Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (470) | 29 июля 2013г.
 

Иван Филаретов:

Мы должны постоянно контролировать объемы и качество выполняемых работ

Сергей Ромашов

25 июля прошел ровно месяц с момента назначения на должность руководителя департамента благоустройства и экологии (ДБиЭ) администрации г. о. Самара Ивана ФИЛАРЕТОВА. За это время он успел детально ознакомиться с работой вверенного ему департамента и определить, какие направления требуют усиления. О том, какие задачи новый руководитель ставит перед собой и коллективом, а также об опыте работы в сфере благоустройства и экологии, Иван Филаретов рассказал в интервью «Хронографу».

- Иван Александрович, насколько хорошо вам знакома сфера благоустройства и экологии?

- Благоустройство и экология всегда находились в плоскости моих интересов. Значимость этих отраслей для каждого из нас невозможно переоценить. За время работы в Фонде индивидуального жилищного строительства на селе мне довелось не только глубоко изучить проблемы благоустройства территорий, но и находить пути их решения. Работая генеральным директором фонда, я вел строительство, благоустройство и реализацию национальных проектов «Здоровье» и «Строительство доступного и комфортного жилья на селе». В рамках нацпрограммы «Здоровье» в 27 сельских районах губернии было построено 136 сельских больниц. Это лучший результат в Российской Федерации, на втором месте Нижний Новгород — там было построено 40 сельских больниц. Нужно учитывать, что фонд начинал эти проекты с нуля и сдавал объекты под ключ. Мы проводили благоустройство около каждой больницы: высаживали деревья, ставили заборы, подводили к больницам асфальт, разбивали клумбы и т. д. Важное направление работы — получение всех необходимых для строительства технических условий, контроль за их выполнением, подготовка проектно-сметной документации.

За время работы фонда в Самарской обл. возведено и реконструировано около 4 тысяч индивидуальных жилых домов и сооружений общей площадью более 400 тысяч кв. м. Это серьезная масштабная работа, ведь строительство жилья не ограничивается только возведением самого дома. Озеленение территорий, создание детских игровых и спортивных площадок — важнейшие направления благоустройства. В комплексе работ — создание коммунальной инфраструктуры, которая обеспечит людей питьевой водой, электричеством, газом и водоотведением и оживит не только территорию застройки, но и весь прилегающий район. Отдельная тема-дороги. Их за время моей работы в фонде было построено 63. Возьмем, к примеру, коттеджный поселок «Звездный» -один из значимых проектов фонда. Нам удалось создать современную сеть внутрипоселковых дорог и тротуаров с применением современных технологий в области дорожного строительства. Возведение «Звездного» велось на условиях государственно-частного партнерства. Инженерная и транспортная инфраструктура создавалась в основном на средства областного бюджета, жилье — на внебюджетные средства. Здесь важно было жестко контролировать сроки и ход освоения средств, в т. ч. выделенных и на создание улично-дорожной сети. И нам это удалось. Многочисленные проверки контролирующих структур, включая Счетную палату, областную прокуратуру УВД, подтвердили полную прозрачность расходования бюджетных средств и высокое качество проводимых фондом работ. Обширный опыт приобретен и в вопросах экологии. На очистных сооружениях коттеджного поселка «Звездный» применены наиболее эффективные в мировой практике способы очистки стоков, гарантирующие эффективность очистки в 99%. Построенный нами комплекс очистных сооружений — в числе самых производительных мембранных биореакторов на плоскостных модулях в России и первый — в Самарской обл. В Европе, например, ежегодно возводятся десятки подобных комплексов. Я считаю, что такой комплекс очистных сооружений нужно строить и в Самаре, потому что в городе проблема экологии сегодня становится очень важной и выходит на первый план. Есть за плечами и зарубежный опыт подобной работы. Несколько лет я курировал благоустройство военных городков в Польше.

- Видимо, в фонде у вас сформировалась сплоченная команда профессионалов. Планируете ли вы обновлять кадровый состав департамента благоустройства и экологии кадрами из фонда?

- Кадровый костяк в департаменте уже сформирован. Заместители руководителя, руководители управлений, отделов и многие рядовые сотрудники имеют многолетний опыт работы в благоустройстве и, главное, желание развиваться дальше. Но обновление кадров я, конечно, планирую. Это не самоцель, а объективная потребность развития отрасли, в т. ч. с помощью новых специалистов. Смена людей должна происходить с учетом множества факторов, после детального изучения качества работы каждого, и никак иначе. Я хочу видеть в нашей команде профессионалов с большой буквы. Но не стоит забывать и о молодых специалистах, выпускниках самарских вузов — именно им предстоит благоустраивать город в будущем, и я буду рад, если стартовой площадкой для их профессионального роста станет наш департамент.

Если говорить о моей прошлой команде в фонде, то мне бы не хотелось разрушать тот коллектив. Перед ним губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин поставил задачи по аварийному жилью — работы у фонда много.

Два последних года Самара находится на подъеме, в городе наводится порядок. И, конечно же, это во многом заслуга департамента, тех людей, которые здесь работают, ведь они — главные исполнители муниципальных программ. Поэтому, естественно, что никаких революционных изменений я проводить не буду, но точечно менять людей там, где нужно усилить работу, возможно, придется. Глава города Дмитрий Азаров поставил нам очень серьезные задачи. Одна из важнейших -подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 г., и для ее решения мы, конечно же, будем привлекать новых людей, проводить внутреннюю реструктуризацию департамента. Принцип такой: должно быть ровное соотношение опытных, профессионально подготовленных специалистов и молодежи, которая должна у них учиться.

- Как бы вы могли оценить работу департамента на момент вашего назначения и какие позиции здесь нужно усилить?

- Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если какая-то структура работает в полную силу, обязательно будут замечания. Другое дело, что это за замечания — текущие нарекания, которые возникают в ходе выполнения тех или иных задач, или системный сбой. На сегодняшний день системных провалов в работе департамента я пока не вижу. Но для себя я четко определил моменты, где нужно что-то доделать, изменить. Взгляд со стороны более объективен. Одно из направлений работы департамента, требующее повышенного внимания, -это усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Контроль будет усилен и будет проводиться ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Второе: я намерен более тесно организовать взаимодействие с подрядными организациями, которые выполняют работу по муниципальным контрактам. Спрос со стороны департамента как заказчика на всех этапах проведения работ будет только усиливаться. Будем строго требовать с подрядчиков исполнения гарантийных обязательств, прописанных в договоре. Фирмы, ремонтирующие дороги, должны устранять недостатки за свой счет, а еще лучше вообще их не допускать.

Направлений в департаменте много — это и благоустройство, и ремонт дорог, и экология, и вывоз мусора. Департамент сегодня ведет семь общегородских программ, по каждой у нас проходят торги, где выходят победителями те или иные подрядные организации. Взаимодействие с подрядчиками и контроль над их работой нужно усилить, потому что сроки исполнения контрактов довольно сжаты.

Мы должны к концу года закончить все работы, а строительный сезон завершить в октябре. Соответственно, мы должны постоянно контролировать объемы и качество выполняемых работ. Это направление мы однозначно усилим.

- Как показывает практика предыдущих лет, по линии департамента ежегодно выделяются очень большие деньги и, как вы уже заметили, сроки их освоения весьма сжаты. Насколько реально освоение в полном объеме департаментом средств как одним из главных распорядителей бюджетных средств?

- Средства выделяются большие, но их все равно недостаточно, чтобы охватить бюджетным финансированием все потребности отрасли. Наконец-то у нас организовано тесное взаимодействие между городом, областью и федеральным центром. Средства федерального и областного бюджетов активно привлекаются для благоустройства Самары. Это большая заслуга Меркушкина и Азарова. Я это сразу увидел. У департамента, например, установились хорошие связи с областным министерством транспорта. Когда такая система работы отлажена, то и результаты налицо. Несмотря на это, потребность в средствах большая. Как говорил глава города, нам нужно ежегодно направлять на ремонт дорог 3,5 млрд р. в течение пяти лет, чтобы качественно улучшить состояние улично-дорожной сети. Мы сегодня получаем в два раза меньше, но и за это огромное спасибо. Это значит, что процесс прошел, а ведь многие годы средства на ремонт практически не выделялись. Одна из моих задач — развивать этот процесс дальше.

- А какие локальные задачи вы ставите перед департаментом в первую очередь?

- Локальных задач много. Среди них — наведение порядка во дворах, ремонт дорог общего пользования и внутриквартальных проездов, уборка мусора, озеленение и освещение города, содержание водоохранных зон, снос незаконных рекламных конструкций и мн. др. Например, программа «Двор, в котором мы живем» уникальна, в других городах я такого не видел. Программа реализуется третий год и уже дает плоды. Проект вовлекает самих жителей в процесс управления городом, люди сами контролируют ход работ. Т. е. работа по исполнению программы становится абсолютно прозрачной. Этот проект мы будем развивать и в дальнейшем и будем жестко спрашивать с подрядчиков. Другая задача -борьба с мусором. Да, город стал чище, но у нас огромное количество несанкционированных свалок — сегодня их насчитывается 150. Мы сейчас четко контролируем, сколько с каждой свалки собрано мусора, и на какой полигон его отвозят. С другой стороны, в борьбе за чистоту нам нужно внедрить европейские передовые технологии. В Самаре построен первый завод по сортировке ТБО, созданы великолепные условия для трудового коллектива. Внутри завода есть хорошее общежитие, отличная столовая, в здании выполнили евроремонт. Но проблема в том, что завод не может набрать 30 человек, потому что специалистов в этой области нет, а те, что есть, не спешат трудоустроиться на «мусорные» вакансии. Необходимо поднять престиж рабочей профессии и подготовить кадры. Этим в т. ч. займется департамент благоустройства и экологии.

Одна из главных задач на сегодняшний день, как я уже говорил, усиление контроля за качеством содержания дорог. Принято решение выделить в структуре департамента отдельное подразделение, которое и возьмет на себя эти функции. Отдел муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения займется проверкой соблюдения требований действующего законодательства в сфере использования автомобильных дорог — их ремонта, содержания, использования придорожных полос и т. д.