Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (467) | 8 июля 2013г.
 

Экстренно порешали

Недавно избранного главой Жигулевска Калиниченко начали превращать в марионетку местных мастеров

Екатерина Чернышева

5 июля в Думе г. о. Жигулевск (ЖГД) состоялось экстренное заседание. Экстренное заседание подразумевает обстоятельства произошедшего ЧП. Между тем в этот день некие силы сумели заинтересовать отдельных руководителей ЖГД организовать работу по изменению недавно принятого устава города. Суть изменений — создать в ЖГД две должности заместителя председателя. Если это произойдет, то избранный председателем ЖГД Алексей КАЛИНИЧЕНКО, которому порой некогда появляться в думе, сможет передавать свои функции сразу двум замам на их выбор, а не одному, как это предусмотрено уставом сейчас. Однако в ходе прошедшего заседания ЖГД могли быть допущены некоторые процессуальные ляпы. Легитимность решений этого заседания может быть поставлена под сомнение.

Скрытые рычаги

5 июля депутатам ЖГД было предложено в формате экстренного заседания предварительно одобрить проект решения ЖГД о внесении изменения в устав г. о. Жигулевск, утвержденный решением ЖГД №384 от 14 мая 2013 г. О нюансах изменений в устав в начале заседания рассказала начальник юридическо-аналитического отдела аппарата ЖГД Ольга Михайлова: «Данный проект подготовлен на основании ст. 40 ФЗ №131, согласно которому 10% от установленной численности депутатов могут работать на постоянной основе. В представленном проекте предлагается установить, что председатель думы будет осуществлять свои полномочия на непостоянной основе, а два депутата, которые будут замещать должности заместителя председателя думы, будут осуществлять свои полномочия на постоянной основе».

Стремление внести подобного рода поправки в устав выглядят достаточно странно. Ведь действующий устав в полностью новой редакции был принят всего чуть больше месяца назад. На этом фоне желания инициаторов новых изменений требуют особого внимания. Стоит напомнить, что новый устав г. о. Жигулевск прошел регистрацию в Минюсте РФ и был утвержден депутатами ЖГД 30 мая 2013 г. С учетом того, какой смысл вкладывался в очередные изменения, принимать которые пришлось в экстренном порядке, напрашивается вывод, что без них кое-кому присутствовать в ЖГД уже не имело смысла.

Важно заметить, что экстренное заседание думы предусматривает собой некую упрощенную систему принятия решений по вполне неотложным во всех отношениях вопросам и делам. Главное, чтобы статус этих вопросов соответствовал уровню опасности чрезвычайной ситуации, которая могла бы развиваться на территории муниципального образования.

Между тем п. 1 ст. 33 гл. 6 регламента ЖГД предусматривает: «Экстренное заседание думы собирается в чрезвычайной ситуации по требованию председателя думы, а в его отсутствие — заместителя председателя думы без соблюдения требований настоящего регламента к срокам и форме извещения депутатов и проводится по упрощенной процедуре». При этом причины экстренного созыва в регламенте указываются две: «возникновение стихийных бедствий, аварий, катастроф,

Бывшие председатели ЖГД Ольга Гладченко и Сергей Некрасов могут получить шанс вновь поуправлять городом
Бывшие председатели ЖГД Ольга Гладченко и Сергей Некрасов могут получить шанс вновь поуправлять городом

других ситуаций природного, техногенного, экономического, социально-политического характера» либо «иные ситуации, по которым необходимо срочное реагирование думы».

Как будто по регламенту

Экстренное заседание ЖГД проводила заместитель председателя думы Ольга Гладченко. До избрания Алексея Калиниченко председателем (это произошло 21 июня) она сама занимала эту должность. При этом, согласно уставу, утвержденному 30 мая, Алексей Калиниченко является не только председателем ЖГД, но и главой города. При этом Калиниченко занимает должность заместителя генерального директора по стратегическому развитию ЗАО «Жигулевский известковый завод» (ЖИЗ). Помимо этого, по данным ЕГРЮЛ, он является генеральным директором и одним из учредителей ЗАО «Корпорация Волгостром», а также учредителем ООО «У Лукоморья» и одним из учредителей ООО «Лесная горка». При этом ЗАО «Корпорация Волгостром» до относительно недавнего времени значилось единственным акционером ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» (СГК), который входит в сферу бизнес-интересов ассоциации «Версиво» Алексея Долматова. Вне зависимости от сегодняшних связей Волгостром, ЖИС, СГК и «Версиво» у Долматова есть планы инвестирования в Правобережье Самарской Луки.

Калиниченко в этом мог бы помочь. Однако все это может стать иллюзией. По визуальному осмотру присутствовавшего на заседании ЖГД 5 июля корреспондента «Хронографа» , на заседание пришли всего 10 депутатов. На этот счет в ст. 34 п. 1 устава г. о. Жигулевск указано: «Заседание Думы городского округа правомочно, если на нем присутствуют более 50% от числа избранных депутатов думы городского округа». В ЖГД 20 избранных депутатов. По сути, с учетом того, что присутствовало всего 10 из 20 депутатов, этого количества было недостаточно для проведения заседания и принятия решений. Однако каких-либо нареканий со стороны присутствующих, к примеру и. о. главы администрации Владимира Классена, прокурора г. о. Жигулевск Дениса Авдеева, не поступило. Судя по всему, заседание ЖГД состоялось ввиду того, что, как пояснила Ольга Гладченко, три депутата решили проголосовать на нем заочно. «Калмыков, Меледин, Антонов оставили заочное голосование», — уточнила Ольга Гладченко.

При этом согласно п. 2 ст. 46 гл. 8 регламента ЖГД: «В случае невозможности прибыть по уважительной причине, согласно ч. 4 ст. 30 настоящего регламента, на заседание думы депутат вправе заочно проголосовать по известным вопросам повестки дня заседания думы». В этом случае мнение депутата по каждому известному вопросу повестки дня заседания ЖГД должно быть изложено в письменном виде,

заверено подписью председателя ЖГД, зарегистрировано в организационном отделе и обязательно оглашено на заседании думы до начала голосования». Были ли мнения депутатов, голосовавших за решение заочно, оформлены в соответствии с регламентом, остается неясно. По крайней мере, корреспондент «Хронографа», присутствовавший на этом заседании ЖГД, зафиксировал факт неоглашения со стороны ведущего этого заседания (Гладченко) результатов голосования заочников перед началом голосования присутствующих. Хотя этого требует регламент ЖГД. Дело в том, что голосование на экстренном заседании ЖГД 5 июля подразумевало открытую форму голосования. Следовательно, Гладченко для формирования кворума должна была присутствующим десяти депутатам заранее предложить содержание сообщений всех тех, кто вместо себя решил прислать пакет своих решений. Этого сделано не было. В итоге получилось, что десять человек голосовали в открытой форме, а заочники голосовали благодаря Гладченко тайно. Такое голосование сложно назвать легитимным. Получается, что за экстренное изменение в устав проголосовали либо десять присутствующих депутатов, либо трое заочников. В обоих случаях это менее 50% от установленной численности ЖГД. Следовательно, оснований для кворума не было. Впору ожидать протест прокуратуры на эти решения ЖГД.

Пошли в обход

Мотив экстренного заседания прост: бывшая председатель ЖГД Гладченко, а также еще кто-то, кто после принятия нового устава лишился возможности влиять на процессы в Жигулевске, могли задуматься о сохранении справедливости в отношении себя. Известно и то, что 19 июня планировалось в ЖГД переизбрание Гладченко на должность председателя с учетом новых полномочий в виде главы города. Но заседание в тот день не состоялось. Якобы некий «человек из Самары» настоятельно рекомендовал депутатам не спешить с кадровыми решениями. После чего 21 июня на должность председателя ЖГД была предложена всего одна кандидатура -Алексея Калиниченко. Возможно, некоторые представители ЖГД были не согласны с данным решением и придумали «обходные пути», реализация которых в экстренном порядке стартовала 5 июля.

Официальный же мотив изменений в устав г. о. Жигулевск вполне может быть объяснен тем, что Алексей Калиниченко не может расстаться со своим бизнесом. Работая на непостоянной основе в качестве главы Жигулевска, он может продолжать работать в своем бизнесе. В случае если поправки в устав утвердит Минюст и у председателя, а значит, главы города, появятся два полноценных заместителя, работающих на постоянной основе, удобные для них решения будут принимать именно они. Кто станет заместителями Калиниченко — пока неизвестно.

Однако с высокой долей вероятности можно полагать, что одним из них обязательно окажется Ольга Гладченко. Если все пройдет именно по такому сценарию, то начатая в Жигулевске реформа местной власти практически ничего в итоге не поменяет. Будет только еще больше хаоса. Хотя еще есть возможность не допустить этого.