Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (448) | 11 февраля 2013г.
 

Скрытое влияние

Знакомый ВПГ менеджмент обрел контроль над всей цепочкой ресурсов тарифообразования

Егор Кошеров

Прошедший январь стал для ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) первым месяцем исполнения функций основной водоснабжающей организации в Самаре. Практически сразу на взятом СКС в аренду у муниципалитета имуществе произошло несколько серьезных аварий. Любопытно, что в комментариях по поводу этих инцидентов чаще всего упоминалось имя Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА, контролирующего ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС), в структуру которого было введено ООО «СКС». В то же время генеральный директор СКС Иван ЕФАНОВ, пользующийся доверием бенефициаров холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ), избежал критических стрел. Понять причину происходящего несложно, если разобраться в том, кто и как сегодня позволяет людям из ВПГ влиять на формирование затратной части при расчете тарифов.

Показали, где тонко

11 января руководство СКС провело пресс-конференцию, в основном посвященную новому этапу в работе компании. Было доложено о завершении оформления лицензионно-разрешительной документации, необходимой для самостоятельного проведения работ, связанных с эксплуатацией систем холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории г. о. Самара. От совместной деятельности с МП «Самараводоканал» (СВК) СКС с начала года перешли к использованию водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), поставке услуг абонентам и сбору платежей собственными силами. В ходе пресс-конференции прозвучали планы направить на реконструкцию и ремонт арендуемого имущества в 2013 г. около 400 млн р. В завершение ситуация с водоснабжением и водоотведением в Самаре в первые дни января была охарактеризована как стабильная.

Однако последующие дни продемонстрировали, что водоводы, обслуживаемые СКС, как будто кто-то сглазил. 22 января в Самаре случилась авария на водоводе СКС диаметром 900 мм в районе входа в парким. Ю.А. Гагарина со стороны ул. Советской Армии. Первоначально в работе по устранению последствий аварии участвовали бригады МП «Инженерные системы», а специалисты СКС подъехали позднее для определения места утечки. В этой связи возникла версия, что в СКС не сразу сориентировались в ситуации и допустили ряд просчетов в ходе ликвидации аварии. Хотя именно эта компания с 1 января несет ответственность за содержание арендуемого водовода в надлежащем состоянии.

24 января произошла крупная авария на водоводе диаметром 900 мм на Московском шоссе, из-за чего движение по одной из двух главных транспортных артерий города оказалось парализованным на несколько часов. Полностью восстановить его удалось только к вечеру 25 января. Официальная причина утечки — порыв водовода на стыке в водопроводной камере. Не далее как в сентябре 2012 г. на данном участке якобы велись профилактические работы.

Следующая авария произошла в Самаре в ночь на 30 января по ул. Гая. Она привела уже к отключению потребителей — семи многоквартирных домов. Ремонт порыва трубы ХВС диаметром 300 мм вновь затянулся. К утру течь усилилась, вода залила проезжую часть, что привело к ограничению движения автотранспорта. Всего во второй половине января в Самаре, по некоторым данным, было зафиксировано около 30 порывов водоводов. Трубы продолжали рваться и в начале февраля.

Странная однобокость

Интересно, что в комментариях по поводу аварий в самарских СМИ акцент делался на принадлежность СКС к ГК «Ренова» и ее основателю Виктору Вексельбергу. Так, газета «Коммерсантъ Волга» в №14 (5043) от 26 января 2013 г. напомнила, что СКС являются стопроцентной «дочкой» ООО «Волжские коммунальные сие темы» (ВоКС) входящего в федеральный холдинг РКС, аффилированный ГК «Ренова». При этом из внимания было упущено то, что еще в сентябре 2012 г. доля ВоКС в уставном капитале СКС уменьшилась до 95%, а 5% было передано созданной накануне фирме ООО «СетиСтрой», по всей вероятности, учрежденной менеджерами ВПГ (см. «Хронограф» №43 (442) от 10.12.12). Впрочем, не заметить присутствия нового лица в капитале СКС немудрено, ведь о факте изменения состава участников арендатора ВКХ Самары официальные представители СКС до сих пор предпочитают не распространяться.

Примечателен и комментарий по поводу аварии на ул. Гая, размещенный 30 января на информационном портале телерадиокомпании (ТРК) «Терра» (ОАО «ТРК «Терра»). «Напомним, с 1 января самарский водопровод и канализацию контролирует компания «Самарские коммунальные системы», которая входит в состав крупнейшего частного оператора в сфере ЖКХ ОАО «Российские коммунальные системы». Его бенефициаром является бизнесмен Виктор Вексельберг», — сообщило подконтрольное ВПГ ОАО «ТРК «Терра». При этом почему-то был опущен тот факт, что функции оперативного управления СКС, а значит, и контроля над состоянием арендуемого имущества, сосредоточены в руках Ивана Ефанова. У Ефанова имеется достаточно поводов проявить участие к интересам ВПГ в поставках воды потребителям областного центра. До назначения в СКС он занимал влиятельные должности в подконтрольных ВПГ компаниях. Он входил в состав совета директоров ОАО «Тольяттигаз», был заместителем генерального директора ООО «Средневолжская компания» (СВГК) по правовым вопросам (см. «Хронограф» №43 (442) от 10.12.12). С учетом этого возникло впечатление, что освещение темы январских порывов с информотсылками к ГК «Ренова» и Вексельбергу может быть выгодно в первую очередь тем, кто заботится об интересах ВПГ.

Случай для укрепления в сознании людей мифа о полном подчинении СКС воле Москвы представился действительно удобный. Поднятый шум проходит под аккомпанемент следующих одна за другой аварий. Можно предположить, что использование такого приема позволяет достичь сразу несколько целей. Первая — могла бы способствовать уводу ответственности за происходящее от Ефанова. Вторая, и она же стратегическая, -отвлечь внимание от более приоритетных задач, решаемых сейчас руководителем СКС. Причем, вероятно, более важных, чем профилактика аварий на водоводах. Иначе говоря, кем-то может двигать желание завуалировать протекающие в данный момент в СКС процессы.

По одной из версий, они касаются хода договорной кампании с подрядчиками, которым предстоит провести ремонт и реконструкцию арендуемого имущества. В частности, потоки собираемых с потребителей СКС денежных средств могут быть перенаправлены в пользу совсем не тех исполнителей мероприятии инвестпрограммы, что были определены первоначально. Учитывая неопределенность механизмов контроля над достижением СКС показателей качества работы (снижение аварийности, засоров и т. д.) за три предстоящих года, а также нюансы договора аренды муниципального имущества (см. «Хронограф» №32 (431) от 24.09.12), модернизация ВКХ при таких условиях может сулить подрядчикам немалую выгоду. Но существует версия о наличии другого мотива, который не противоречит уже озвученному.

Последний компонент

Анализируя причины неравнодушия зависимых от ВПГ людей к арендуемым СКС активам, уместно привести и другую, менее популярную, но весьма злободневную версию. Здесь невольно вспоминается позиция экс-мэра Самары Виктора Тархова, высказанная им в выпуске №31 интернет-программы «По душам и без купюр» (подготовлена реготделением политической партии «Родина: здравый смысл» в Самарской обл. – Прим. авт.) 25 сентября 2010 г., т. е. за две недели до выборов нового главы города. «У нас главная электротеплогенерирующая компания — это Волжская ТГК, — заявил в этой передаче Тархов. — ТЭЦ, ГРЭС — все им принадлежит. У них в одной руке газ — топливо; в другой — электрические и тепловые мощности. И нет одной компоненты — нет воды. Вода дяденькина, т. е. наша муниципальная, от самарского водоканала. Это схема, которая сложилась десятилетиями. Если только передать последний компонент в состав вот этой ТГК, то я, как инженер, вам заявляю, что в себестоимости энергии больше в этой области и в этом городе никто не разберется. Я на их месте вам так мозги запудрю, что вы никогда концов не найдете».

В качестве примера Тархов привел случай в Тольятти, где к тому времени процесс вывода водоканала из-под муниципальной власти был начат еще при мэре Анатолии Пушкове. «Что произошло в г. Тольятти за последние четыре месяца — при послушном мэре господине Пушкове? Муниципальное предприятие «Водоканал» в Тольятти вдруг акционировалось и вдруг приватизировалось — за четыре месяца», — сообщил Тархов в той же передаче. Здесь следует уточнить, что муниципальный водоканал в Тольятти, о котором говорил Тархов, на тот момент входил в состав имущественного комплекса МУП «ПО КХ г. о. Тольятти». Как раз за четыре с небольшим месяца до этого интервью МУП «ПО КХ г. о. Тольятти» возглавил Александр Тарасов — менеджер из Самары, хорошо знакомый управляющему директору ООО «Управляющая холдинговая компания «Волгопромгаз» Анатолию Афанасьеву. Официально о создании ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти» и передаче ему в обмен на акции имущественного комплекса властями Тольятти было заявлено примерно через месяц после этого интервью Тархова. Но еще позже было официально озвучено решение о передаче этого имущества в аренду ООО «ВоКС», которое также с момента создания возглавил Тарасов. Ни о какой экспансии ГК «Ренова» в коммунальный сектор Самарской обл. на момент интервью Тархова никто еще речи не вел. При этом Тархова нельзя было назвать человеком, который не был проинформирован о планах и задачах ВПГ. Он также хорошо был осведомлен о тех людях, которые в разной степени находились в зависимости от ВПГ. Сказанное Тарховым еще в сентябре 2010 г. имеет высокую актуальность и сегодня.

Внедренный менеджмент

Если применить смысл сказанного Тарховым к сегодняшней ситуации, то можно отметить следующее. Уступив формальный контроль над ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК) КЭС-холдингу и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ВПГ, тем не менее, сохранил возможность влиять на отдельные действия руководства теплогенерирующей компании. Напомним, что формирование ВоТГК с 2006 г. по 2008 г. шло по проекту, который был разработан еще в 2005 г. руководством управляющей компании ОАО «СМУЭК» (объединяла ОАО «Самараэнерго», ОАО «Саратовэнерго», ОАО «Ульяновскэнерго»). Создателем СМУЭК был один из основных бенефициаров ВПГ Владимир Аветисян. После перехода Аветисяна в РАО «ЕЭС России» СМУЭК возглавил его преемник Василий Никонов. Никонов был первым директором ВоТГК, ровно до того момента, когда компания формально перешла под контроль КЭС-Холдинга. Однако за время работы ВоТГК под началом Никонова на большинство ключевых позиций компании было назначено большое количество менеджеров, которые в разной степени ранее зависели от деятельности ВПГ. Таковым можно считать нынешнего директора Самарского филиала ОАО «ВоТГК» Владимира Дикопа. Под началом Аветисяна он с 2001 г. работал в ОАО «СМУЭК» в должности технического директора.

Никонов же до сих пор является членом совета директоров ВоТГК. Он вошел в него в качестве представителя Министерства энергетики РФ (директор департамента развития энергетики Минэнерго РФ). В 2012 г. Никонов покинул Минэнерго РФ, однако из совета директоров ВоТГК не вышел. Следовательно, сохранил за собой возможность влиять на решения совета директоров, в т. ч. и на ключевые. Один из таких вопросов был рассмотрен на совете директоров ВоТГК 8 ноября 2012 г. Решался важный для ВПГ вопрос — перспектива перехода ВоТГК на оптовые поставки газа сроком до 2030 г. через компанию ЗАО «СЛ-Трейдинг». В итоге совету директоров при минимально возможном кворуме удалось провести решение, которое могло бы позволить в качестве переходного периода вплоть до 2016 г. сохранить прежнюю систему поставки газа на генерирующие объекты ВоТГК (см. «Хронограф» №39 (438) от 12.11.12). Подобное положение вещей можно было расценить как наиболее выгодное, в первую очередь для ВПГ. Так, например, на протяжении уже более 15 лет поставки почти для всех ТЭЦ на территории Самарской обл. осуществляются через зависимые от ВПГ газораспределительные и газотранспортирующие компании. ВПГ контролирует деятельность ОАО «Самарагаз», ООО «СВГК», ОАО «Тольяттигаз». Эти и ряд их дочерних компаний контролируют почти весь рынок транспортировки газа по сетям среднего и низкого давления конечным потребителям на территории Самарской обл.

Основная же выгода происходит из нюансов договоров поставки газа на объекты ВоТГК в Самарской обл., заключенных между ООО «Газпроммежрегионгаз Самара» (ГМС) во главе с Андреем Кисловым и посредником в лице транспортировщика газа ООО «СВГК». ВоТГК платит деньги за газ в адрес ГМС, а он, в свою очередь, рассчитывается с СВГК. В 2012 г. за право заключить долгосрочный договор поставки газа на ВоТГК, ежегодно покрывающий большую часть потребностей общества в топливе, развернулась весьма мотивированная борьба (см. «Хронограф» №45 (444) от 24.12.12 и №3 (447) от 4.02.13). В случае возникновения определенных обстоятельств лоббисты ВПГ могли найти возможность ее проиграть. В этой связи было бы вполне логично, что они параллельно могли бы озаботиться поиском альтернативы. Например, в виде поставки воды.

Однако возможности Кислова не ограничиваются только лишь этой функцией, выгодной для ВПГ. С одной стороны, Кислов — менеджер Газпрома, с другой — бенефициар ЗАО АКБ «Газбанк», который считается ключевым финансовым оператором бизнеса ВПГ. Кислов, как гендиректор ГМС, имеет полномочия заключать с газотранспортирующими компаниями региона, помимо всего прочего, еще и договоры на поставку газа «на технологические нужды и потери». По закону газотранспортирующая организация имеет право включать свои расходы на оплату газа «на технологические нужды и потери» в расчет своего тарифа. Расчет количества газа «на технологические нужды и потери» осуществляется по методике, утвержденной правительством РФ. Однако параметры, которые используются этой методикой расчета, вносятся уже самой компанией. Впрочем, газовая компания может не только заявлять размер своих технологических потерь для включения их в тариф, но и существенно влиять на размер самих потерь в реальном виде. Т. е. в тариф могут быть включены потери, рассчитанные теоретически, но в реальности эти потери могут быть значительно меньше. В этом случае газовая компания может получить никем не контролируемый извне дополнительный доход. Знать реальный расход компании на технологические потери может только вторая сторона -участник договора на поставку газа «на технологические нужды и потери». В случае с газовыми компаниями ВПГ это ГМС, возглавляемый Кисловым.

По аналогичной схеме строится работа компаний, которые занимаются транспортировкой тепла от ВоТГК конечным потребителям. Там тоже существует возможность включать в расчет тарифа на транспортировку тепла расходы на технологические потери. Одним из крупнейших транспортировщиков тепла в Самаре является ЗАО «ПТС», которое также находится в зависимости от ВПГ. «В настоящее время в эксплуатации предприятия находится 278,7 км тепловых внутри-квартальных сетей, включающих трубопроводы теплоснабжения и горячего водоснабжения диаметром от 57 мм до 530 мм, тепловые камеры, насосные станции и центральные тепловые пункты с соответствующим оборудованием», — говорится на официальном сайте ЗАО «ПТС». Генеральным директором ЗАО «ПТС» является Сергей Алехин, депутат Думы г. о. Самара.

Системный охват

До последнего времени подготовкой и поставкой холодной воды на объекты ВоТГК в Самаре в рамках договоров занималось МП «Самараводоканал». В Тольятти эти функции выполняло МУП «ПО КХ г. о. Тольятти» и водозабор ОАО «АВТОВАЗ». Теперь, когда функции продавца добываемой с использованием муниципального имущества воды перешли к частным коммерческим структурам (к СКС в Самаре и ВоКС в Тольятти), им, судя по всему, пришлось заново оформлять отношения с ВоТГК. Причем после произошедших кадровых изменений в структурах, эксплуатирующих водоканалы Самары и Тольятти, по обе стороны этих договорных отношений могли оказаться лица, работавшие ранее на ВПГ.

По оценке наблюдателей, у СКС и ВоКС появилась уникальная возможность организовать схему поставок воды ее основному потребителю так же, как организовал поставки газа на ВоТГК ГМС. В этой связи существует предположение, что на пути движения воды с насосно- фильтровальных станций, эксплуатируемых СКС и ВоКС к ТЭЦ ВоТГК, может появиться посредник. Не исключено, что роль такого транспортировщика может взять на себя вышеупомянутое ООО «СетиСтрой» (СС). Основной вид деятельности данной организации, по классификации ОК-ВЭД, — обеспечение работоспособности тепловых сетей, которые, естественно, не будут работать в отсутствие внутри них воды. Кроме того, наличие СС может сделать гипотетическую цепочку «поставщик — транспортировщик» закольцованной. Напомним, что скромный размер доли СС в уставном капитале СКС не должен вводить в заблуждение опытных юристов, т. к. при случае «миноритарий», скорее всего, может суметь найти способ диктовать условия основному собственнику в лице ВоКС. На этом фоне о каком влиянии РКС здесь может идти речь.

Единственное, что играет сейчас против планов развития СКС и ВоКС по такому гипотетическому сценарию, — время, которого остается все меньше. Недавно губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин на встрече с тольяттинской общественностью рассказал об опыте Саранска, где местный водоканал забрали в областную собственность. На прошлой неделе о возможности возврата госконтроля над СВК заговорили уже местные СМИ. Ожидается, что при необходимости повод прекратить договор аренды муниципального имущества с СКС найдется очень быстро. Подобная участь вполне может ожидать и ВоКС в Тольятти.

На момент сдачи номера в ВоТГК и СКС тему заключения договоров поставки воды не комментировали.

Между тем система формирования затратной части для расчета и утверждения тарифов поставщикам и транспортировщикам энергоресурсов в Самарской обл. складывалась годами. Все это время основными модераторами процессов во всех направлениях традиционной энергетики региона были люди, знакомые с ВПГ. Рычаги воздействия у них сегодня имеются почти во всех сферах управления регионом. Система способна приносить значительный доход ее бенефициарам. Следовательно, они максимально заинтересованы в ее защите и сохранении. В бытность правления предыдущего губернатора степень защищенности и влияния этой системы только усилилась.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.