Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (449) | 18 февраля 2013г.
 

Колониальный подход

Новый совет директоров АВТОВАЗа показал отношение к работникам и миноритариям

Сейдамет Абреков

12 февраля прошло внеочередное общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ», в ходе которого был принят ряд ключевых решений. Совет директоров компании был расширен до 15 членов, 7 из которых стали представлять интересы альянса Renault-Nissan. Также было одобрено несколько сделок общей ценой около 75 млрд р. На этом фоне выглядит симптоматично, что члены совета директоров АВТОВАЗа, в т. ч. президент компании Игорь КОМАРОВ (на фото), не сочли нужным принимать очное участие в собрании. Вероятно, таким образом они показали отношение как к акционерам-миноритариям, так и к работникам предприятия.

12 февраля акционеры АВТОВАЗа досрочно прекратили полномочия членов совета директоров и избрали его новых членов. В предыдущий совет директоров АВТОВАЗа входили 12 членов. Альянс Renault-Nissan представляли в нем всего трое участников, это давало контроль над 25% голосов на заседаниях совета директоров. Новый совет директоров был расширен до 15 человек, 7 из которых теперь представители альянса. Таким образом, именно 12 февраля по итогам внеочередного собрания акционеров альянс Renault-Nissan по факту получил возможность еще сильнее влиять на политику АВТОВАЗа.

В ходе внеочередного собрания акционерами было одобрено несколько крупных сделок, многие из которых были сделками с заинтересованностью. Общая стоимость этих сделок — около 75 млрд р. Так, ОАО «АВТОВАЗ» получило заем от Renault s. a. s. в размере EUR 126 млн (примерно 5 млрд р.). Стоимость дополнительного соглашения №1 к генеральному рамочному соглашению по проекту ВО между ОАО «АВТОВАЗ», Renault s. a. s. и Nissan Motor Co., Ltd — еще EUR 378 млн (т. е. около 15 млрд р.). Договор о сборке шасси между ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Автофрамос», по которому АВТОВАЗ обязался по заказу Автофрамоса выполнять сборку шасси для производства автомобилей Renault, был оценен еще почти в 20 млрд р. Помимо этого, акционеры одобрили еще две сделки — между АВТОВАЗом и коммерческими банками общей стоимостью 35 млрд р.

Несмотря на важность принимаемых решений, совет директоров АВТОВАЗа, включая президента компании Игоря Комарова, не счел нужным лично присутствовать на собрании акционеров. И это при том, что Игорь Комаров владеет пакетом акций ОАО «АВТОВАЗ» почти в 2%, что дает ему право выдвигать от себя кандидата в совет директоров. По крайней мере если в ходе предыдущих общих собраний члены совета директоров присутствовали в президиуме, то на сей раз единственным, кто там находился, оказался ведущий собрания — вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами ОАО «АВТОВАЗ» Эдуард Вайно. При таком положении дел миноритарные акционеры из числа рядовых работников АВТОВАЗа и других жителей Тольятти не получили возможность очно задать вопросы членам совета директоров, руководству компании. В ответ же на просьбу некоторых акционеров-миноритариев познакомить их с новыми членами совета директоров АВТОВАЗа, представляющих интересы альянса Renault-Nissan, Эдуард Вайно ответил, что это не предусмотрено регламентом. Таким образом, фактически акционеры не получили даже возможность хотя бы познакомиться с этими специалистами.

Далеко не случайно, что именно Эдуард Вайно на протяжении многих лет выполняет роль человека, ответственного на АВТОВАЗе за взаимодействие с акционерами. Его сын Антон Вайно долгие годы работает в структурах правительства и президента России. Причем можно заметить определенную закономерность.

Так, переход Антона Вайно из аппарата президента в аппарат правительства практически совпадал со сроками, когда Владимир Путин находился в должности президента или главы правительства. До мая 2012 г. Антон Вайно находился в должности министра РФ — руководитель аппарата правительства РФ. В это время председателем правительства был Владимир Путин. 22 мая 2012 г. Путин уже в статусе президента РФ подписал указ о назначении Антона Вайно заместителем руководителя администрации президента РФ.

Возвращаясь к внеочередному собранию акционеров АВТОВАЗа, стоит отметить: своим отсутствием представители крупнейших акционеров показали отношение к простым работникам предприятия, миноритарным акционерам. Это тем более странно на фоне того, что зачастую многие работники АВТОВАЗа владеют небольшими пакетами акций компании. Но если начиная с 12 февраля можно говорить о том, что альянс Renault-Nissan уже начал определять политику АВТОВАЗа, подобные нюансы лишний раз подчеркивают: центр принятия решений относительно будущего АВТОВАЗа и его работников еще более удалился от Тольятти. Сомнительно, что рядовым вазовцам окажется по нраву ощущать себя представителями французской колонии. Уже осенью 2013 г. в ходе выборов в Думу г. о. Тольятти работники АВТОВАЗа смогут своими голосами показать свое отношение ко всему происходящему на предприятии.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.