Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (464) | 17 июня 2013г.
 

Ирина Титова:

Главы районов должны быть заинтересованы в улучшении показателей своих территорий

Георгий Кизельгур

С 2013 г. на территории Самарской обл. введена система грантов для муниципалитетов по результатам т. н. регионального наблюдения. Решение о выделении стимулирующих субсидий принимается на основании отчетов экспертов ГКУ СО «ИКАСО». Об ответственности глав муниципальных образований и их заинтересованности в конструктивном взаимодействии с бизнесом для улучшения экономических показателей районов «Хронографу» рассказала директор ГКУ СО «ИКАСО» Ирина ТИТОВА.

- Ирина Ивановна, с какой целью было организовано региональное наблюдение?

- Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин в начале года указал на необходимость повышения эффективности муниципального управления и ответственности муниципальных органов власти всех уровней, предпринимательского сообщества и населения за конечные результаты развития своей территории. За вклад в совокупный результат социально-экономического развития конкретной территории каждого жителя, индивидуального предпринимателя и организации теперь предусмотрены стимулирующие субсидии. Объем получаемых в местный бюджет субсидий зависит от степени достижения прогнозных значений ряда показателей. Для проверки исполнения этих показателей важно организовать независимый учет. Особенно это актуально для поселений, где собственные бюджетные доходы ограничены и каждый поступающий в бюджет рубль должен быть направлен на решение конкретной проблемы. Вот почему была внедрена практика регионального наблюдения за субъектами малого предпринимательства в части сбора сведений об отгрузке товаров и услуг, объеме инвестиций в основной капитал, обороте розничной торговли и т. д. Поручили вести эту работу нашему учреждению — Информационно-консалтинговому агентству Самарской обл.

- Как быстро ИКАСО удалось освоить новые для себя функции?

- С одной стороны, сбором и обработкой информации занимается Самарастат. Определенные технологии мы переняли у них. С другой стороны, наши специалисты ездили изучать опыт саранских коллег. В Мордовии региональное наблюдение ведется уже 16 лет. Мы организовали работу по этому образцу.

Сейчас в каждом муниципальном районе зарегистрировано обособленное подразделение ИКАСО, где работает наш сотрудник-аналитик. Этот человек взаимодействует непосредственно с предприятиями, собирая первичные данные. Далее осуществляется их обработка. Мы изучаем предоставленную отчетность, уточняем данные и отправляем в Министерство экономического развития со своими рекомендациями. Министерство делает выводы относительно соответствия показателей прогнозным и отсылает их в Министерство финансов. Последнее начисляет районам субсидии.

- А с какими трудностями здесь приходится сталкиваться?

- Главная трудность в том, что к инициативе областных властей многие предприниматели пока относятся с осторожностью, предоставляя статистические данные либо в неполном объеме, либо не совсем корректно, либо вообще не предоставляя — дело-то добровольное. По этому поводу могу дать гарантии, что сбор данных подразделениями ИКАСО ведется на условиях строгой конфиденциальности, а полученная информация используется исключительно для расчета социально-экономических показателей развития конкретного муниципального образования. Учитывая важность проводимых исследований, мы хотели бы призвать руководителей организаций и предпринимателей активно участвовать в региональном наблюдении, предоставляя полные и достоверные данные. Ведь полнота и объективность в конечном счете определяют успешность развития тех или иных территорий.

- Если прогнозные показатели по объективной оценке не выполняются, то какие выводы могут последовать в отношении того или иного муниципального района?

- Варианта два: либо в субсидиях будет отказано, либо они получат меньше, чем запланировано. Понимаете, главы районов должны быть заинтересованы в улучшении показателей своих территорий. Соответствие нормам дает право на стимулирующие субсидии, которые можно использовать по своему усмотрению в тех сферах, где есть проблемы. Например, одна из самых больных тем — благоустройство. Недостатки здесь зачастую способны повлечь для чиновников серьезную ответственность, вплоть до увольнения за неэффективную работу. Поэтому дополнительные субсидии очень важны. Если постараться, их объем может оказаться даже выше запланированного, как случилось по итогам января 2013 г. по ряду районов.

- Создается ощущение, что погоня за показателями и, следовательно, субсидиями может в таких обстоятельствах быть сопряжена с коррупциогенными факторами...

- Вероятность подделки, подтасовки показателей на местах существует. Однако здесь следует учесть, что данные в ИКАСО предоставляют не главы районов, а предприниматели с активной гражданской позицией. Их отчеты косвенно указывают в т. ч. на то, как власть взаимодействует с бизнесом. Если в районе нет конструктивного взаимодействия, если власть мешает бизнесу работать, игнорирует его инициативы, то это неизменно отражается на показателях.

- Ну а если глава работает хорошо, а вот отдельные недобросовестные предприниматели, предпочитающие действовать в обход муниципальных правовых актов, решили сговориться и подтасовать данные, предоставляемые в ИКАСО, чтобы дискредитировать власть?

- Это ведь тоже легко проверить. Методики расчета субсидий прозрачны, поэтому главы районов вправе высказывать свое мнение относительно несоответствия того или иного показателя его прогнозному значению. К тому же, когда большинство представителей малого и среднего бизнеса удовлетворено действиями властей, результаты статистических исследований, как бы на них не пытались повлиять, все равно объективны.