Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (453) | 18 марта 2013г.
 

Бесплодные инициативы

Депутаты СГД опять решили порассуждать на антиалкогольную тему

Татьяна Федорова

В Самарской губернской думе (СГД) была осуществлена попытка внести изменения в Закон Самарской обл. «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской обл.». На этот раз инициатива касалась запрета продажи алкоголя в местах общественного питания, кроме ресторанов, после 22.00. Несложно понять, что эта идея вызовет всеобщий негатив, после чего от нее откажутся. При этом более актуальные проблемы при реализации этого закона на территории Самарской обл. до настоящего момента не нашли своего отражения.

Закон Самарской обл. ГД №3 «О мерах по противодействию алкоголизации на территории Самарской обл.» изначально был принят 31 января 2011 г. На тот момент в нем было прописано достаточное количество мер по противодействию алкоголизации населения. Примечательно и то, что на момент принятия этот закон был не только более наполненный положениями, но также имел иное название. Однако в октябре 2011 г. он получил нынешнее название, а также был существенно урезан. Из девяти изначально имевшихся только в этом законе статей после внесения в него изменений исчезло сразу пять, а оставшиеся были урезаны. На этом фоне должен был возникнуть вопрос: о каком практическом применении можно говорить, когда от вполне функционального ранее закона почти ничего не осталось? Такая же участь после 10 октября 2011 г. постигла и Закон Самарской обл. ГД №2 от 9 февраля 2006 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской обл.». После изменений, вступивших в силу после октября 2011 г., закон ГД №2 стал умещаться всего на трех страницах формата А4, до этого — на девяти. После урезания в законе ГД №2 осталось всего три статьи. Было 12. Столь радикальные меры лоббистами изменений были названы, как всегда это бывает, «приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным». Однако озвученное «приведение в соответствие» свелось лишь к тому, что были упразднены прописанные в региональном законодательстве нормы и положения регулирования розничного рынка алкогольной продукции на территории Самарской обл.

Депутат СГД Александр Милеев знает, как влиять на коллег ради достижения значимых целей
Депутат СГД Александр Милеев знает, как влиять на коллег ради достижения значимых целей

Напомним, что вступившим в силу 22 июля 2011 г. ФЗ №218 «О внесении изменений в ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты РФ были еще более ужесточены и конкретизированы отдельные требования к операторам алкогольного рынка. Например, появились требования к минимальной площади торговых помещений и др. Однако обозначенные в ФЗ №171 функции и роль органов региональной и муниципальной власти в вопросах борьбы с алкоголизацией населения в ФЗ №218 урезаны не были.

Более того, в действующей сегодня редакции ФЗ №171 отдельно говорится о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ и органов муниципальной власти в области регулирования оборота алкогольной продукции. Об этом идет речь в ФЗ №171 в ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и в ст. 7 «Полномочия органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Причем об органах местной власти в этой статье говорится: «1) Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции. 2) Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».

Следует напомнить, что ранее, до вступления в силу Закона 100-ГД, в региональном законодательстве были прописаны подробным образом полномочия органов местного самоуправления в этой сфере. Например, к их полномочиям относилось определение минимальных расстояний от мест торговли алкоголем до мест, на которых эта торговля запрещена. Сейчас этого нет. Следовательно, можно констатировать, что на региональном законодательном уровне возник правовой вакуум. Есть основания полагать, что этот правовой вакуум вполне мог быть создан осознанно и с определенной целью (см. «Хронограф» №22 (422) от 25.06.12).

Напомним, что с 1 июля в рамках обновленного ФЗ №171 вступило в законную силу требование о запрете торговли крепкими спиртными напитками на территории города в помещениях, не превышающих 50 кв. м. Для сельских территорий это ограничение составляет 25 кв. м. Однако в Самарской обл. после существенного выхолащивания соответствующего регионального законодательства осенью 2011 г. осуществить контроль за этим почти невозможно.

Несмотря на существующий правовой вакуум, депутаты СГД предпочитают рассматривать мертворожденные инициативы, которые иногда противоречат федеральному законодательству. 19 февраля депутаты СГД рассмотрели очередной вопрос, якобы направленный на борьбу с алкоголизацией. В частности, в закон ГД №3 предложено внести два изменения — ужесточить запрет на торговлю алкоголем в нестационарных объектах, а также в точках общепита, кроме ресторанов, расположенных в жилых домах. Разработчики законопроекта предложили ограничить реализацию алкогольной продукции с 22.00 до 10.00 на объектах общественного питания, за исключением предприятий, отнесенных к типу «ресторан».