Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (471) | 2 сентября 2013г.
 

По-английски не получится

Попытка ПТС-Сервис сбросить с себя дома должна быть заблокирована

Сергей Ромашов

С октября крупнейшая управляющая компания (УК) Самары ЗАО «ПТС-Сервис» намерена прекратить обслуживание многоквартирных домов и передать их в ООО «Жилищно-коммунальная система» (ЖКС). Эту информацию на прошлой неделе подтвердил заместитель гендиректора ПТС-Сервис Александр ГРЕЧАНИН. Поводом для столь радикального шага якобы стали многомиллионные долги компании перед поставщиками ресурсов, в частности перед аффилированным ЗАО «ПТС». В действительности легенда о возможном банкротстве УК может быть только прикрытием.

Запаковали чемоданы

ПТС-Сервис было выделено из структуры поставщика тепловой энергии ЗАО «ПТС» и с 2007 г. вышло на только возникший самарский рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг. Принятие решений на обоих предприятиях контролируется депутатом Думы г.о. Самара Сергеем Алехиным и рядом ветеранов холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). В ПТС Алехин работает генеральным директором. Во многом благодаря его лоббистским усилиям ПТС-Сервис получило в управление жилой фонд в четырех из девяти районов областного центра: Самарском, Советском, Железнодорожном и Октябрьском. По данным официального сайта ПТС-Сервис, в первом квартале 2013 г. на обслуживании у компании находилось свыше 1,3 тыс. жилых многоквартирных домов.

«Исчезать» ПТС-Сервис начало по частям. Сначала компания избавилась от т.н. «социальной нагрузки», передав в управление ООО «Альтернатива» практически весь ветхий фонд. Расклад сил при этом не изменился. «Альтернативу» возглавил один из менеджеров ПТС-Сервис – Сергей Куманцов. Зато ПТС-Сервис получило возможность нести еще меньшие затраты на оказание населению жилищных услуг и, соответственно, больше оставлять себе.

Впрочем, проблемную ситуацию с долгами перед контрагентами и накоплением очереди по текущим ремонтам для оставшихся благоустроенных домов это не разрешило. В результате, по мнению наблюдателей, появилась идея сменить вывеску, чтобы уйти от обязательств старого юрлица и начать собирать с жильцов тех же домов деньги на новое юрлицо.

Информация о планах реорганизации ПТС-Сервис впервые была официально озвучена в ноябре 2012 г. на рабочем совещании в администрации г. о. Самара. До конца 2012 г. представители ПТС-Сервис собирались провести встречи с жителями и рассказать им о дальнейшей работе по управлению домами. Однако реорганизацию притормозили. Предполагают, что помогло вмешательство заинтересовавшихся этим процессом правоохранительных органов и правительства Самарской обл.

Тем не менее спустя полгода Алехин и его кураторы из ВПГ решили повторить попытку. В июне 2013 г. на подъездах многоквартирных домов Самарского, Советского и Октябрьского р-нов появились объявления о созыве общих собраний жителей для рассмотрения вопроса о смене управляющей компании. Дома, обслуживаемые ПТС-Сервис, предлагалось передать в управление ЖКС (см. «Хронограф» №26 (470) от 29.07.13.). Связь между двумя обществами скрывалась уже плохо. По данным ЕГРЮЛ, ЖКС располагается по тому же юридическому адресу, что и ПТС-Сервис — на ул. Куйбышева, 48. При этом УККС наверняка обеспечат офисом по фактическому местонахождению ПТС-Сервис — на ул. Корабельной, 5. Директором ЖКС выступает Галина Бочкарева, одновременно состоящая должности заместителя гендиректора ПТС-Сервис Сергея Стрельникова. Участниками ЖКС числятся Алексей Горшков и вышеупомянутый Сергей Куманцов. Одновременно с этим Куманцов возглавляет филиал ПТС-Сервис в Железнодорожном р-не.

На прошлой неделе второй заместитель генерального директора ПТС-Сервис Александр Гречанин подтвердил информацию об уходе ПТС-Сервис с рынка УК и передаче жилфонда в ЖКС. По некоторым данным, ЖКС уже получил в управление от ПТС-Сервис более 500 домов.

Завершить работу с жилфондом ПТС-Сервис планирует в октябре. Сообщается даже о мотивации, которую компания придумала для жителей. Если собственники квартир добровольно не подпишут новый договор управления с ЖКС, ПТС-Сервис якобы обещает отключить газ, воду и свет, прекратить все работы на доме с началом отопительного сезона.

Перекрыли канал

Существует наблюдение, что ПТС-Сервис раньше буквально «купался» в бюджетных деньгах, поступавших в компанию в виде субсидий, компенсирующих якобы сверхнормативное потребление жителями коммунальных услуг. Однако не так давно дотации сначала сильно урезали, а затем и вовсе прекратили.

Доказательством «голода» ПТС-Сервис могут служить инициированные им судебные разбирательства. Так, компания потребовала признать недействительным отказ департамента ЖКХ (ДЖКХ) администрации Самары от заключения договора на предоставление субсидий. Расчет, выполненный ПТС-Сервис, подразумевал выплату по договору в общей сложности 207,3 млн р. субсидий. Впоследствии аппетиты истца немного снизились — до 153 млн р. Суд вынес решение в пользу УК, обязав департамент по вступлении решения в законную силу заключить с ПТС-Сервис договор. Однако, судя по тому, что вскоре последовал иск о выплате в пользу ПТС-Сервис тех самых 153 млн р., деньги ДЖКХ в компанию так и не перечислил.

Показательно также судебное разбирательство с МП г. о. Самара «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ), затянувшееся уже почти на два года. По мнению истца, ЕИРЦ в I кв. 2011 г. произвел начисление платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение населению Самары, живущему в домах, обслуживаемых ПТС-Сервис, без учета установленного действующими правовыми актами порядка. Рассчитав размер корректировки платы за вышеуказанные услуги, ПТС-Сервис выставило ЕИРЦ иск на сумму свыше 71 млн р. (см «Хронограф» №23 (467) от 08.07.13).

По одной из версий, растеряв значительную часть возможностей по пополнению оборотных средств из бюджета и утратив былое взаимопонимание с ЕИРЦ, в ПТС-Сервис всерьез задумались о возрастающей долговой нагрузке компании и о том, как от нее избавиться. Цифры действительно впечатляют — финансовая отчетность ПТС-Сервис оставляет желать лучшего. Причем наибольшие долги сложились у ПТС-Сервис перед ПТС. За тепло и горячую воду ПТС-Сервис должен своему «прародителю» 717 млн р., за холодную воду и водоотведение — еще 221 млн р.

Игла ЕИРЦ

До недавнего времени подобный порядок задолженности особо не беспокоил как ПТС, так и ПТС-Сервис. Условие поставки тепла и горячей воды в дома, управляемые аффилированной компанией, позволяло упростить взаиморасчеты до предела. Тем более что обеим фирмам помогало существование в Самаре ЕИРЦ.

Существует версия, что деньги, поступавшие из ЕИРЦ за содержание и текущий ремонт жилых помещений в управляемых домах, ПТС-Сервис сразу переправляло в ПТС. Конечно, полностью погасить собственные долги за коммунальные услуги перед ПТС за счет средств, полученных по жилищным статьям, было сложно. Но под рукой всегда был бюджет, а кроме того, как предполагают, средства, предназначенные для перечисления другим поставщикам и УК: собравший их ЕИРЦ по указанию сверху мог, например, в первую очередь рассчитаться с ПТС и ПТС-Сервис. В качестве примера наблюдатели приводят случай, когда на одном из совещаний экс-глава Самары Виктор Тархов якобы потребовал у директора ЕИРЦ Николая Левковицкого срочно перечислить деньги в пользу ПТС-Сервис для закрытия его долговых обязательств.

Если смотреть более глобально, то Тархов мог и не стараться: одна из популярных версий гласит, что т. к. ЕИРЦ мог быть создан в интересах ВПГ для нужд ПТС, ПТС-Сервис и прочих представителей жилищно-коммунального бизнеса холдинга, то руководство МП в любом случае не забыло бы про своих подопечных.

В таких благоприятных обстоятельствах ПТС-Сервис могло неспеша вести работу по взысканию «просрочки» с собственников жилья, аргументируя отсутствие ремонта в домах неплатежами населения. По сути, ПТС-Сервис выступал своеобразным коллектором для ПТС, сначала накапливая долги, а затем их понемногу возвращая. Косвенно такая удобная для контрагентов стратегия подтверждается отсутствием судебных разбирательств между ПТС и ПТС-Сервис — за все прошедшие годы в арбитраже не было ни одного судебного спора поставщика с управляющей компанией. Внутри этой схемы всех все устраивало. Особенно довольны были выгодопо-лучатели от деятельности ПТС и ПТС-Сервис.

Отсюда следует, что негласной причиной ухода ПТС-Сервис с рынка УК могут являться вовсе не долги компании перед поставщиками ресурсов.

До конца 2013 г. правительство Самарской обл. намерено создать новое государственное учреждение, которое займется начислением, организацией сбора и расщеплением платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, т. е. тем, чем сегодня занимается самарский ЕИРЦ. Контроль над будущим аналогом ЕИРЦ и ряда других расчетных центров возьмет правительство региона. Скорее всего, региональному ЕИРЦ откроют один-единственный расчетный счет в одном из госбанков, а движение средств по счету можно будет отследить. Это, в частности, позволит добиться прозрачности расходования около 9 млрд р. денежных средств самарских плательщиков, ежегодно пропускаемых через счета муниципального ЕИРЦ.

В таких условиях договориться с расчетным центром о первоочередности платежей в пользу аффилированных компаний лоббистам от ВПГ будет очень трудно. ПТС и ПТС-Сервис придется напряженно работать с «дебиторкой», а кроме того, озаботиться качеством предоставляемых населению услуг. Поэтому допускать перевода домов ПТС-Сервис на свободную от обязательств управляющую компанию ни в коем случае нельзя. «Вся эта схема носит искусственный характер, нарушает права граждан и поставщиков. Перед ними просто обнуляются все обязательства, — говорит о прецеденте депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев. — Я советую жителям не принимать правила игры и тот график смены управляющей компании, который навязывается ПТС-Сервисом. Это их проблемы. Кроме того, не нужно оплачивать никаких квитанций, приходящих от новой управляющей компании, с которой у вас нет договора».

Наблюдатели отмечают, что помимо обнуления обязательств действия ПТС-Сервис могут создать еще ряд проблем как властям региона, так и жителям многоквартирных домов. Существует мнение о наличии признаков спекулятивности в переводе домов на другое юр-лицо накануне отопительного сезона. Может сложиться впечатление, что если что-то пойдет не по плану ПТС-Сервис, то вероятны разные варианты — вплоть до срыва подачи тепла в дома.

На деле это, конечно же, не так — УК обязана обеспечить подачу коммунальных услуг, если не успеет в соответствии с законодательством оформить переход домов на новую компанию. Не обеспечит — понесет за это ответственность. А вот второе мнение представляется более реалистичным. Если дать такому гиганту, как ПТС-Сервис, спокойно уйти от обязательств, то его примеру последуют другие не слишком надежные УК. Резонанс в этом случае будет гораздо сильнее.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.