Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (454) | 25 марта 2013г.
 

Сергей Алехин:

Есть проблема эффективных арендаторов

Иван Григорьев

Летом в Самаре должна появиться единая теплоснабжающая организация (ЕТО), отношения с которой придется выстраивать всем генерирующим и транспортирующим тепловую энергию компаниям. Некоторые из этих компаний, практически безвозмездно использующие муниципальные котельные и тепловые сети, по оценкам наблюдателей, будут вынуждены покинуть рынок. Одной из крупнейших организаций, в пользовании которой находятся муниципальные теплосети и другие коммунальные активы, является ЗАО «ПТС». В интервью «Хронографу» генеральный директор ЗАО «ПТС» Сергей АЛЕХИН обозначил проблемы, которые могут возникнуть перед правительством Самарской обл., уполномоченного присваивать статус ЕТО, на пути к централизации теплоснабжения Самары.

- Сергей Александрович, по итогам 2012 г. в бюджет г. о. Самара поступило меньше средств от использования муниципального имущества, чем в 2011 г., главным образом на разницу повлияло существенное снижение поступлений от аренды недвижимого имущества. Здесь необходимо отметить, что в аренде у ряда коммерческих организаций находятся в т. ч. и котельные с тепловыми сетями. Насколько эффективно эти организации используют имущество, может быть, стоит изъять у них из аренды котельные и сети с передачей в аренду либо другую форму пользования той организации, которая вскоре будет наделена статусом ЕТО?

- Начнем с системы сообщающихся сосудов — чем больше аренда на объекты инженерной инфраструктуры, тем больше она учитывается в тарифе, тем больше получают к оплате потребители. Можно сделать аренду и 1 млрд р., и 20 млрд р. -вся она вернется потребителям в виде тарифов. Это первый момент. Следующий момент — о критериях эффективности судить, наверное, в первую очередь, потребителям, а во вторую очередь — специалистам-отраслевикам, которые знают количество повреждений, знают качество работы той или иной организации. Что же касается ЕТО, то она, в соответствии с законодательством, строится не по техническому, а по финансовому признаку.

Там суть и роль ЕТО заключаются в том, что это единая организация, имеющая правоотношения с абонентами, а со всеми остальными технологическими организациями в этой цепочке уже заключаются соответствующие договоры оказания услуг по транспортировке либо на приобретение тепловой энергии, воды и т. д. Поэтому это не совсем взаимосвязанные между собой вещи.

- Тогда скажите как эксперт, эффективно ли сейчас использование тепловых сетей и котельных этими коммерческими организациями?

- Задавайте конкретный вопрос, что вы вокруг да около.

- ...ЗАО «СУТЭК», ЗАО «ПТС», ЗАО «КоммунЭНЕРГО».

- У вас есть какие-то претензии технического характера к данным компаниям? Может, вы слышали по телевизору, что аварии были?

- Имеется в виду эффективность для муниципального бюджета...

- Президент России сказал, что рост тарифов должен ограничиваться 6%. Это раз. Соответственно, система сообщающихся сосудов заключается в следующем: можно возложить функции капитального ремонта на арендатора — это одна цена, можно оставить эти функции на собственнике — это другая цена. Однако возлагая функцию капитального ремонта на специализированную организацию, муниципалитет точно знает, что функция будет исполнена. При оставлении же этой функции за муниципалитетом деньги, поступающие в бюджет, обезличиваются, и гарантий, что эти средства пойдут на содержание сетей и энергооборудования, никто дать не сможет.

Эффективно, когда в силу тех целей и задач, которые стоят перед специализированными организациями, они осуществляют комплекс работ и отвечают от и до за содержание сетей перед соответствующими организациями, такими как Ростехнадзор, Министерство энергетики и ЖКХ и далее по списку. Муниципалитет в данной ситуации решает свою задачу по передаче сложных инженерных сооружений профессиональным организациям и забывает о головной боли — об ответственности.

На сегодняшний день проблему для муниципалитета представляют бесхозные сети. Только бесхозных тепловых сетей где-то порядка 180 км существует. Если эти сети муниципалитет примет в казну, то кто их будет обслуживать — большой вопрос. Вот это серьезная проблема, а то, что вы говорите, это из пальца высосанная проблема, это не есть проблема. Есть проблема эффективных арендаторов, здесь оценку давать не мне и не вам.

- Но, как ни крути, в конечном счете муниципалитет, как собственник имущества, все же уполномочен принимать решение о продлении договоров аренды со специализированными организациями или их расторжении?

- Так точно. Это право собственника.

- Ранее, оценивая нюансы договора аренды объектов водопроводно- канализационного хозяйства Самары, заключенного между МП «Самараводоканал» и ООО «Самарские коммунальные системы», вы говорили, что шансы расторгнуть договор или наказать арендатора у арендодателя отсутствуют. А что вы можете сказать по поводу арендных договоров муниципалитета с организациями в сфере теплоснабжения: может ли собственник каким-либо образом предъявить претензии арендаторам?

- Возможно. Так точно. Они (договоры) составлены на гораздо более серьезном уровне.

- Т. е. у собственника в данном случае есть шансы даже на расторжение?

- Более чем. Куча рычагов.