Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (448) | 11 февраля 2013г.
 

Мыльный пузырь

АВТОВАЗ все активнее погружается в долговую яму

Сейдамет Абреков

12 февраля состоится внеочередное общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». В его повестку включены вопросы одобрения сделок, многие из которых, судя по всему, являются либо займами, либо кредитами. Всего объем таких сделок — более 40 млрд р. С учетом того что ранее было объявлено о кредитах со стороны ГК «Внешэкономбанка» в пользу АВТОВАЗа в размере еще 60 млрд р., получается, что АВТОВАЗ в ближайшее время готов занять аж 100 млрд р. При этом предприятие, президентом которого является Игорь КОМАРОВ (на фото), уже должно кредиторам почти 70 млрд р. Чем АВТОВАЗ будет обеспечивать возврат 170 млрд р. — пока остается большой загадкой.

Решение о созыве внеочередного собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» было принято 26 ноября 2012 г. на совете директоров АВТОВАЗа. В повестку дня внеочередного общего собрания войдут такие вопросы, как внесение изменений в устав ОАО «АВТОВАЗ», досрочное прекращение полномочий членов совета директоров, избрание членов нового совета директоров. Кроме того, акционерам, в частности, предстоит одобрить крупную сделку по выдаче займа между Renault s. a. s. и ОАО «АВТОВАЗ», договор между ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Сбербанк России».

Если говорить более детально о сделках, то, например, предмет договора между Renault s. a. s. и ОАО «АВТОВАЗ» описывается так: «Заимодавец (Renault s. a. s. –Прим. авт.) предоставляет заем Заемщику (АВТОВАЗ – Прим. авт.) в размере EUR 126 млн (с учетом займа на сумму EUR 52,07 млн, с возможностью частичного погашения не ранее декабря 2013 г. и сроком окончательного погашения не ранее декабря 2023 г.), с возможностью частичного гашения не ранее марта 2013 г. и сроком окончательного погашения не ранее декабря 2019 г.». Из этой формулировки можно понять, что АВТОВАЗ займет у Renault, в пересчете на рубли, порядка 5,1 млрд р.

Еще более крупные по цене сделки АВТОВАЗ заключит с рядом коммерческих банков. Судя по всему, речь идет или о кредитах, или о займах. Общий объем таких сделок, которые предстоит одобрить акционерам, — 35 млрд р. Например, формулировка сделки со Сбербанком звучит так: «Одобрить сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, между ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «Сбербанк России», совершаемых обществом в его обычной хозяйственной деятельности, при этом предельная сумма таких сделок не должна превышать 20 (двадцать) млрд р.».

Общий объем заимствований, которые может осуществить АВТОВАЗ, получив одобрение акционеров на внеочередном собрании, примерно 40 млрд р. Стоит напомнить, что 17 декабря 2012 г. состоялось очередное заседание наблюдательного совета ГК «Внешэкономбанк» (ВЭБ). На нем был рассмотрен вопрос о финансировании ВЭБом программы развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 г. Тогда стало известно, что кредитовать ВЭБ будет отдельные инвестиционные проекты АВТОВАЗа в общем объеме 60 млрд р. Также было озвучено, что срок предоставления кредитных ресурсов — 10 лет. Судя по тональности высказываний председателя ГК «ВЭБ» Владимира Дмитриева, он был далеко не обрадован перспективой предоставления АВТОВАЗу столько крупного объема средств на столь длительный срок.

Владимира Дмитриева можно понять. Ему наверняка известно, как сильно АВТОВАЗ закредитован и без кредитов и займов со стороны ВЭБ, Сбербанка и Renault. Достаточно напомнить, как АВТОВАЗ получил беспроцентный займ от ГК «Ростехнологии» в размере 75 млрд р. Большая часть этой займа до сих пор не погашена. Так, согласно отчету АВТОВАЗа за III кв. 2012 г., общий объем долгосрочных заемных средств у компании находился на уровне 61,5 млрд р., краткосрочных — еще 7,4 млрд р. Т. е. на момент составления квартального отчета АВТОВАЗ был должен контрагентам почти 69 млрд р.

Если прибавить к этой сумму еще 60 млрд р., которые АВТОВАЗ получит в ВЭБе, и 40 млрд р. в рамках сделок, которые будут одобрены 12 февраля, получится астрономическая сумма задолженности почти в 170 млрд р. Разумеется, такая задолженность возникнет не одномоментно, но, тем не менее, в вазовских реалиях нельзя исключать, что через несколько лет общая сумма задолженности АВТОВАЗ будет близка именно к этой цифре.

Более того, с учетом темпов заимствования, которые практикуют на АВТОВАЗе под руководством президента этой компании Игоря Комарова, нельзя исключать, что эта цифра будет даже превышена. И это при том, что на данный момент рыночная капитализация АВТОВАЗа (определяемая исходя из котировок акций компании) составляет менее 33 млрд р.

Остается лишь полагать, что АВТОВАЗ будет покрывать задолженность из прибыли. Но, например, чистая прибыль АВТОВАЗа за 2011 г. составила всего 3,106 млрд р. Т. е., чтобы такими темпами покрывать задолженность, равную 170 млрд р., необходимо 56 лет. При этом не стоит забывать, что, по стандартам МСФО за 2009 г., АВТОВАЗ и вовсе показал чистый убыток 49,2 млрд р.

Что же касается методики формирования прибыли на АВТОВАЗе, то нелишне будет напомнить, что во многом прибыль стала возможной благодаря продаже имущества в зачет долга перед ГК «Ростехнологии». Т. е. если АВТОВАЗ не продавал бы имущество, то и прибыли у него, скорее всего, не было бы. Да и продавать имущество до бесконечности невозможно. Сегодня стоимость всех активов АВТОВАЗа (согласно отчету за III кв. 2012 г.) составляет всего 142,5 млрд р. Хотя реальная рыночная стоимость этих активов может быть намного меньше.

Таким образом, в сложившейся ситуации неясны источники, за счет которых АВТОВАЗ будет покрывать постоянно растущую задолженность.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Когда АВТОВАЗ прекратит практику столь масштабного заимствования? На какой планке общего объема займов и кредитов вы бы предпочли остановиться? Чем на АВТОВАЗе будут обеспечивать возвраты кредитов и займов? Будут ли возвращать долги из прибыли? Будут ли продавать имущество в зачет долгов?

- Интересующие вас вопросы находятся в компетенции собрания акционеров. 12 февраля на внеочередном заседании акционеры рассмотрят эти вопросы и примут соответствующие решения. О принятии решений будет сообщено дополнительно.