Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (446) | 28 января 2013г.
 

Денис Дороднов:

Инвестиции в покупку дорожной техники оправданы

Илья Ширтанов

Около месяца прошло с момента подписания муниципальных контрактов на содержание и обслуживание магистральных и внутриквартальных дорог г. Тольятти. Сегодня у городских властей уже имеется целый ряд претензий к новым участникам дорожных работ. И это несмотря на то, что губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН выдвигает достаточно серьезные требования к дорожным компаниям. Однако исполнение Федерального закона №94-ФЗ приводит к тому, что зачастую контракты по ключевым для городской жизни направлениям приходится заключать с ненадежными контрагентами. О ситуации в сфере содержания и обслуживания дорог Тольятти, об особенностях функционирования данной отрасли корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор ЗАО «ЭкоСфера» Денис ДОРОДНОВ.

- Денис Викторович, по сравнению с устоявшейся практикой последний тендер на право выполнять работы по содержанию дорог можно считать неординарным. Один из подрядчиков, заключивший контракты на содержание внутриквартальных территорий, уже подвергся критике со стороны мэра Тольятти. Вы можете дать оценку и прогноз по ситуации на 2013 г.?

- Наша компания достаточно давно оказывает муниципалитету услуги по содержанию автомобильных дорог. В 2009 г. мы приступили к выполнению работ по обслуживанию магистралей в Центральном р-не г. Тольятти. Поэтому я полагаю, что у нас достаточно опыта для сохранения позиций на данном рынке услуг. В 2013 г. картина действительно несколько обновилась. Сложившийся за последние годы пул участников рынка претерпел изменения. Это, в свою очередь, еще раз говорит о малопредсказуемости конкурсной системы. Хорошо это или плохо, можно будет судить ближе к окончанию сроков исполнения контрактов, хотя некоторые отзывы можно слышать уже сейчас. Могу сказать, что с января этого года мы получили право обслуживать магистральные дороги еще и Комсомольского р-на. Ресурсов у нас хватит. На мой взгляд, наверное, было бы правильнее передавать обслуживание магистральных и внутриквартальных дорог одной организации. Понятно, что эти объекты находятся в ведомстве разных департаментов. Но жители города, когда говорят о том, что «дороги не чистят», как правило не разделяют их по подведомственности или еще по каким-то признакам.

А укрупнение лотов может позволить еще на стадии тендера отсеивать фирмы, не обладающие достаточной базой для надлежащего исполнения контракта.

- По вашим словам, ЭкоСфера заключила свой первый контракт на содержание дорог в 2009 г., тем самым изменив ситуацию на рынке. Что позволило расширить сферу деятельности компании?

- Некоторые организации, даже с большим опытом работы, вынуждены покидать рынок, поскольку не имеют возможности обновлять свой парк техники. Происходит это по разным причинам. Однако это веский повод для того, чтобы такие организации прекратили свою деятельность в этой сфере, ведь они уже не способны удовлетворять требованиям, которые предъявляет мэрия к качеству выполняемых работ. Наша компания ежегодно закупает новую технику для обслуживания дорог г. Тольятти, только в конце прошлого года и начале этого в связи с увеличением объемов работ мы закупили 10 единиц техники на общую сумму более 18 млн р. В планах — покупка техники в этом году еще на 30 млн р. При этом хочу заметить, что существующий парк ЭкоСфера формировала в 2009 г., по этому об изношенности используемой нами в данный момент техники говорить неактуально. Я считаю, мы достаточно конкурентоспособны не только на уровне обслуживания магистралей, но можем претендовать на право проведения работ по ремонту и реконструкции дорог.

- В 2013 г. ожидается увеличение поступления средств из бюджета Самарской обл. на строительство, ремонт и реконструкцию дорог. 23 января на встрече с городской общественностью Николай Меркушкин заявил, что Тольятти в этому году может получить более 1 млрд р. на ремонт дорог. Однако все понимают, что такое солидное финансирование будет сопровождаться более чем серьезным контролем со стороны властей всех уровней. Что вы думаете по этому поводу?

- Безусловно, в последние десятилетия в дорожной отрасли можно было прослеживать тенденции неэффективного использования бюджетных средств. По крайней мере, такое впечатление складывалось при поверхностном изучении ситуации. Иногда все списывалось на недобросовестность подрядчиков, иногда — на несовершенство системы дорожной отрасли. Напомню, что очень длительный период финансирование было настолько далеко от текущих потребностей, что приходилось в буквальном смысле латать дыры. Около 80% дорожного ремонта это был т. н. ямочный ремонт и ремонт картами. Соответственно, это приводило к тому, что с каждым годом износ дорожного покрытия только увеличивался, а на проведение капитального ремонта не хватало средств. Это раздражало не только горожан, но и представителей муниципальной власти. Таким образом, у дорожной отрасли сформировалось реноме «черной дыры». Необходимо понимать, что дороги в Тольятти строили в 70-е гг. прошлого века и к сегодняшнему дню истекли все сроки их эксплуатации.

Другой не менее острой проблемой является то, что, как правило, строительством дорог занимаются одни компании, а работы по содержанию выполняют другие организации. Соответственно последним нередко приходится расплачиваться за недоработки, допущенные при строительстве. Тезис о том, что компания, построившая дорогу, должна ее содержать в течение нескольких лет, уже озвучивался на различных уровнях власти.

Мы понимаем, что ситуация будет в целом меняться в связи с приходом Николая Меркушкина, и подход к содержанию, строительству дорожной инфраструктуры станет принципиально иным. Поэтому я считаю, что инвестиции в покупку дорожной техники оправданы.