Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (453) | 18 марта 2013г.
 

Гордость Буренкова

АВТОВАЗ показал рост продаж за месяц на 0,5% на фоне падения за год на 3%

Сейдамет Абреков

В марте ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию об итогах продаж автомобилей за февраль 2013 г. Пресс-центр компании, который входит в сферу ответственности директора по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игоря БУРЕНКОВА (на фото), сделал акцент на положительной динамике продаж за февраль 2013 г. в сравнении с февралем 2012 г. и январем 2013 г. Но анализ показателей АВТОВАЗа показывает, что эти цифры могут быть не более чем вырванными из контекста. Реальность же такова, что продажи АВТОВАЗа по итогам 2012 г. оказались ниже продаж 2011 г. При этом АВТОВАЗ при участии Буренкова продолжает тратить на рекламу сотни миллионов рублей. Судя по всему, выпячивая сомнительные достижения, Буренков пытается хоть как-то оправдать затраты на рекламу.

«В феврале 2013 г. АВТОВАЗ продал 43587 автомобилей LADA -это на 25,7% больше, чем в январе. Рост общих продаж LADA в феврале 2013 г. (по сравнению с февралем 2012 г.) — 0,5%, рост продаж в России — 0,4%», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа. Эти цифры и эта динамика требуют комментариев.

Что касается роста продаж в феврале 2013 г. на 25,7% по сравнению с январем 2013 г., то необходимо отметить, что традиционно в январе было намного больше выходных, чем в любом другом месяце. Связано это с т. н. рождественскими каникулами. Проще говоря, в январе все предприятия работали гораздо меньше, чем обычно, — примерно на треть. Таким образом, субъективно продажи за февраль должны быть больше, чем продажи за январь примерно на треть, т. е. на 33,3%. А раз рост продаж за февраль в сравнении с январем на АВТОВАЗе случился всего на 25,7%, это может может говорить не о достижениях АВТОВАЗа, а о провале.

И это уже не говоря о том, что по причине долгих новогодних и рождественских праздников так же традиционно падает спрос на автомобили. Формируется т. н. отложенный спрос, который в данном случае, скорее всего, и стал причиной роста продаж в феврале.

Таким образом, если иметь в виду, что в январе 2013 г. сформировался отложенный спрос, который покупатели удовлетворили в феврале 2013 г., то тогда рост продаж АВТОВАЗа в процентном выражении должен быть более существенным, чем 33,3%. Но этого не произошло.

В этом свете для гораздо более объективного сравнения необходимо оперировать показателями февраля 2012 г. и 2013 г. Здесь, как следует из цифр, раскрытых пресс-центром АВТОВАЗа, рост продаж случился всего на уровне 0,5%. Вполне возможно, что увеличение на столь незначительном уровне легко подходит под определение «погрешность измерений». Показательно, что конкурент АВТОВАЗа ОАО «Соллерс» за аналогичный период показал рост в 7%. Если перевести зафиксированный на АВТОВАЗе рост продаж в феврале 2013 г. в сравнении с февралем 2012 г., то в абсолютном значении это, округленно, 200 автомобилей. Вряд ли это повод для гордости, тем более что, если судить по раскрытым АВТОВАЗом цифрам, в январе 2013 г. рост по сравнению с январем 2012 г. произошел на 6,1%. А значит, в феврале рост значительно замедлился и сменился боковым движением.

Но в дирекции по внешним связям во главе с Игорем Буренковым, судя по всему, даже подобные сомнительные достижения считают достойными для обнародования и, не исключено, для гордости.

Вместе с тем нелишне будет напомнить, сколько все последние годы АВТОВАЗ вкладывал в рекламу, которая как раз и должна стимулировать продажи. Рекламный бюджет также должен находиться в зоне ответственности Игоря Буренкова.

Так вот, если в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло снижение затрат на рекламу на 307 млн р. — с 677 млн р. до 370 млн р., то по итогам 2011 г. рекламный бюджет АВТОВАЗа вырос более чем в 2,2 раза—до 819 млн р. При этом рост продаж в 2011 г. в сравнении с 2010 г. произошел куда более скромный — всего на 63 тыс. автомобилей, или на 11%. Получается, что динамика роста рекламного бюджета опередила динамику роста продаж в 20 раз.

Цифры рекламного бюджета 2012 г. пока в открытом доступе отсутствуют. Но какими бы они ни были, уже известна динамика продаж АВТОВАЗа по итогам 2012 г. Так, согласно сообщению пресс-центра АВТОВАЗа: «Общий объем продаж АВТОВАЗа в России и за рубежом составил 718917 автомобилей LADA и автокомплектов, произведенных на АВТОВАЗе в 2012 г., в т. ч. 608205 автомобилей LADA и 110714 автокомплектов».

Ознакомившись с отчетом ОАО «АВТОВАЗ» за 2011 г., можно узнать, что по итогам 2011 г. компания продала 613151 автомобиль и 127251 автокомплект. Таким образом, снижение объем продаж за один год произошло: по автомобилям — почти на 4946 шт., по автокомплектам — на 16537 шт. Эти цифры в определенной степени показывают степень отдачи от рекламного бюджета. Также отчетность позволяет оценить и процесс по т. н. модернизации АВТОВАЗа, в результате которой на производство были поставлены модели, которые, как показал рынок, маловостребованы у покупателей.

При этом, по данным интернет-портала «Вести.Ru», продажи новых автомобилей в России по итогам 2012 г. выросли на 11%. АВТОВАЗ продемонстрировал падение продаж на фоне рынка, растущего бурными темпами. Таким образом, заявления АВТОВАЗа о «росте продаж на 25,7%» выглядят не более чем вырванными из контекста цифрами, которые мало соответствуют истинному положению дел. Также выпячивание таких второстепенных показателей позволяет оценить уровень компетенции людей, отвечающих на АВТОВАЗе за рекламу.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.