Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (452) | 11 марта 2013г.
 

Фальстарт Качмазова

Компании из гонконгского офшора могло не хватить кадров

Вероника Синицына

15 февраля выявились новые обстоятельства ситуации, касающейся площадки сызранского ООО «РосЛада», контролируемой структурами, близкими Группе «СОК» Юрия КАЧМАЗОВА (на фото). Основным официальным игроком здесь может быть зарегистрированная в гонконгском офшоре компания «Кей Харвест Лимитед». При запуске нового проекта в Сызрани его организаторы могли столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров.

По информации источников, в середине февраля 2013 г. на площадке ООО «РосЛада» планировался запуск нового производства, предположительно связанного со сборкой грузовиков одного из китайских производителей. Генеральным директором РосЛады является Вячеслав Макаров. Учредителями ООО «РосЛада», по данным официального источника, являются ОАО ИК «Жорес» (67,5%) и ЗАО «Октябрь» (32,5%). «Жорес» приобрел названную долю в ООО «РосЛада» летом 2011 г. Сам «Жорес» был создан в феврале 2011 г. Генеральным директором «Жореса» является Павел Рябинин. Необходимо отметить, что ранее он работал на разных должностях в Группе «СОК». В мае 2011 г. единственным владельцем «Жореса» стала кипрская компания «Молорак Холдинг Лимитед» (см. «Хронограф» №12 (411) от 2.04.12).

Размер уставного капитала ООО «РосЛада» превышает 700 млн р. Размер уставного капитала и юридический адрес этой компании совпадают с соответствующими данными ЗАО «РосЛада» (см. «Хронограф» №28 (292) от 31.08.09). ЗАО «РосЛада» входило в Группу «СОК» Юрия Качмазова. В Сызрани главным действующим лицом ЗАО «РосЛада» воспринимался ее президент — бывший депутат Самарской губернской думы Дмитрий Богданов (см. «Хронограф» №11 (176) от 26.03.07). Эксперты тогда предположили, что активы предприятия перед банкротством могли оказаться в ведении ООО «РосЛада». Официальное решение о ликвидации ЗАО «РосЛада» было принято в июне 2008 г.

Официальный источник, по состоянию на начало апреля 2012 г., называл стопроцентно дочерним по отношению к ООО «РосЛада» ООО «ДжиВиСи Рус» (ДБС). Уставный капитал ДБС составляет 200 млн р. ДБС зарегистрирован по юридическому адресу ООО «РосЛада». Основным видом деятельности ДБС является производство автомобилей. ДБС зарегистрирован в декабре 2011 г. Генеральным директором ДБС является известный менеджер Группы «СОК», бывший президент Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин.

С 4 апреля 2012 г. единственным владельцем ДБС является компания «Кей Харвест Лимитед» (Китай). Соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ названной датой. Официально в качестве регистрирующего органа «Кей Харвест» назван «регистратор компаний специального административного района Гонконга». «Кей Харвест» зарегистрирована в ноябре 2011 г. Судя по датам событий на ДБС, не исключено, что «Кей Харвест» целенаправленно создавалась под названный проект.

Выбор для оперативной базы такой зоны с таким статусом, как Гонконг, может говорить о многом. Особенно в свете известных масштабных событий вокруг Группы «СОК» последних лет. В любом случае, специалисты отмечают ряд преимуществ офшоров в Гонконге перед другими зонами льготного налогообложения. Также подчеркивается, что у местных банков очень либеральный подход в отношении требований к клиентам в плане информации о бенефициарах компаний и проводимых транзакциях.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов пояснил «Хронографу»: «Преимуществом Гонконга является и его репутация, которая выше, чем у многих офшоров, что, в частности, объясняется тем, что в Гонконге относительно низкие налоги для фирм определенных типов, но при этом компании должны предоставлять финансовую отчетность... Преимущества Гонконга уже как мегаполиса заключаются в выгодном расположении в Азии, близости к другим странам, в частности, к материковому Китаю, в значительном объеме первичных размещений (IPO) на местной бирже, получении Гонконгом статуса офшорного центра хождения юаня».

Также Дмитрий Баранов добавил: «Если рассматривать конкретно именно этот проект, то выбор Гонконга может объясняться еще одной причиной. Поскольку планируется собирать грузовики китайской марки, то возможно, что регистрация компании именно в Гонконге могла быть обязательным условием китайского партнера российской стороны».

На ЗАО «РосЛада» ранее собирались различные модификации классических марок АВТОВАЗа. Видом деятельности ООО «РосЛада» является производство автомобилей. При этом, по официальным данным, на протяжении ряда лет ООО «РосЛада» демонстрирует отсутствие выручки. Причем в Сызрани неоднократно говорили о возможном возобновлении производства по сборке автомобилей на ООО «РосЛада», в т. ч. в конце 2011 г. и моделей, которые сейчас сняты с конвейера АВТОВАЗа. Также озвучивался и вероятный интерес к площадке ООО «РосЛада» со стороны различных инвесторов. Назывались как российские и белорусские, так и корейские и китайские производители (см. «Хронограф» №27 (426) от 23.07.12). При этом доля ОАО «АВТОВАЗ» в уставном капитале ООО «РосЛада» реализована в соответствии с договором купли-продажи от 22 февраля 2012 г.

Сейчас вероятные проблемы с запуском нового производства на площадке ООО «РосЛада» наблюдатели связывают с возможным отсутствием в Сызрани необходимого количества квалифицированных кадров. В первую очередь речь идет о рабочих и инженерных специальностях.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент»

- Офшоры различных юрисдикции используются российскими компаниями весьма часто. Во-первых, так лучше можно защитить сам проект, его активы от всевозможных видов посягательств — как официальных, так и неофициальных. Во-вторых, это может быть связано с тем, что проект, осуществляемый в нашей стране, будет в основном связан с заграницей, например, готовая продукция будет поставляться за рубеж, или в проекте участвует иностранный инвестор, или в проект будут привлечены иностранные инвестиции, причем как на начальном этапе, так и затем может быть осуществлен выход на IPO на иностранной бирже. И, в-третьих, выбор офшоров в качестве места регистрации проекта может быть связан с простотой ведения бизнеса там, меньшим уровнем бюрократизма и оптимизацией налогообложения...