Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (464) | 17 июня 2013г.
 

Алексей Костин:

Меня радует позиция Николая Меркушкина

Сейдамет Абреков

ООО «МонолитСтрой» продолжает строительство первых объектов будущей логистической системы на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти». В ближайшее время, как сообщил генеральный директор МонолитСтроя Алексей КОСТИН, компания планирует не только расширить объем заказов в ОЭЗ, но и стать одним из основных участников торгов, организатором которых выступают правительственные структуры. К такой стратегии в МонолитСтрое пришли с пониманием того, что с назначением в Самарскую обл. губернатора Николая МЕРКУШКИНА в регионе будут значительно увеличены темпы строительства. О планах МонолитСтроя, о взгляде на состояние строительной отрасли и многом другом Алексей Костин рассказал в интервью «Хронографу».

- Алексей Вячеславович, известно, что не так давно МонолитСтрой принадлежал другим лицам. Почему именно эту компанию вы решили приобрести и что в момент смены собственников представлял из себе МонолитСтрой?

- Начну с того, почему я вообще решил самостоятельно заняться этим бизнесом. Последние шесть лет я работал в одной из самых крупных строительных организаций Самарской обл. Прошел там все ступени — от заместителя начальника отдела до заместителя генерального директора. Карьерный рост на этом завершился, поскольку в той структуре приветствовалась семейственность. Ввиду того что у руководства не было желания вводить меня в состав акционеров, мы расстались, но остались в отличных отношениях. Нужно было начинать собственный бизнес.

Я изучил рынок Самарской обл. по строительным предприятиям. Речь шла о покупке действующей компании, поскольку опыт не менее пяти лет является одним из условий участия в тендерах. В итоге я остановился на ООО «МонолитСтрой» -компании с замечательной историей, которая началась в 1999 г. В 2000-х гг. МонолитСтрой был одним из крупнейших операторов жилищного строительства в Тольятти, его заказчиком выступало ЗАО ФСК «ЛадаДом».

Но в 2012 г. посткризисная ситуация еще оказывала очень серьезное влияние на МонолитСтрой. Мы со специалистами изучили все проблемные места предприятия. И я принял решение, что его необходимо модернизировать, вдохнуть новую жизнь. До конца 2012 г. мы закрыли все вопросы по судебным делам и перед налоговой. Сейчас мы -достойные налогоплательщики. Часть долгов, которые имелись перед предприятиями по выпуску строительных материалов, по согласованию сторон была переведена на другую компанию, которая осталась в холдинге предыдущих собственников МонолитСтроя.

Также было приобретено офисное здание, расположенное на «въездных воротах» в Тольятти. Была куплена производственная база площадью 4 га, которая находится в черте Автозаводского р-на Тольятти, закуплена строительная техника.

Что касается кадрового состава МонолитСтроя, то не секрет, что за время работы в предыдущей организации у меня сформировалась сильная команда, с которой я строил объекты и сдавал их в эксплуатацию. Эта команда пришла со мной, часть сотрудников — это сотрудники МонолитСтроя. В основном это инженерно-технические работники.

- Т. е. вслед за покупкой последовали капитальные вложения?

- Да, именно так. У МонолитСтроя была техника, но далеко не самая современная. Была опалубка, была производственная база, но их состояние меня не устраивало. Поэтому принял решение приобрести все новое и начать жизнь компании с чистого листа, но с великолепной историей.

- С ваших слов можно понять, что были осуществлены серьезные инвестиции. Наверняка имелись предпосылки того, чтобы обновленный МонолитСтрой начал зарабатывать с первых дней?

- Когда принял решение о покупке, я проинформировал заказчиков, с которыми общался на протяжении последних шести лет, о том, что начинаю собственное дело. Мы встретились с некоторыми из них, например, с представителями областного управления МЧС, для которого мы в свое время построили в Самаре жилой дом.

Также встретился с представителями министерств здравоохранения и строительства, объяснил ситуацию. Сегодня мы активно готовимся к торгам, которые организовывают эти министерства.

Один из наших опорных заказчиков — ОЭЗ «Тольятти». Пока мы туда зашли на небольшие объемы — строим склад и гараж. Но уже ведутся переговоры с резидентами по поводу строительства корпусов. Наша компания планирует присутствовать на площадке ОЭЗ «Тольятти» как минимум пять лет и заниматься строительством всех необходимых производственных площадей и базовых объектов как для резидентов, так и сопутствующей инфраструктуры непосредственно для ОЭЗ «Тольятти».

Что касается коммерческой недвижимости, то ведутся переговоры по строительству торгового центра в пригороде Тольятти. Кроме того, наша компания совместно с одним из крупнейших российских банков ведет переговоры по комплексной жилищной застройке Тольятти.

- Вы затронули тему жилищного строительства. Если проехать по Тольятти и оценить количество строящегося жилья, то можно понять, что отрасль находится в стагнации. Но даже в черте города легко найти большое количество незастроенных территорий, да и деньги в Тольятти у людей водятся. Почему происходит так, что земля и деньги есть, а строительства, по большому счету, нет?

- Мое личное мнение — потому что площадки в свое время были приобретены лицами, которые занимались далеко не строительством. Участки покупались со спекулятивной целью. Цены, которые выставляют владельцы земельных участков, на данный момент просто оторваны от реальности. Кроме того, самый сильный застройщик Тольятти — ЛадаДом — начал испытывать серьезные проблемы.

- Сегодня есть предпосылки исправить ситуацию?

- Безусловно. Тем более что губернатор Самарской обл. Николай Иванович Меркушкин неоднократно говорил о необходимости значительно увеличить темпы строительства.

При этом в МонолитСтрое мы для себя решили рассматривать для перспективной застройки только те площадки, которые не будут мешать жителям города. Да, мне предлагали участки в центре Автозаводского р-на, но было принято принципиальное решение — не работать на таких территориях. Площадки, где мы хотим начать строительство, находятся либо поблизости от основных транспортных артерий, чтобы не создавать дополнительных проблем с трафиком, либо они находятся в тех местах, где есть ветхое и аварийное жилье. Построив на месте ветхого жилья новый дом, мы не будем срывать людей в другой район города. Они останутся жить там, где жили. Кроме того, в Тольятти практически не задействован такой ресурс, как разнообразные федеральные программы.

- Как приход Николая Меркушкина в нашу область скажется на ситуации в строительной отрасли?

- Чтобы понять, к чему стремится губернатор, нужно посетить Мордовию. Качество и объемы строительства там, в сравнении с Самарской обл., несопоставимо выше. Делаю такие выводы, поскольку имел возможность следить за развитием Мордовии в то время, когда участвовал в строительстве больницы в Саранске. Знаю не понаслышке, что Меркушкин лично принимает участие в надзоре за строительством, лично следит за сроками. Николай Иванович — это один из немногих руководителей такого ранга, который может читать строительные сметы. Поэтому я думаю, что Самарская обл. в ближайшие годы воспрянет.

Кроме того, одна из его очень хороших черт — умение сделать так, чтобы те, кто хотят с ним обсудить проблемы, те же инвесторы, строители или жители, могу вполне спокойно получить к нему доступ.

Но на примере Николая Меркушкина контраст создает поведение чиновников Тольятти. В результате сложившаяся на сегодня ситуация привела к тому, что несколько инвесторов, самостоятельно составивших несколько проектов застройки города, вынуждены были напрямую обращаться к губернатору, поскольку на уровне городе их никто слушать не хотел. Предложения, в т. ч. и нашей компании, получили одобрение у губернатора. Старт наших проектов запланирован на вторую половину 2013 г.

- За то время, что Николай Меркушкин руководит регионом, уже можно было наблюдать, как решается проблема лиц, которые вдруг стали владельцами земельных участков, предназначенных для застройки. Достаточно вспомнить о переносе места строительства футбольного стадиона к чемпионату мира. То же самое можно сказать о пересмотре смет. Что эксперты думают по поводу таких ходов?

- Случай со стадионом — не единственный, уже по крайней мере с десяток подобных примеров можно найти. Да, Николай Мершкушкин принимает достаточно серьезные решения, причем безбоязненно. Некоторые в ответ, конечно, пытаются утверждать, что цена контракта не должна изменяться. Но когда стоимость, мягко говоря, завышена, становится ясно, что там и коррупционная составляющая, и все остальное. Сейчас идет глобальная корректировка как в стоимости, так и в сроках. Не зря же губернатор говорил, что за деньги, которые были потрачены за последние шесть лет из бюджета Самарской обл. на строительство школ, больниц и т. д., можно было все то же самое сделать, только еще один Саранск рядом построить.

Также ставится вопрос о бездействии чиновников, которые не принимают мер в отношении застройщиков, которые идут не в графике, не выполняют своих обязательств. Поэтому лично меня радует позиция Николая Меркушкина.

- На фоне деятельности губернатора в каком направлении двигается тольяттинская власть?

- Я не хочу никого осуждать, но если власти не только Тольятти, но Ставропольского р-на не сядут за стол переговоров, это очень плачевно закончится не только для жителей, но и для самих руководителей. Они должны как минимум написать, положить на бумагу обещания, которые давали перед выборами. А потом эти обещания начать выполнять. Причем здесь не нужно изобретать велосипед. У нас глава государства все те обещания, которые давал, положил на бумагу и разместил в открытый доступ. Что же касается городских и районных властей, то никто из них этого не сделал. А как при таких условиях можно контролировать их работу?

Местным чиновникам нужно быть более открытыми, проводить открытые совещания. Тот же Николай Иванович проехал по всем городам, любой желающий мог задать ему любой вопрос. А вы попробуйте попасть на прием к нашим чиновникам. Ты, даже если его поймаешь на рабочем месте, будешь часами сидеть в приемной. И это при том, что в Тольятти фактически не действует программа по расселению из ветхого и аварийного жилья. А сейчас на эти программы выделяются колоссальные средства, и в других регионах от них никто не отказывается.

- Видимо, поступая так, эти чиновники лоббируют интересы лиц, которым невыгодно строить много, главное, чтобы стоимость земли и жилья была высокой.

- Пускай они эти экономические расчеты оставят при себе. У Николая Ивановича просто руки не дошли до таких, потому что нельзя объять необъятное. Но возьмем пример Сызрани. Там после критики Меркушкина сразу все встрепенулись и начали исправлять ошибки. Очень хочется, чтобы в Тольятти и Ставропольском р-не ситуация также начала выравниваться. Тем более что у нас есть люди, которые реально хотят изменить Тольятти и его окрестности к лучшему. Отношу к таким и себя.