Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (449) | 18 февраля 2013г.
 

Парковки совместными усилиями

Создание условий для хранения транспорта — задача бизнеса и власти

Олеся Лысякова

В ближайшее время в мэрии Тольятти планируется утверждение новых правил землепользования и застройки г. о. Тольятти. Данные правила в т. ч. регламентируют вопрос хранения транспортных средств. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения дефицит парковочных мест. Также вполне очевидно, что полностью возлагать решение этого вопроса на плечи застройщика неверно.

О значимости проблемы хранения личного транспорта горожан свидетельствуют данные ГАИ, по которым на сегодняшний момент транспортных средств в Тольятти уже больше, чем жителей. Так, по итогам 2012 г. было зафиксировано 895 тыс. легковых автомобилей. При этом по отношению к 2011 г. рост составил 4,66%. Фактический объем транспорта существенно отличается от плановых показателей некоторых программ, отвечающих за развитие сопутствующих объектов инфраструктуры. Так, например, плановые показатели целевой программы по развитию автодорог Тольятти предусматривают, что к 2015 г. на 1000 жителей будет приходиться около 400 автомобилей.

Подобная недальновидность разработчиков программы во многом объясняет транспортный коллапс на территории старой застройки. Однако новые жилые кварталы проектировались с учетом требований, более приближенных к реальным потребностям современного общества. Так, в жилом квартале «Лесная слобода» по ул. 40 лет Победы на каждого жителя запроектировано 0,8 кв. м гостевой стоянки. Необходимо понимать, что данный тип парковочных объектов предназначен для кратковременного хранения личного транспорта проживающих. При этом строительные правила и СаНПиН регламентируют наличие комплексов гаражей-стоянок для постоянного хранения автомобилей в радиусе 800-1500 м от проживания. В связи с чем был запроектирован, а в начале 2013 г. сдан в эксплуатацию ГСК на 275 машино/мест. Однако даже с пуском данного объекта ситуация во дворах жилого комплекса мало чем отличается от старых кварталов (см. фото).

Городские власти должны принять принципиальное решение по ГСК
Городские власти должны принять принципиальное решение по ГСК

Как прокомментировал директор ООО УК «Лесная слобода» Петр Таратынов, несмотря на то что ведется непрерывная разъяснительная работа с населением, стихийная парковка личного транспорта приводит к повреждению газонов, МАФов, препятствует проезду спецтехники. Ряд жителей используют все свободное место для постоянного хранения авто.

Многие тольяттинцы, являющиеся владельцами личного транспорта, признают, что не пользуются ни подземной автостоянкой, ни гаражами, предпочитая парковать автомобиль возле дома. Текущая заполняемость гаражно-строительных комплексов (ГСК) на территории новой жилой застройки оценивается примерно в 20-30%. Причина подобной ситуации кроется в наличии более доступных вариантов хранения своего авто. К примеру, стоимость машино/места на подземной автостоянке либо в гараже составляет около 300 тыс. р., а аренда — в районе 2-2,5 тыс. р. в месяц. Размер штрафа за нарушение правил благоустройства значительно меньше: от предупреждения до 300 р. для граждан. Вполне логично, что горожане выбирают этот наиболее «выгодный» способ хранения личного транспорта. Такое «выгодное» хранение в любой момент может привести к утрате автомобиля: либо временной, т. к. в Тольятти сегодня активно эвакуируют авто, припаркованные ненадлежащим образом, либо постоянной, т. к. автомобиль может быть просто разобран или вовсе похищен.

Как поясняет финансовый директор ООО «Городской строитель» (компания-застройщик комплекса «Лесная слобода») Евгений Козлов,

основной причиной сложившейся стоимости машино/места в ГСК является высокая степень оснащенности данных объектов современными технологичными системами вентилирования, пожаротушения и безопасности. Наличие данного оборудования зарегламентировано и в итоге приводит к высокой себестоимости. Тут стоит отметить то, что компания-застройщик строит подобные объекты, руководствуясь не бизнес-интересами, а правилами застройки территории. Поэтому, продавая места в ГСК практически по себестоимости, застройщик не может обеспечить более низкую цену. Однако автовладелец в итоге вместе с безопасным и законным способом хранения авто обеспечивает себе комфортное пользование при любой погоде, т. к. избавляется от необходимости очищать авто от снега и наледи, а также прогревать его.

Учитывая наличие проблемы хранения личного транспорта даже на территориях новой застройки, стоит задуматься об альтернативных вариантах решения данного вопроса. Выходом из этой ситуации могло бы стать активное участие городских властей в решении проблемы доступности парковочных объектов. Это может быть льготное выделение земельного участка, упрощение процедуры оформления документов на ГСК. Результатом такого взаимодействия должны стать приемлемая стоимость машино/места и в конечном итоге наведение порядка в вопросе хранения транспортных средств.

Комментарии

Сергей ХАРИТОНОВ, заместитель мэра Тольятти по строительству и имущественным отношениям

- Автомобилизация полнейшая, дворы не приспособлены, соответственно, транспорт паркуют на газоны. Поэтому общий принцип должен меняться. У нас ведется борьба с незаконными стоянками. Надо навести порядок и в этой области. Но мы должны какую-то альтернативу предоставить. В самое ближайшее время намечено обсуждение этого вопроса.