Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (451) | 4 марта 2013г.
 

Дождались

В Самарской области готовится реформа местного самоуправления

Георгий Кизельгур

1 марта подтвердилась информация об инициативе по изменению схемы формирования органов местного самоуправления и выборов высших должностных лиц муниципальных образований в Самарской обл. По предположению заместителя председателя собрания представителей Сызранского р-на (СПСР) Екатерины ОРЛОВОЙ, локомотивом по продвижению инициативы, помимо Сызранского р-на, предстоит выступить Сызрани, Октябрьску и Шигонскому р-ну. Однако, судя по всему, окончательное осознание необходимости перемен в этой сфере в Самарской обл. произошло после недавнего визита в Жигулевск губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА. Оценка итогов почти пятилетней работы мэра Жигулевска Александра КУРЫЛИНА (на фото) показала, что при прежней системе организации местной власти двигаться дальше уже некуда.

Жигулевский катализатор

В Сызрани, Сызранском и Шигонском р-нах высшим должностным лицом местного самоуправления является глава города либо района. Это, соответственно, Виктор Хлыстов, Вячеслав Подобулин, Сергей Федисов. Глава избирается здесь из числа депутатов городской думы либо собрания представителей. Он является действующим депутатом, а также председателем думы — собрания представителей.

Глава администрации Сызрани и названных районов назначается на должность по результатам конкурса. В Сызрани это Юрий Кобякин, в Сызранском р-не до декабря 2012 г. им был Александр Шиканов (отстранен решением суда от работы за проблемы с подлинностью диплома о высшем образовании, должность главы администрации района до сих пор вакантна), в Шигонском р-на – Валерий Теленков. Екатерина Орлова сообщила «Хронографу» о том, как назначается глава администрации: «Глава администрации... назначается на должность по контракту на срок полномочий собрания представителей Сызранского р-на из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса». Аналогичные схемы работают в Сызрани и Шигонском р-не.

В Октябрьске и Жигулевске глава городского округа избирается напрямую путем всенародного голосования. Глава г. о. Октябрьск –Сергей Родионов (с ноября 2007 г.), в Жигулевске функции главы городского округа по уставу исполняет мэр. С июня 2008 г. в качестве мэра г. о. Жигулевск действует Александр Курылин. Они же руководят и администрациями своих городских округов. Председатели Думы г. о. Октябрьск (ОГД) и Думы г. о. Жигулевск (ЖГД) избираются из числа депутатов (на данный момент это Владимир Ревин и Ольга Гладченко соответственно). В этой связи соответствующим образом разграничены и полномочия руководителей. Т. е. председатели ОГД и ЖГД исполняют только спикерские функции в рамках своего органа. Получая в бюджет своих городов весьма значительную часть денег из бюджета области, формально избранные по такому принципу главы муниципалитетов никак не зависят от главы региона, т. е. от того, кто транслирует часть общеобластных средств в их распоряжение.

Это вполне закономерным образом сказывается на качестве исполнения такими муниципальными главами расходования бюджетных ресурсов.

В ходе своего недавнего визита в Жигулевск губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин имел возможность оценить эффективность работы как администрации Александра Курылина, так и действующей схемы городского самоуправления в целом (см. «Хронограф» №6 (450) от 25.02.13). В результате Жигулевск сейчас имеет в наличии самую, пожалуй, острую политическую ситуацию среди муниципальных образований Самарской обл. Однако именно жигулевский случай может стать катализатором процессов, которые при ином стечении обстоятельств могли бы развиваться более размеренными темпами.

По опробованным лекалам

Эксперты предположили, что отставки Курылину не миновать. Другой вопрос, что эта отставка в силу ряда причин может произойти не сразу. В таком случае не исключено применение на этой территории условного «подмосковного сценария». Сначала Курылину может не остаться иного выхода, как взять на работу очередного первого заместителя, благо вакансии для этого в мэрии Жигулевска возникают с пугающей периодичностью. Новый заместитель, скорее всего, будет подбираться по рекомендациям «старших товарищей», а не «как раньше». После этого Курылину может быть позволено написать заявление по собственному желанию. Соответственно новому заму должно быть суждено после этого стать и.о. мэра Жигулевска. Далее его основной функцией станет организация работы по оперативному изменению устава города в части смены основных полномочий первых руководителей и системы организации местной власти, а также обеспечить в сентябре все необходимые выборные процедуры.

Также вероятно, что именно события в Жигулевске могли подтолкнуть развитие ситуации по возможной корректировке системы органов местного самоуправления в Самарской обл. в целом. При этом могут быть начаты корректировки полномочий первых лиц местного самоуправления по всей области.

За основу может быть взят опыт Республики Мордовии. Представительными органами муниципальных образований останутся местные думы и собрания представителей. Их председатели, избираемые из числа депутатов, будут выступать в качестве высших должностных лиц, но, скорее всего, работать на неосвобожденной основе, а также не являться главами городов или районов. Главы администраций будут назначаться по контракту. Официально они будут подконтрольны и подотчетны думам — собраниям представителей, но иметь достаточно широкие полномочия.

Довелось поставить точку

По информации источников, работа над соответствующими поправками в уставы уже начата и должна быть завершена к концу марта 2013 г. 1 марта председатель ОГД Владимир Ре-вин в своем сообщении «Хронографу» косвенно подтвердил факт того, что соответствующие процессы уже начаты: «Прокомментировать ситуацию и ответить на Ваши вопросы на сегодняшний день не представляется возможным, т. к. в настоящее время идет изучение данного вопроса». В этот же день информацию подтвердила и заместитель председателя собрания представителей Сызранского р-на Екатерина Орлова.

Екатерина Орлова сообщила «Хронографу»: «Для м. р. Сызранский изучаемый в Самарском регионе опыт Республики Мордовии, а именно, как вы называете, схема местного самоуправления, не является новой. Она закреплена уставом м. р. Сызранский, зарегистрированным Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 6 декабря 2005 г. Поэтому какой-либо подготовительной работы по ее введению в районе нет необходимости проводить».

Также Екатерина Орлова добавила: «Скорее всего, нашему муниципальному образованию вместе с коллегами по Правобережью — м. р. Шигонский и г. о. Сызрань — предстоит выполнить роль локомотива по продвижению рассматриваемой инициативы по изменению схемы формирования органов местного самоуправления и выборов высшего должностного лица муниципального образования во всей Самарской обл.»

За основу к изменениям, действительно, можно взять и опыт этих муниципальных образований, причем, вероятно, с дальнейшей корректировкой в направлении схемы Республики Мордовии. Что касается предполагаемой подконтрольности глав администраций областному центру, то нелишне напомнить о следующем.

Ранее Екатерина Орлова сообщила «Хронографу» такую деталь, которую в контексте сегодняшних процессов можно назвать как весьма показательную: «Решением собрания представителей Сызранского р-на от 18 ноября 2010 г. №18 утвержден «Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации Сызранского р-на Самарской обл. и назначения на должность главы администрации Сызранского р-на Самарской обл.», который не устанавливает условие согласования кандидатур на должность главы администрации с «областным центром». Т. е. было время, когда в Самарской обл. на местном уровне могли не только гордиться своей независимостью от региональной власти, но и с назидательной тональностью об этом напоминать представителям СМИ.

Формально ситуация в ряде муниципальных образований выглядит именно таким образом. Следует, однако, учитывать, что при формировании соответствующей конкурсной комиссии, например, в Сызрани две трети ее членов назначаются Думой г. о. Сызрань, а одна треть — Самарской губернской думой по представлению губернатора Самарской обл. При таком положении дел и при вероятных изменениях в схеме найти рычаги влияния областному центру будет несложно.

Собственно говоря, сетовать на «ликвидацию демократии» на местах в условиях нынешней реальности для муниципалитетов Самарской обл. вряд ли разумно. «Провальная презентация» Жигулевска, организованная местной мэрией при поддержке предельно лояльной думы, как-то непроизвольно наводит на мысль, что «не всякой кухарке» следует управлять муниципалитетом. Местным же элитам о подобном сценарии следовало бы задуматься еще лет 15 назад. Однако кое-кому в то время могло показаться, что жизнь удалась, а будущее виделось безоблачным. Жигулевск поставил жирную точку на этой эпохе.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Екатерина ОРЛОВА, заместитель председателя собрания представителей Сызранского р-на

- По прилагаемой схеме м. р. Сызранский работает уже второй созыв, и никаких антагонизмов во взаимодействии представительной и исполнительной власти в районе не отмечается (взаимопонимание персоналий в данном случае не оценивается). Изменения в устав муниципального района если и будут вноситься, то не коснутся самой схемы формирования органов местного самоуправления и полномочий главы района, даже если впоследствии, как и в муниципальных районах Мордовии, эта муниципальная должность будет звучать как председатель собрания представителей.