Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (452) | 11 марта 2013г.
 

Михаил Захаров:

Демпинг может быть вполне справедливым

Павел Андреев

«Хронограф» продолжает серию публикаций по актуальным юридическим вопросам. Введение практики электронных торгов у многих субъектов вызвало неоднозначную оценку. Во всяком случае данное нововведение вынудило осваивать новые технологии как в плане электронного документооборота, так и в плане ведения бизнеса. О том, с какими проблемами могут столкнуться участники электронных торгов, насколько обоснованы заявления о несовершенстве новой системы и какие результаты она уже принесла, в интервью «Хронографу» рассказал адвокат КА «Легал» Михаил ЗАХАРОВ.

- Михаил Владимирович, ФЗ №94 Ю размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» позволяет сегодня недобросовестным соискателям участвовать в конкурсах и выигрывать заказы за счет демпинга. Это возможно за счет отсутствия законодательно урегулированного требования обосновывать существенное снижение цены в процентном отношении от максимальной цены самого контракта. Как добиться соответствия тендерных условий и работ, которые нужно выполнить качественно и в срок?

- Сегодня эти проблемы уже ушли в прошлое. Работать себе в убыток никто не будет. Никто не будет снижать цены до уровня явно ниже себестоимости только ради того, чтобы все участники проиграли. Ведь если этот победитель откажется от выполнения работ, то контракт будет заключен с участником, занявшим второе место. Если и тот откажется, то с третьим. Просто кто-то из соискателей готов выполнить заказанные работы, условно скажем, за 100 р., кто-то за 20 р. Другое дело, когда речь идет о явно преступных схемах, когда победитель стремится получить аванс и скрыться. Но здесь уже сам заказчик должен думать о своей безопасности.

Если обратиться к московскому опыту, то сегодня в условиях прописывается обязательное наличие техники для выполнения работ, производственного персонала, членство в СРО и т. д. Но ни в коем случае нельзя завышать требования. Например, приходится сталкиваться с требованиями наличия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Если в условиях появляются необоснованно выставленные требования, то следует ожидать, что кто-то из претендентов, посчитавший свои права нарушенными, напишет жалобу в орган ФАС. УФАС рассмотрит его требование и, если найдет основание, отменит результаты торгов. Закон начал широко применяться примерно два года назад. За это время наработана практика, и поле для некоего «конкурсного рейдерства» становится все меньше и меньше.

Конечно, стопроцентной гарантии безопасности условия торгов обеспечить не могут. Нельзя настолько детально прописать условия, чтобы полностью исключить недобросовестных участников. Но прописать условия так, чтобы на тендер попадали организации, способные реально выполнить требуемые работы, конечно же, можно. Причем можно прописать условия, чтобы они не имели признаков конкурса под конкретного поставщика. Само собой, нельзя прописывать большой объем аванса. Если вы включаете в условия аванс 70%, то с большой степенью вероятности можно предположить, что на конкурс пойдут недобросовестные соискатели, стремящиеся просто получить обещанный аванс и исчезнуть.

Сегодня госорганы, проводящие торги, не предлагают авансов вообще. Для обеспечения со стороны участников берется задаток. Скорее всего, проблемы с неудобными, скажем так, поставщиками возникают у организаций, которые изначально рассчитывали на победу в тендере вполне конкретного поставщика.

В любом случае сегодня эта отрасль достаточно прозрачна и в ней действует свободная конкуренция. И здесь демпинг может быть вполне справедливым.

Был случай, когда участники торгов снизили цену до нуля и перешли уже на отрицательные показатели. Иначе говоря, участники сами были готовы заплатить организатору за победу в конкурсе. Торги длились сутки. Речь шла о получении статуса уполномоченной организации. Работа предусматривала получение маржи исполнителем. Таким образом, в открытом конкурсе победитель заявил о готовности заплатить госоргану за получение права на данные полномочия. Если государство предоставляет субъектам право оказывать услуги, из которых они будут извлекать выгоду, то вполне логично, что государство будет за это брать плату.

Интересные процессы наблюдаются в другой области. На тех же площадках, где проводятся конкурсы, торгуется имущество ликвидируемых субъектов. Ни для кого не секрет, что зачастую процедура банкротства производится по сценарию, когда основной субъект уходит от обязательств, а имущество выкупается, скажем, «родственным» субъектом. Случаи, когда имущество, оцененное, например, в 300 млн р., выставлялось на торги за 150 млн, а выкупалось за 50, раньше были нередки. Естественно, цена должна быть снижена так, чтобы процедура банкротства была рентабельна. Так вот сегодня выкупить имущество по такой схеме фактически невозможно. Это уже становится бизнесом, причем вполне законным. Существуют субъекты, которые мониторят ситуацию по объявлениям о торгах. Они заранее изучают, какое имущество будет торговаться, и заранее готовятся к участию в торгах. Мало того, ход торгов на электронной площадке заверяют нотариально. В отличие от государственных и муниципальных заказов, сделки по реализации имущества достаточно часто оспариваются в суде.

- Речь идет о том, что объявленные результаты не всегда соответствуют результатам торгов?

- Случаются ситуации, когда конкурсный управляющий заявляет о победе одного из участников торгов, при этом другой участник обращается в суд, где приводит доказательства своей победы. Как раз здесь доказательством и является нотариально заверенный пакет документов о ходе электронных торгов. По сути дела, закон позволяет добросовестным участникам бороться с недобросовестными. Бесспорно, есть способы избежать нежелательных участников. Распространена практика «ошибок» в объявлениях.

Но, в любом случае, ситуация меняется. Практика реализации имущества через электронные площадки уже привела к снижению количества банкротных дел. Это означает, что решать задачи ухода от обязательств посредством банкротства становится все сложнее.

Если кто-то из участников торгов посчитает свои права ущемленными, то он может обратиться в УФАС. А УФАС будет рассматривать дело очень скрупулезно. Если не поможет УФАС, то можно обращаться в суд. Дело может дойти до дисквалификации конкурсного управляющего. А это никому из управляющих не надо, ведь они имеют статус предпринимателей. Те изменения, которые были внесены в закон о банкротстве в 2011 г., я считаю, были колоссальными. По крайней мере это смогло переломить практику мошеннических действий в делах о банкротстве. Само собой, о стопроцентной гарантии говорить не приходится. В таких делах зачастую проходят объекты очень высокой стоимости. Учитывая цену вопроса, люди готовы идти на какие-то злоупотребления. Но общий тренд изменился.

Само собой, нельзя идеализировать ситуацию. На руку недобросовестным участникам играет крайне короткий срок на подачу жалобы в ФАС. Он составляет десять дней. В какой-то степени это противоречит Гражданскому кодексу, который предусматривает годичный срок подачи заявления в суд. Возможность похода в суд остается, но УФАС работает эффективнее. Антимонопольный орган рассматривает жалобу в течение трех дней и выносит предписание. Таким образом, он исключает возможность проведения регистрационных действий со стороны победителя в случае нарушения прав проигравших участников. Соответственно, пока дело будет рассматриваться в суде, проданные объекты уже могут получить новых собственников. В данном случае мы имеем дело с гражданским оборотом. Вполне возможно, что сроки будут скорректированы.

- Посмотрим на проблему с другой стороны. Что нужно знать и делать добросовестному соискателю, чтобы обезопасить себя от нежелательных проблем при участии в конкурсах?

- Само собой, в первую очередь нужно иметь надлежащую организацию. Должны быть основные производственные фонды, персонал, членство в СРО (если мы ведем речь, например, о строительстве). Нужно иметь опыт работы и не числиться в списке недобросовестных поставщиков.

Второе — нужно быть аккредитованным на электронных площадках, где сегодня ведутся торги. Это вполне доступная процедура. Но если ее не пройти, то можно просто не уложиться в сроки конкурса.

В-третьих, нужно организовать мониторинг. Должна быть служба, которая будет отслеживать через Интернет информацию о торгах.

Если вы нашли интересующий вас конкурс, то перед вами встает задача правильно сформировать пакет документов, перечислить задаток, вовремя подать заявку. Ничего сложного в этом нет, но если на предприятии некачественно организован документооборот, то могут возникнуть проблемы из-за отсутствия какого-либо документа или из-за заверенной ненадлежащим образом копии.

- В отношении попадания в список недобросовестных поставщиков, ведь конфликтная ситуация может возникнуть в процессе исполнения контракта... Контракт может предусматривать предоставление определенной документации заказчиком для выполнения работ. Заказчик может из каких-то соображений затягивать предоставление документации и таким образом ставить исполнение контракта под угрозу. В результате исполнитель может также попасть в список недобросовестных поставщиков. Что делать в таких случаях?

- Исполнитель, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий, должен своевременно приступить к работам, в соответствии с условиями контракта направлять отчеты. Исполнителю нужно исполнить контракт и направить акт заказчику. Если заказчик не подпишет акт, то это можно сделать через суд. Но опять же обращаю внимание на то, что исполнитель должен добросовестно и четко исполнять условия контракта. Изменить существенные условия практически невозможно. Если у вас поднялись цены на материалы или зарплата работников, то это ваши проблемы, а не проблемы заказчика.

Добросовестному исполнителю также следует помнить, что если заказчик не выполняет условия контракта, например, не предоставляет необходимой документации, то это работа юридического отдела. Следует направить одно письмо, потом другое, провести переговоры. Это нормальный деловой оборот. Если дело дойдет до суда, то наличие переписки будет существенным фактором для вынесения объективного решения, особенно если у заказчика нет уважительных причин для задержки выполнения работ.