о чем рассказывать в агитационную кампанию, а для повышения эффективности партии.

Многие проблемы копились годами. В результате мы имеем в реготделении 40 тыс. членов. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что 20% этого состава — «мертвые души». Не хочу никого обидеть, но это люди, попавшие в списки, можно сказать, случайно. Думаю, многие и не помнят, что записались в партию. Еще процентов 30 просто числятся в ЕР. Если им завтра дать какое-нибудь партийное задание, например по работе на территории, то они предпочтут выйти из партии, потому что изначально ничего не планировали делать.

Я считаю, что если человек вступает в партию, то он тем самым заявляет свою гражданскую позицию. Он заявляет о своей готовности работать в интересах других людей, которые менее активны. Может быть, менее подготовлены, менее социализированы. Но они также заинтересованы в том, чтобы власть работала в их интересах. А сегодня, если спросить у членов партии: зачем они вступили? Многие не смогут найти ответ. А такого быть не должно. Каждый член партии должен вносить свой вклад в партийную работу.

Рядовые члены партии не могут быть молчаливыми наблюдателями. Сразу же предвосхищаю вопрос: что им нужно делать. Рядовой член ЕР должен проявлять инициативу. Он видит проблемы на местах. Он знает запросы населения, т.к. сам является жителем конкретной территории Самарской обл. В первичной ячейке можно обсудить проблемы, выявить наиболее приоритетные, сформировать предложения по их решению. В итоге выйти с предложениями на местное отделение партии. На этом уровне будут собираться предложения, определяться приоритетность направлений работы, что-то будет отсеиваться, а дальше пакет инициатив будет уходить на региональный уровень. Там будет также проходить отсев. Пусть из 100 инициатив в работу пойдут только 10, но это уже будут реальные действия. Причем по самым важным для населения направлениям. Понятно, что все идеи реализоваться не могут. Поэтому требуется прозрачность работы партийных структур. Чтобы люди видели, что в первую очередь решаются самые злободневные проблемы. Для прозрачности этой работы можно использовать такой механизм, как формирование региональных и местных партийных проектов.

- Здесь возникает некое противоречие партийным установкам. Многие члены просто выйдут из состава ЕР, т.к. записывались в партию не для подобной деятельности. А как же наращивание численности партии?

- Думаю, что партия должна пройти некое внутреннее самоочищение. Если уйдут те, кто не хочет работать, партия ничего не потеряет. А вот взамен ушедших нужно привлечь тех, кто хочет работать, но сегодня не идет в ЕР, т.к. не видит в этом смысла. Такой человек начинает поддерживать оппозиционные партии.

Инициативные люди должны приходить работать к нам. Тогда и партия будет работать эффективно. В Тольятти же есть подобный опыт работы.

- Опыт действительно был. Приглашали чиновников на политсоветы, отделение определяло задания для своих членов для решения поставленных на политсовете задач. Но эффективность была невысокой. Возможно, оттого, что отделение действовало с оглядкой на СРО, опасаясь оказаться не в тренде...

- Так вот нужно, чтобы на региональном уровне местные инициативы рассматривались не с позиции «как бы чего не вышло», а с точки зрения интересов территорий и региона. Ведь партия в регионе — это готовая к работе структура. Мы можем контролировать, например, бюджетный процесс. Ведь для реализации инициатив бывает необходимо вносить изменения в бюджеты разных уровней.

Причем нужно понимать, что если ЕР — партия власти, то это в первую очередь означает наличие возможностей влиять на процессы в области и на местах. Если реготделение ставит перед собой какую-то локальную задачу, то для ее решения можно привлекать имеющиеся у партии ресурсы. А это люди, занимающие определенные посты. Имея четко сформулированную задачу, можно составить список людей, чье участие необходимо для решения задачи, расписать задания для каждого из них. А потом проконтролировать выполнение этих заданий. По итогам работы можно сделать выводы, достигли ли мы намеченной цели, что делать дальше, какие просчеты были допущены. Мы можем выдвигать законодательные инициативы, готовить проекты постановлений и законов, в зависимости от уровня поставленной задачи, лоббировать эти проекты в представительных органах и в СГД.

Можем контролировать работу исполнительных органов через свой депутатский пул. Инструментов много. Нужно, чтобы структура начала работать. Причем вся — от рядового члена партии до президиума регполитсовета.

Депутаты должны регулярно отчитываться перед выдвинувшими их отделениями. Ведь они были выдвинуты партией, значит, они должны оправдывать оказанное доверие. И отрабатывать предоставленный им партийный ресурс. В конце концов, они же не собирали подписи для выдвижения. Ни для кого не секрет, что есть депутаты, которые активно работают на своих округах и территориях, а есть считающие, что с получением депутатского мандата их функции закончились. Если депутат игнорирует партийные задачи, значит, партия должна принять решение, что выдвигать его больше не будет. Кстати, депутаты-списочники полностью находятся под партийным контролем.

Что касается исполнительных органов. У нас большинство чиновников являются членами ЕР. В Самаре руководители управляющих компаний (УК) — члены партии. Отделение может вызвать их на политсовет потребовать отчета. Это к разговору, как влиять на УК.

- Но ведь чиновник или директор УК могут просто проигнорировать приглашение на политсовет. Что тогда делать?

- Можно вызвать на президиум политсовета. Там разговор будет более серьезный. Большинство глав муниципальных образований — члены ЕР. Если их подчиненные игнорируют требования партии, то можно предъявить требования к главам территорий. Вплоть до расторжения трудового договора с нерадивым чиновником. Таким образом, ЕР может и контролировать работу беспартийных чиновников, и добиваться применения к ним мер воздействия, если они не хотят работать в интересах населения.

Считаю, что члены партии, занимающие посты в структурах МСУ, должны раз в квартал отчитываться в местных политсоветах. Результаты этих отчетов должны стать не только поводами для критики, но и информацией для дальнейшего планирования работы и формирования новых инициатив. А насчет того, что кто-то будет игнорировать требования партии, не волнуйтесь. Партия — достаточно сильная структура, чтобы найти рычаги воздействия на недобросовестных членов.

Если мы будем действовать централизованно, то сможем формулировать региональные программы на определенную перспективу. Например, программу патриотического воспитания молодежи. С учетом ресурса, которым располагает реготделение, можно составить всеобъемлющий комплекс мероприятий, которые будут по-настоящему интересны молодым жителям области.

Мы просто не имеем права сидеть сложа руки. 8 сентября население Самарской обл., отдав голоса за ЕР, определило свой кредит доверия в первую очередь губернатору Николаю Меркушкину. Теперь очередь за самой партией. Мы должны включиться в работу, чтобы сегодня рейтинг надежды превратился в рейтинг доверия действующей власти. Подчеркиваю, власти действующей, работающей в интересах населения всей области.