Во второй половине января 2013 г. парк МП «ТП АТП №3» г. Тольятти пополнился автобусами белорусского производства. 102 автобуса марки «МАЗ» торжественно передал городу губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН. К настоящему времени в АТП №3 осталось не более 20% старого подвижного состава. Однако обновление парка не может решить всех проблем транспортной отрасли в Тольятти. Свое видение развития сферы пассажирских перевозок города в интервью «Хронографу» рассказал директор МП «ТП АТП №3» Александр АБРАМОВ.
- Александр Юрьевич, о том, что по Тольятти курсируют автобусы городского пассажирского автопредприятия, давно исчерпавшие свой ресурс, можно было говорить еще три года назад. К сегодняшнему дню ситуация с подвижным составом изменилась полностью. На ваш взгляд, что можно сказать об изменениях в сфере пассажирских перевозок в целом? - Сейчас по городу ездят новые автобусы, закупленные при поддержке правительства Самарской обл. С учетом того что в 2012 г. мы уже приобрели 45 новых машин, можно сказать, что удалось практически полностью модернизировать автопарк АТП №3. Что касается проблем отрасли в целом, вопросов накопилось много, а в обозримом будущем их может стать еще больше. Я имею в виду необходимость развития транспортной инфраструктуры в районе особой экономической зоны (ОЭЗ) Тольятти. То же самое касается и IТ-парка «Жигулевская долина». Николай Иванович Меркушкин довольно отчетливо дал понять, что основными факторами привлечения инвестиций в Самарскую обл. являются эти два проекта. Можно считать, что это новые тольяттинские индустриальные центры, требующие создания соответствующей инфраструктуры, в т. ч. и транспортной. Многие компании мирового уровня уже изъявили желание разместить свои производства в ОЭЗ. Насколько я знаю, весной 2013 г. планируется начать строительство производственных цехов в рамках проекта ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». По некоторым подсчетам, только на территории ОЭЗ будет трудоустроено порядка 35 тыс. человек. Соответственно, будет необходимо организовывать доставку сотрудников предприятий до места работы и обратно. Система, скорее всего, будет напоминать перевозки сотрудников ОАО «АВТОВАЗ». Хочу обратить внимание на слова Николая Меркушкина. Передавая нам автобусы, губернатор заметил, что эти машины предназначены прежде всего для нужд АВТОВАЗа. Николай Иванович рассказал о свой встрече с представителями трудового коллектива завода, где, по его словам, в качестве одной из главных проблем была обозначена транспортная доступность предприятия. Отличительным будет то, что схема взаимодействия с АВТОВАЗом выстраивалась на протяжении многих лет, а новые промплощадки, по крайней мере пока, не обеспечены логистической инфраструктурой. Я, конечно, не могу брать на себя ответственность за строительство дорог, диспетчерских пунктов и т. д. Хотя со своей стороны мы уже начали развивать это направление. В частности, еще в прошлом, 2012 г. мы своими силами смогли выкупить площадку отстойника автобусов с диспетчерским пунктом на ул. Северной в р-не ООО «Волжский машиностроительный завод» (бывшее ПТО ВАЗа). Когда производства на территории ОЭЗ начнут функционировать, актуально встанет вопрос о количестве подвижного состава. Пока справляемся имеющимися автобусами, но когда в часы пик понадобятся машины для движения в одном направлении, я думаю, многие почувствуют остроту проблемы. - А если решать проблему с привлечением частных перевозчиков? - Обратиться к ним можно, только, боюсь, результат привлечения частников не оправдает себя. | | Перевозить огромное количество пассажиров машинами малой вместимости — это значит создать затор на дороге. Представьте, сколько «газелей» нужно, чтобы перевезти вазовскую смену, да плюс еще, в перспективе, сотрудников ОЭЗ. Мне кажется, это не выход из положения. Мы закупали автобусы большой вместимости именно для курсирования в часы пик, чтобы в рейсах было задействовано меньшее количество единиц транспорта. В течение двух часов автобусы развозят вазовских работников, после чего либо направляются на оживленные городские маршруты, либо дожидаются нового пика пассажиропотока. В дневные часы пассажиропоток заметно снижается. Соответственно, для межпиковых периодов приобретены автобусы средней вместимости, и они справляются со своей задачей. Такая схема позволяет повысить рентабельность перевозок в т. ч. и за счет снижения затрат на топливо. - Почему при покупке автобусов было отдано предпочтение белорусской технике? Аналогичные классы автобусов предлагают такие производители, как MAN, Scania. - Вопрос цены, конечно же, был не самым последним. Любое сравнение может показать, что техника завода «МАЗ» заметно ниже в ценовой категории, нежели MAN или Scania. Хотя по характеристикам МАЗовские автобусы ненамного уступают западноевропейским аналогам. Кстати, могу заметить, что первые автобусы МАЗ были изготовлены на базе машин Neoplan аффилированной компании фирмы MAN. Автобусы были адаптированы к местным условиям, в результате чего появился МАЗ-101. После модернизации появилась серия МАЗ-103. Одна из более поздних модификаций — МАЗ-103465 — была закуплена для АТП №3. Это автобусы большой вместимости. МАЗ-206067 средней вместимости, который присутствует в парке АТП №3, также как и МАЗ-103465, укомплектован двигателем Mercedes-Benz. Шасси и конструкционные особенности кузова приспособлены для эксплуатации автобусов в наших условиях. Кроме того, эти низкопольные машины удобны для инвалидов. Это дополняет социальную функцию муниципального перевозчика. Я считаю, что выбор был сделан оптимально. Если вспомнить, на каких автобусах перевозили тольяттинских пассажиров не так давно, разницу можно почувствовать сразу. Наверное, еще не все забыли ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695, а также «Икарус»-260. Эти автобусы можно и сейчас еще встретить на дорогах, хотя, например, «Икарус»-260 сняли с выпуска еще в середине 90-х гг. Летом температура в салоне этих автобусов была такой же, как и на улице, а в ЛАЗах — еще выше. В условиях жаркого лета это существенный недостаток, тем более что за окном XXI век. Автомобильные кондиционеры уже давно изобретены. Аналогичная ситуация была и зимой, только с поправкой на минусовые температуры. Про комфорт пассажиров мало вспоминали, была основная функция — перевозка. Зимой, особенно после ночного простоя, постоянно были проблемы с пуском двигателя. Это в большей степени касалось дизельных «Икарусов», хотя и с карбюраторными автобусами возникали проблемы. В этом плане обновление автопарка сказалось не только на пассажирах, но и на персонале АТП №3. Я думаю, в настоящее время условия труда значительно отличаются от тех, которые были несколько лет назад. Во всяком случае, к тому соцпакету, которым работники обеспечивались раньше, добавилось повышение уровня качества условий труда. | | - Обычно профсоюзы в качестве точек воздействия на руководство организаций используют именно такую тактику. Повышение условий труда является одной из самых популярных тем для профсоюзных деятелей. Каким образом на вашем предприятии складываются отношения с трудовым коллективом? - Отношения нормальные. Кто хочет работать, тому предоставляются все условия. У нас осуществляет деятельность профсоюз МП «ТП АТП №3», который следит за соблюдением прав трудящихся. Около 1500 человек, т. е. практически весь наш персонал, состоит в профсоюзе предприятия. Все отношения руководства АТП №3 с работником согласовываются с профсоюзом. Хотя был у нас недавно инцидент с одним водителем. По-разному можно расценивать эту ситуацию, но оказалось, что этот человек является членом Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА). Насколько я знаю, у нас около двадцати человек вступили в эту организацию. - В Тольятти МПРА представляет вице-президент этой организации Петр Золотарев. Он же возглавляет профсоюз «Единство». Золотарева можно считать активным политическим деятелем, он успел поучаствовать в выборах разного уровня. Сейчас идет подготовка к выборам в Думу г. о. Тольятти. С учетом специфики деятельности Золотарева, наверное, можно предположить, что последуют и другие попытки использовать коллектив АТП №3 в качестве агитплощадки? - Петра Золотраева я знаю, он в Тольятти человек известный. Но не хотелось бы, чтобы политические амбиции профсоюзного лидера оказывали влияние на деятельность нашего предприятия. Хотя я понимаю, что при желании спекулировать можно на любой ситуации, в т. ч. и искусственно созданной. Как показывает практика, подобные интриги нездоровым образом сказываются и на хозяйственной деятельности организации, и на взаимоотношениях внутри коллектива. Надеюсь, что инцидент между членом МПРА и руководством АТП №3 не будет политизирован. Но, честно говоря, я далек от политики, поэтому затрудняюсь выдвигать версии, каким образом будут развиваться события дальше. - Еще один острый момент, который не так давно активно обсуждался в обществе, — это создание единого муниципального пассажирского перевозчика Тольятти на базе АТП №3. Как вы оцениваете ситуацию с точки зрения руководителя предприятия, подпадающего под эту реформу? - Напомним, что речь об объединении МП «ТТУ» и МП «ТП АТП №3» велась еще в 2011 г. Руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Геннадий Таранов в то время уже рассматривал варианты проведения реформы с целью консолидации муниципальных перевозчиков в одном лице. Разговор шел как раз о присоединении ТТУ к АТП №3. Основная проблема — в разнице финансовых показателей предприятий. К сожалению, у ТТУ ситуация в 2012 г. только ухудшилась. Объединение на этом фоне могло привести к резкому падению показателей АТП №3, так что могла возникнуть угроза существования городского транспорта как такового. Хотя, насколько я знаю, работники троллейбусного управления сами выступали против перевода их в АТП №3. Так или иначе, но решение этого вопроса было отложено. Тем не менее, я думаю, рано или поздно придется принимать решение о переформатировании рынка пассажирских перевозок в Тольятти. К примеру, мы сейчас уже практически не нуждаемся в дублировании наших функций частными перевозчиками. У нас работает абсолютно прозрачная и понятная система сбора денежных средств за предоставляемую услугу. Мне кажется, что город в конечном итоге придет к единой системе организации муниципальных пассажирских перевозок. А вот когда это произойдет, тогда станут видны все движения денежных средств, и муниципальный транспорт перестанет быть убыточным. Поэтому я вижу будущее за муниципальным транспортом. |