Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (459) | 29 апреля 2013г.
 

Алкогольный популизм

Депутаты СГД научились получать выгоду от работы по резонансным темам

Татьяна Федорова

16 апреля любителями политического пиара в Самарской губернской думе (СГД) вновь была предпринята попытка обратить на себя внимание общественности на теме обсуждения мер по противодействию алкоголизации населения. Депутаты СГД решили обратиться к председателю правительства РФ Дмитрию МЕДВЕДЕВУ с письмом, в котором просят ужесточить требования к предприятиям общепита, реализующим алкогольную продукцию. Ничего, кроме популизма, этот шаг не принесет. Это понимают многие. Анализ ситуации показал, что для отдельных политиков именно это может оказаться более важным в озвученной теме.

В течение полутора часов депутаты комитета СГД по промышленности, связи и торговле в очередной раз активно обсуждали вопросы регулирования алкогольного рынка региона. На этот раз повод для дискуссии дал «Проект письма председателю правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты и нормативно-технические акты, регулирующие отношения в сфере оказания услуг общественного питания, в части ужесточения требований к предприятиям общественного питания, реализующим алкогольную продукцию». Для ужесточения контроля за оборотом алкоголя у регионального заксобрания есть куда более действенные механизмы, чем написание писем премьер-министру или президенту РФ. Однако депутаты предпочли именно вариант с письмом. Этот путь для них более удобен. Без осуществления каких-либо реальных действий можно получить максимальный имиджевый эффект от соответствующего пиара.

Ежегодно СГД расходует более 30 млн р. на освещение своей деятельности в СМИ. Такая тема, как борьба с алкоголизацией, дает хороший повод для телесюжетов. Главное, как можно дольше иметь такие поводы, т. е. борьба должна продолжаться. Если все быстро решить, то и пиариться будет не на чем.

Тем более что пиар на таких темах позволяет отвлечь внимание избирателей от того, чем депутаты занимаются на самом деле.

Традиционно борьба с алкоголизацией населения — одна из излюбленных тем депутатов СГД. На различных комитетах активно обсуждаются разнообразные якобы действенные меры по регулированию алкогольного рынка. В большинстве инициативы, разработанные или обсуждаемые депутатами, как правило, не имеют шансов на реальное воплощение. Не исключено, что они, как люди, опытные в законотворчестве, это понимают. Тем более что к невозможности в полной мере контролировать алкогольный рынок депутаты также имеют отношение.

В действующей сегодня редакции ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» отдельно говорится о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ и органов муниципальной власти в области регулирования оборота алкогольной продукции. 27 сентября 2011 г. СГД существенно изменила Закон Самарской обл. №2-ГД от 9 февраля 2006 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской обл.» и Закон Самарской обл. №3-ГД от 31 января 2011 г. «О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории Самарской обл.» (ГД №3).

Из этих законов удалили больше половины наиболее значимого содержания. До этого в них были прописаны полномочия органов муниципальной власти Самарской обл. в сфере регулирования оборота алкогольной продукции, полномочия в сфере противодействия алкоголизации населения области, порядок определения прилегающих территорий, на которых располагаются точки продажи алкоголя. Получилось, что органы муниципальной власти в Самарской обл. практически полностью выведены из процесса противодействия алкоголизации. Вместо того чтобы в корне изменить ситуацию, в СГД решили ее еще более усугубить путем предложения внести в ГД №3 изменения «в части установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в объектах, расположенных на первых этажах жилых домов». Эта фраза содержится в одном из недавних решений комитета СГД по промышленности, связи и торговле за подписью председателя этого комитета Олега Борисова (на фото).

Несложно догадаться, к чему приведет появление этого требования в региональном законе. Основная часть объектов розничной торговли продуктами питания и общепита находится в помещениях первых этажей жилых домов. Следовательно, в одномоментном режиме тысячи субъектов малого бизнеса окажутся за гранью выживания. Выгоду от этого получат те, кто контролирует бизнес торгово-развлекательных центров. Более того, норма закона, запрещающая оборот алкогольной продукции в жилых домах, будет способствовать притоку арендаторов в торговые центры, а также увеличению потока покупателей на эти объекты. Борисов известен в Самаре как организатор сети крупнейших торгово-развлекательных центров. Следовательно, его можно считать лоббистом этого сектора бизнеса. Пока нет оснований для выводов, что он плохо справляется с этой задачей. Такие действия, как работа над письмом Медведеву, только лишь подчеркивают, что Борисов знает, как получить нужный эффект.