Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (463) | 10 июня 2013г.
 

Нотариальные потроха

Новые выборы президента НПСО могут сорвать работу органа

Егор Кошеров

На 30 июля назначены очередные выборы президента Нотариальной палаты Самарской обл. (НПСО). Уже сейчас можно говорить о том, что данная процедура переизбрания спокойной не будет. Свидетельством этому может послужить информация, появившаяся за минувшую неделю в интернет-сообществе. За всю двадцатилетнюю историю самарского нотариата впервые внутрикорпоративный конфликт выплеснулся в публичную плоскость. «Хронограф» решил разобраться в истории противоречий и недовольства внутри коллектива — зрели ли они давно или это связано с предстоящими выборами президента.

Действующий президент НПСО Галина Николаева (на фото) у руля нотариальной палаты больше 18 лет. Следующие выборы для нее будут четвертыми. Стоит отметить, что все предыдущие выборы для общественности проходили относительно незаметно и спокойно. По крайней мере, в СМИ данная тема практически не освещалась. Хорошо это или плохо -отдельный вопрос. Тем не менее, как удалось выяснить «Хронографу», выборы руководства в 2005 г. и последующие для большинства членов нотариального сообщества проходили весьма болезненно. Прежде всего, это связано с тем, как выстраивались годами отношения в коллективе непосредственно внутри нотариальной палаты. По словам члена правления НПСО Надежды Сирик, постоянная конфликтная ситуация и непонимание между Николаевой и другими нотариусами имеет место длительное время.

Как удалось выяснить «Хронографу», около месяца назад нотариусы приняли решение провести внеочередное собрание, для того чтобы вновь поднять вопрос о приведении устава НПСО в порядок в соответствии с новыми изменениями в законодательстве. Изменения в устав не вносились с 2007 г. Вопрос об изменениях регулярно поднимался начиная с 2009 г. Однако по непонятным причинам в течение пяти лет этот вопрос так и не был решен.

Примечательно, что недавняя инициатива коллектива воспользоваться своим правом провести собрание, предусмотренным в том же самом уставе, вылилась в неприятную переписку. «Мы открыто оповестили всех, что планируем провести собрание. С единой целью привести в порядок устав. О выборах даже речи не шло. На то время до них было больше двух месяцев. На что появился, на мой взгляд, очень некорректный документ на имя президента Федеральной нотариальной палаты и начальника Самарского управления юстиции, содержание которого для многих стало неприятным. Там было упомянуто в т. ч. и мое имя. На что я посчитала делом чести высказать открыто и честно свою позицию на происходящее и написала ответное письмо. А собрание, естественно, не состоялось», — рассказала Сирик.

В ходе сбора информации о работе НПСО многие нотариусы рассказывали, что за 20 лет Самарская нотариальная палата добилась больших успехов и авторитет нотариального сообщества неоспорим. Это отражено и в письме Надежды Сирик. При этом нотариусы подчеркивают, что достижения НПСО, безусловно, складывались благодаря труду каждого отдельного профессионала. Однако, по словам нотариусов, ситуация внутри сообщества сложилась очень тяжелая. Одной из основных причин называют авторитарность Галины Николаевой и то, что в НПСО наблюдается застой, давно требующий перемен. Как прояснила сложившуюся ситуацию нотариус Татьяна Куракова, до последнего времени нотариальное сообщество строго соблюдало внутрикорпоративные правила и не позволяло себе выносить конфликты на всеобщее обсуждение.

Однако внутренняя ситуация накалилась настолько, что на сегодня, для того чтобы нотариальная палата смогла сохранить за собой накопленные достижения и дальше продолжала успешно работать, нотариусы стали бороться открыто. «Потому что другого выхода нет. Я проработала в нотариате 28 лет и нахожусь на пенсии. И даже будучи на пенсии, я не позволяла себе открыто говорить, что происходило в палате в последние годы. Это было тяжело вынести. Галина Юрьевна, где срочно надо было вмешаться в ситуацию, делала вид, что не замечает. О стиле ее общения и методах работы со своими коллегами мне даже стыдно говорить. Если в человеке есть хоть какая-то культура, он себе такого не позволяет. Давайте я не буду говорить о ее личных качествах, для меня это неприятно. Для того чтобы вы поняли, насколько Николаева, как президент палаты, взаимодействовала с коллективом, я приведу один из примеров. При попытке заключения одной сделки я вскрыла факт мошенничества: черные риелторы пытались незаконным путем у граждан отобрать квартиры. Когда эти люди поняли, что я смогла докопаться и раскрыть их схемы, на меня начало оказываться давление. Сначала мне предлагались очень большие деньги, затем стали открыто угрожать. Я эту ситуацию доносила до руководства. Просила защиты у палаты. Но никакого участия добиться не смогла. В итоге ситуация достигла того, что через окно машины мне в голову приставили пистолет и собирались убить. Меня спасло только чудо. Это один из примеров. Советую поговорить с другими нотариусами. Делайте выводы сами», — рассказала Куракова.

Что касается хода процедуры предыдущих выборов, то на сегодня и эту тему многие нотариусы готовы обсуждать публично с единой целью, чтобы подобные ситуации не повторились на предстоящих выборах президента. Так, например, нотариус г. Тольятти Людмила Забугина прямо заявила «Хронографу», что выборы президента в 2005 г. и в 2009 г. проходили очень тяжело. «Я скажу свое мнение, которое сводится к тому, что выборы проходили с применением административного давления. А если вспомнить выборы президента, на которых выдвигалась кандидатура Николаевой впервые, то я считаю, что если бы не Ольга Дмитриевна Гальцова, которая на тот момент была руководителем регистрационной службы, никогда бы Николаева не победила и не стала президентом нотариальной палаты. Только благодаря авторитету Гальцовой Николаева стала президентом. А сейчас она серьезно напряглась, поскольку Ольга Дмитриевна влилась в наши ряды, чему многие очень рады. Кстати, Гальцова — единственный нотариус в России, которая была депутатом Государственной думы. Любая бы нотариальная палата России этим фактом гордилась, а Николаева ее пытается компрометировать», — прокомментировала Забугина.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Надежды СИРИК, член правления НПСО (выдержки из письма нотариусам Самарской обл. и президенту НПСО Галине Николаевой)

- В нотариусах зреет недовольство длительным демонстративным игнорированием необходимости приведения Устава нотариального сообщества (нашего главного документа) в соответствие с действующим законодательством. Нежеланием слушать и слышать, учитывать мнение коллектива. Колоссальной текучестью кадров аппарата Палаты. Это перечисление может занять не один час. Список претензий большой, и составлен он не только «членами инициативной группы», как Вы позволили себе величать нас в своем письме. Степень усталости и недовольства у большинства нотариусов одинакова, просто не каждый обладает решимостью, достаточной для того, чтобы сделать первый шаг. Поэтому такую смелость на себя взяли мы. Причем, заметьте, не в первый раз и в полном соответствии с теми правами, которые дает нам Устав НПСО и федеральное законодательство.

Людмила ЗАБУГИНА, нотариус г. Тольятти

- Я всегда высказываю свою точку зрения открыто и правдиво. Я работаю частнопрактикующим нотариусом с 1998 г. и очень хорошо знаю причины возникшей ситуации. Это все длится давно, и я не раз обращались к Галине Юрьевне с тем, что надо срочно принимать меры и менять обстановку в палате. Здесь речь идет и о поддержке нотариусов, и о текучке кадров, и о методах работы. То, что происходит, ничем не может быть оправданно. Я — за активные перемены в нотариальной палате.