Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (466) | 1 июля 2013г.
 

Много тратим

У ФНС возникли претензии к Маджуге

ИА «Центр-Инфо»

1 июля в Арбитражном суде Самарской обл. планируется рассмотреть заявление ФНС России о признании расходов конкурсного управляющего ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» Игоря МАДЖУГИ необоснованными. На этом заседании остальным кредиторам предстоит выразить свою позицию по этому поводу. Крупнейшим кредитором ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» с требованием на сумму более 1,17 млрд р. является ОАО «Сбербанк России». Однако с его стороны в отношении Маджуги до сих пор не было замечено критических действий. Даже несмотря на то, что продажа объектов конкурсной массы должника идет почти по минимально возможным ценам в пользу лиц, знакомых бывшим бенефициарам ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА».

В налоговой считать умеют

5 июня арбитражный суд в рамках дела о банкротстве ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» вынес определение по заявлению ФНС России в отношении Маджуги. В нем говорится: «Принять к рассмотрению заявление ФНС России о признании расходов конкурсного управляющего ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» Маджуги И.П. необоснованными. Назначить рассмотрение заявления к судебному разбирательству на 1 июля 2013 г. на 11 час. 10 мин. Кредиторам — представить отзыв на заявление». Крупнейшим кредитором ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» является ОАО «Сбербанк России». В реестр кредиторов ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» включено требование Сбербанка на сумму 1,174 млрд р., что составляет более 95% от общего количества требований, включенных в реестр.

По сути, от решений Сбербанка полностью зависит то, как конкурсный управляющий будет осуществлять свою работу. В ходе процедуры банкротства ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» Игорем Маджугой была организована продажа имущества должника таким образом, что покупателями оказались лица, знакомые окружению бывших бенефициаров компании. Более того, почти во всех случаях реализация выставленного на продажу имущества осуществлялась по минимально возможной цене.

Одна из недавних таких сделок была осуществлена примерно месяц назад. 1 июня Маджуга по средствам официального сообщения в газете «Коммерсант» раскрыл информацию о продаже имущества банкрота — административного комплекса и СТО в Тольятти по ул. Заставной, 13 — в пользу Игоря Волошина за 18 млн р. Это оказалось более чем в 5 раз ниже стартовой цены. История снижения цены заслуживает отдельного внимания. Однако напомним, что Игорь Волошин уже становился победителем торгов по продаже дебиторки ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА». 23 января 2012 г. право требования с ООО «Восток-Моторс» (г. Благовещенск) 67,9 млн р. он приобрел всего за 2,89 млн р. Также 1 июня Маджуга известил о начале продажи единым лотом дебиторской задолженности 15 лиц перед ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» на сумму 690 млн р. Причем стартовую цену он назначил равную сумме дебиторки — 690 млн р. Первые торги намечены на 7 июля. Судя по стартовой цене, они не состоятся. Пока еще ни одни торги, организованные Маджугой в рамках дела о банкротстве ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА», не заканчивались так быстро. Исключение составляет разве что продажа права требования с ООО «Восток-Моторс» дебиторской задолженности. Здесь покупатель в лице Волошина нашелся уже на стадии повторных торгов, с падением цены на 5% от стартовой. Вряд ли это произошло, если бы при организации продажи дебиторки ООО «Восток-Моторс» Маджуга выставил стартовую цену на уровне величины самой задолженности.

Почем дебиторка?

На этом фоне сразу возникает вопрос — почему Маджуга решил продавать дебиторскую задолженность ООО «Восток-Моторс» отдельным лотом, отделив от долгов 15 остальных дебиторов ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА». Удивляет и временной интервал, выдержанный Маджугой. Первое объявление о продаже дебиторской задолженности ООО «Восток-Моторс» он разместил 12 ноября 2011 г. И лишь спустя более чем 1,5 года он объявил о начале продажи долгов, которые были сформированы следующей группой лиц: ООО «Стройпотенциал», ООО «Эврика Т», ИП Алексеева А.Д., ООО «АТК Москва», ООО «Влада-Самара», ООО «МК Моторс», ООО «Радуга Алюминиевых Строительных Конструкций», ООО «ЮТО», ОАО «Автоцентр Тольятти ВАЗ», ООО «Влада ТД», ООО «Восток-Лада», ООО «Восток-Лада-Авто», ЗАО «Восток-Лада-Автосервис», ООО «МК Моторс Самара», ООО «Уренгой Моторс». Часть этих компаний, как, впрочем, и ООО «Восток-Моторс», объединяет зависимость от Игоря Мещерякова (на фото) и Михаила Кочережко.

Скорее всего, именно на долю зависимых от Мещерякова и Кочережко лиц может приходиться основная масса долга перед ООО «ВОСТОК-ЛАДА» от общей суммы в 690 млн р., обозначенной в объявлении Маджуги. Если это действительно так, то покупателем этого лота может стать какое-либо знакомое Мещерякову лицо. Например, тот же Игорь Волошин. Причем именно тогда, когда цена значительно упадет. Аналогичного рода прогноз областной аналитический еженедельник «Хронограф» выдавал 16 января 2012 г. в публикации о перспективах продажи дебиторки ООО «Восток-Моторс». Он полностью подтвердился уже 23 января 2012 г. (см. «Хронограф» №1(400) от 16.01.12). «Можно с уверенностью прогнозировать, что право требования с ООО «Восток-Моторс» долга 67,9 млн р. за 2,9 млн р. логичнее всего приобрести лицам, дружественным Мещерякову. Если это произойдет, то подконтрольному Мещерякову ООО «Восток-Моторс» не нужно будет срочно изыскивать 67,9 млн р. Полученные в результате такой операции конкурсным управляющим Маджугой 2,9 млн р. вряд ли смогут удовлетворить требования Сбербанка», — говорилось в той публикации.

Примечательно, что долгосрочные обязательства у «Восток-Моторс», судя по отчетности компании, появились только по итогам 2010 г. Они составили 75,6 млн р. Мещеряков как раз в этот период, до февраля 2011 г., являлся генеральным директором и соучредителем вместе с Кочережко ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА». Кроме того, в ООО «Восток-Моторс» Мещеряков до сих пор единственный учредитель, т. е. он был способен контролировать деятельность обеих компаний. Формирование задолженности произошло после того, как ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» получило кредиты от Сбербанка. Возможно, что заем, который был выдан ООО «Восток-Моторс», мог быть составлен из средств кредита, выданного ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» Сбербанком. Скорее всего, по той же схеме незадолго до начала процедуры банкротства ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» была сформирована перед ним дебиторская задолженность и со стороны других знакомых Мещерякову компаний из раскрытого 1 июня Маджугой списка.

Мастера своего дела

Подобное положение вещей должно было стать сильнейшим мотиватором для руководства Сбербанка разобраться с бизнесом Мещерякова. Но на деле на собраниях кредиторов можно было наблюдать полнейшую лояльность представителей Сбербанка по отношению к действиям Маджуги. Чего только стоит согласие кредиторов, не дожидаясь окончания торгов путем публичного предложения, которые и так предусматривают поэтапное снижение цены, разрешить Маджуге пересмотреть изначальные параметры в сторону еще большего понижения ставок. Речь в данном случае об имущественном комплексе, который за 18 млн р. приобрел Игорь Волошин.

Проданные за такую цену Волошину административный комплекс и СТО на Заставной, 13 имеют площадь более 5,5 тыс. кв. м плюс земельный участок 1,9 га с правом бессрочного пользования. Здание и площадка постоянно функционируют. Весь этот комплекс был изначально оценен в 105,3 млн р. Первый и второй аукционы так и не привлекли внимание покупателей. Далее с 21 сентября 2012 г. до 18 января 2013 г. комплекс был выставлен на торги путем публичного предложения со снижением цены до 47,4 млн р. Но и это не сумело привлечь покупателей. Далее Сбербанк, в залоге которого находился этот комплекс, мог его выкупить по конечной цене с возможностью дальнейшей реализации по собственному усмотрению. Такой ход имел бы неплохую коммерческую перспективу, т. к. в помещениях функционировал бизнес. Но и этого не случилось. 28 февраля были объявлены новые торги путем публичного предложения с конечной точкой снижения цены — 35,2 млн р. Однако не дожидаясь окончания этих торгов, 6 апреля 2013 г. Маджуга вдруг опубликовал объявление об изменении условий снижения цены по текущим торгам. Суть изменений была в том, что конечная цена была снижена до 10 млн р. Только после этого появился Волошин.

Для того, чтобы затянуть торги до уровня максимального снижения цены имущества, следует соответствующим образом формировать состав лотов. Специалисты в области банкротных дел знают, о чем идет речь. Даже высоколиквидное имущество, заключенное в лот без какой-либо ключевой детали, может отпугивать потенциальных покупателей. Противостоять таким приемам конкурсного управляющего способны кредиторы. Назвать представителей Сбербанка непрофессионалами в этом вопросе нельзя. Вопрос только в том, почему претензии к Маджуге возникли не у них, а у представителей налоговой службы.

Но не только по этой причине может удивлять позиция Сбербанка. Банкротство зависимых от Игоря Мещерякова ЗАО «ВОСТОК-ЛАДА» и ООО «Автомобильная компания «Восток-Лада» было организовано таким образом, чтобы именно инициатор этого процесса имел возможность рекомендовать к назначению на должность арбитражного управляющего в эти компании Игоря Маджугу. Анализ аффилированных связей компаний Мещерякова показывает, что старт началу банкротства двух этих компаний был дан по инициативе его бывших подчиненных. Как тут не прийти к выводу о заранее спланированной работе? Странно, что в Сбербанке предпочитают не озвучивать таких выводов.