Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (466) | 1 июля 2013г.
 

Новый критерий качества

При выборе вуза определяющим может стать наличие в нем бюджетных мест

Илья Ширтанов

В настоящее время приемные кампании большинства вузов приблизились к стадии наибольшей активности. Как правило, высшие учебные заведения к августу уже заканчивают основную комплектацию групп. На этом фоне любопытно выглядят контрольные цифры приема (КЦП), определяющие количество бюджетных мест в вузах Самарской обл. Нельзя отрицать, что наличие и количество бюджетных мест может давать представление о качестве предоставляемого образования, поскольку в этом году КЦП распределялись государством исключительно на конкурсной основе. При этом учитывали эффективность вузов, средние баллы ЕГЭ и трудоустройство в течение года после выпуска.

Кому все, кому ничего

Тема распределения бюджетных мест, а также требования, по которым проводится обучение на контрактной основе, до сих пор остается довольно острой. Накануне начала приемных кампаний на этом вопросе заострил внимание министр образования и науки (МОН) РФ Дмитрий Ливанов. Министр отметил недопустимость зачисления абитуриентов на контрактные места по стоимости, меньшей объема средств, выделяемых государством на обучение по конкретному направлению подготовки, независимо от того, где происходит прием — в основном вузе или в филиале, если вузу выделено хотя бы одно бюджетное место.

Переходя к анализу показателей, отражающих нынешнее положение вузов Самарской обл. в свете распределенных бюджетных мест, следует отметить произошедшие существенные перестановки в таблицах КЦП по сравнению с аналогичными данными 2012 г. Наибольшие изменения коснулись негосударственных вузов.

Одним из самых заметных изменений можно считать отсутствие в 2013 г. бюджетных мест для студентов ОАНО ВПО «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт) — ВУиТ. Скорее всего, для ВУиТ это означает дальнейший отток абитуриентов, способных понять истинную причину происходящего. Если это произойдет, то резкое уменьшение доходов для ВУиТ может привести к значительным потерям квалифицированного кадрового состава. Тем не менее в 2013 г. ВУиТ полностью лишился и того количества бюджетных мест — 80, которое было предоставлено этому негосударственному институту в 2012 г. в рамках госзаказа на подготовку бакалавров.

В аналогичной ситуации оказалось AMОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления» (САГМУ), которое также было полностью лишено бюджетных мест в 2013 г. В 2012 г. САГМУ было предоставлено право принять на бюджетные места 70 человек.

В противовес этому ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)» (СГОАН) в 2013 г. были выделены КЦП на обучение 130 студентов. В прошлом году СГО АН бюджетные места не предоставлялись.

Параллельно этому НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления» (ТАУ) государство предоставило в 2013 г. возможность обучать 106 студентов за государственный счет. По сравнению с 2012 г. произошло увеличение на 28 мест, или 35,9%. Основной рост показателя (с 68 до 95 мест) приходится на студентов очного отделения бакалавриата.

Не исключено, что подобное повышение привлекательности ТАУ обусловлено присутствием в МОН РФ бывшего сотрудника этого вуза Александра Климова. В настоящее время Александр Климов, ранее занимавший должность проректора по учебной работе в ТАУ, является заместителем министра образования и науки РФ. Такое стечение обстоятельств могло принести соответствующие результаты.

Значительные потери

На этом фоне довольно странным выглядит резкое снижение выделенных государством бюджетных мест ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» (ПВГУС). Согласно раскрытым данным, количество студентов, которым будет предоставлена возможность обучаться на бюджетной основе за счет государства в этом вузе в рамках бакалавриата, снизится с 286 до 167. Количество бюджетных мест на магистратуре также урезано с 33 до 7, т.е. почти в пять раз. В общей сложности в 2013 г. ПВГУС по сравнению с 2012 г. был лишен права на предоставление 145 бюджетных мест (снижение на 45,45%). Общее число бюджетников, поступивших в ПВГУС в 2013 г., составит не более 174 человек.

С чем это связано, до конца неясно, поскольку статус ПВГУС в целом пока не вызывает особых сомнений. Это государственный вуз, появившийся в Тольятти в формате филиала Московского технологического института еще в 1981 г. С того момента ПВГУС создавал серьезную конкуренцию на рынке образовательных услуг в городской вузовской системе. Тем не менее решение о значительном снижении КЦП, выделенных в ПВГУС, было принято.

Значительные потери бюджетных мест по сравнению с 2012 г. пережил и Самарский государственный университет путей сообщения — уменьшение составило 378 мест, или 31,32%.

На рынке Тольятти не может незамеченным остаться и то, что практически без бюджетных мест остался Тольяттинский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет». В 2012 г. здесь было 59 бюджетных мест, а в 2013-м осталось всего 10.

Также в этом году в Тольятти уже не будут вести набор признанные неэффективными и реорганизованные филиалы СГАУ и Московского государственного университета пищевых технологий. Это тоже должно привести к перераспределению рынка образовательных услуг, прежде всего с усилением позиций Тольяттинского государственного университета.

Тройка сильнейших

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика СП. Королева (национальный исследовательский университет)» (СГАУ), напротив, получил возможность в 2013 г. принять на бакалавриат на 199 человек больше, чем в предыдущем году (увеличение с 862 до 1061 места). Кроме того, следует отметить, что в СГАУ возросло количество бюджетных мест для специалистов. Однако на фоне этого в аэрокосмическом университете обозначилось уменьшение количества мест, финансируемых государством в системе подготовки магистров, которые сегодня соответствуют второй ступени высшего образования. На 2013 г. в СГАУ выделили на конкурсной основе 238 бюджетных мест для этой категории студентов (снижение показателя на 28 мест).

В этом плане гораздо увереннее может себя позиционировать ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» (ТГУ). В этом году ТГУ для подготовки магистров сможет предоставить на 24 бюджетных места больше по сравнению с прошлым 2012 г. Всего в 2013 г. в ТГУ выделено 306 мест для получения второй ступени высшего образования в статусе магистра, что на 28,6% больше, чем у аэрокосмического университета. По этому показателю ТГУ является абсолютным лидером в Самарской обл., опережая даже национальный исследовательский университет СГАУ.

Вероятно, это стало возможным благодаря высокой востребованности выпускников ТГУ на рынке труда, в т.ч. в связи со структурными изменениями в экономике города, а также уверенными позициями университета после проведения МОН РФ мониторинга эффективности вузов.

В 2013 г. в ТГУ также предусмотрено увеличение, по сравнению с прошлым годом, количества обучающихся на бюджетной основе и в рамках бакалавриата, и в рамках специалитета. В общей сложности в этом году 1112 абитуриентов, поступающих в ТГУ, будут претендовать на обучение за счет госфинансирования, а это на 88 мест больше, чем в 2012 г. Надо заметить и то, что увеличение КЦП для ТГУ уже устойчивая тенденция, поскольку в 2012 г. в ТГУ было выделено также на 72 места больше, чем в 2011 -м.

Нельзя не обратить внимания на существенное увеличение выделенных государством КЦП и для Самарского государственного технического университета (СамГТУ). Всего в 2013 г. выделено 1655 мест по сравнению с 1330 местами в 2012 г. Тем не менее этот рост преимущественно можно расценивать как восстановление позиций 2011 г., когда в этот вуз было выделено 1553 бюджетных места. С другой стороны, нельзя не отметить, что это восстановление и рост произошли исключительно за счет бакалавриата. Причем финансируемых государством мест магистратуры СамГТУ предоставляет своим абитуриентам в 2013 году всего 90.

В целом количество КЦП, распределенных МОН РФ Самарской обл., выросло на 4,7%, причем в основном за счет бакалавриата (количество мест увеличено на 7,9%).

К сожалению, анализ по вузам, для которых распределителем КЦП является не МОН РФ, а другие госструктуры, затруднен в связи с большей закрытостью информации. Тем не менее тенденции перераспределения рынка образовательных услуг Самарской обл. и Тольятти в сторону крупных государственных университетов, ведущих образовательную деятельность на стыке с научной, становятся очевидными.