Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (445) | 21 января 2013г.
 

Куда потекут стоки

На рынок водоотведения Тольятти вышел новый игрок

Сейдамет Абреков

В январе появились предпосылки говорить о росте тарифов отдельных компаний г. о. Тольятти на водоотведение и водоотчистку. Прежде всего это может касаться ООО «Автоград-Водоканал», поскольку компания переходит от ОАО «АВТОВАЗ» к ГК «Ростехнологий». Автоград-Водоканал занимается водоотведением на территории Автозаводского р-на г. о. Тольятти, владеет очистными сооружениями.

Клубок вазовских проблем

Исторически система водоотведения и очистки сточных вод в Тольятти эксплуатируется несколькими организациями. В программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. о. Тольятти на период до 2015 г. на этот счет говорится: «Очистные сооружения канализации в Автозаводском р-не эксплуатируются ООО «Автоград-Водоканал». Транспортировка стоков осуществляется ОАО «ТЕВИС». В Центральном, Комсомольском р-нах и пос. Поволжском ООО «Волжские коммунальные системы» транспортирует стоки на очистные сооружения ЗАО «Тольяттисинтез» и ОАО «Тольяттиазот».

Примечательно, что 13 декабря 2012 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) раскрыла информацию об удовлетворении ходатайства ГК «Ростехнологии» о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО «Автоград-Водоканал». На данный момент «Автоград-Водоканал», созданный в ноябре 2011 г., принадлежит ОАО «АВТОВАЗ». Таким образом, с переходом права собственности на ООО «Автоград-Водоканал» от АВТОВАЗа к Ростехнологиям на рынке водоотведения и водоочистки г. о. Тольятти появится новый игрок. Нелишне будет напомнить, что собственником ОАО «ТЕВИС», по чьим сетям транспортируются стоки на очистные сооружения ООО «Автоград-Водоканал», является ООО «РТ-Энергоэффективность», которое, в свою очередь, принадлежит ГК «Ростехнологии». Таким образом, в ближайшее время система поставки воды и очистки стоков Автозаводского р-на г. Тольятти будет контролироваться одной группой лиц.

Что касается собственно очистных сооружений Автозаводского р-на, принадлежащих ООО «Автоград-Водоканал», то они, в частности, состоят из двух районных насосных станций (РНС-1 и РНС-2), расположенных в северной промышленной зоне, с общей производительностью 290 тыс. куб. м в сутки. Прием неочищенных стоков осуществляется через напорный коллектор (из северной промзоны в с. Васильевка), отвод очищенных стоков по отводному коллектору (с. Васильевка — с. Федоровка).

«Основной проблемой для всей системы водоотведения и очистки сточных вод является значительная загруженность производственных мощностей. ...В результате сложившейся ситуации, в целях недопущения затопления площадей ОАО «АВТОВАЗ» и переполнения приемных резервуаров насосных станций, дождевые сточные воды частично сбрасываются в Куйбышевское водохранилище без очистки. Кроме этого, в настоящее время прекращены подключения новых потребителей, которые привели бы к дополнительному увеличению нагрузок на системы очистки сточных вод», — сообщают авторы программы комплексного развития по поводу ситуации с водоочисткой в Автозаводском р-не Тольятти.

Очистные сооружения Автозаводского р-на были построены в 1969 г. Проектный срок эксплуатации составляет 39 лет (до 2008 г.). В результате физического старения и износа основного оборудования и трубопроводов снижается надежность очистки сточных вод.

Система водоочистки г. о. Тольятти нуждается в модернизации
Система водоочистки г. о. Тольятти нуждается в модернизации

Кроме того, в Автозаводском р-не необходимо проектирование и строительство очистных сооружений дождевых сточных вод. «В сложившихся условиях система очистки стоков является не только препятствием на пути развития г. о. Тольятти, в т. ч. в сфере жилищного строительства, но и потенциальным источником экологических загрязнений», — полагают разработчики программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Тольятти.

Подключили министра

Бытовые и производственные сточные воды от потребителей Центрального р-на Тольятти поступают на очистные сооружения ЗАО «Тольяттисинтез» проектной производительностью 164,8 тыс. куб. м в сутки. Особенность очистных сооружений ЗАО «Тольяттисинтез» — это то, что технологический процесс предприятия по производству каучуков предусматривает большой водооборот. Поэтому в свое время было вполне логичным, что очистные сооружения были закреплены за предшественниками Тольяттисинтеза. Данные очистные сооружения обслуживают и другие промышленные предприятия северного промышленного узла Тольятти, а также жилой массив Центрального р-на Тольятти. Подобная структура загрузки позволяет формировать для населения один из самых низких тарифов по региону. Фактическая нагрузка на очистные сооружения Тольяттисинтеза составила 99,4 тыс. куб. м в сутки, в т. ч. от населения 46,9 тыс. куб. м в сутки. Более того, очистные сооружения Тольяттисинтеза имеют возможность дополнительной загрузки, по целому ряду показатель качества очистки превосходит требования Росприроднадзора.

Проектная производительность очистных сооружений канализации ОАО «Тольяттиазот», очищающих сточные воды Комсомольского р-на, составляет 104 тыс. куб. м в сутки. Потребляемая нагрузка на данные сооружения по итогам 2007 г. составила 80 тыс. куб. м в сутки. Таким образом, ситуацию с водоотведением и водоочисткой на территории Центрального и Комсомольске р-нов можно назвать более благоприятной, нежели в Автозаводском р-не, а потому какие-либо перемены с появлением на тольяттинском рынке услуг по водоотведению и водоочистке нового игрока не приведут здесь ни к чему перспективному.

Нелишне будет также напомнить, что сегодня на базе ЗАО «Тольяттисинтез» при поддержке правительства Самарской обл. начата реализация проекта создания индустриального парка нефтехимического профиля (см. «Хронограф» №41 (440) от 26.11.12). Для потенциальных резидентов выделены 70 га. Очевидно, что появление на этой площадке новых производств даст толчок новому развитию очистных сооружений Тольяттисинтеза. Этот вопрос уже обсуждался в ноябре 2012 г. на рабочей группе по созданию химпарка с участием министра промышленности и технологий Самарской обл. Сергея Безрукова.

Тариф прежде всего

Среди всех компаний Самарской обл., занимающихся водоотведением и водоочисткой, тариф у ЗАО «Тольяттисинтез» один из самых низких в области. Действующий тариф — 5,09 р./куб. м. Фактически предприятие очищает стоки по себестоимости, а реконструкцию проводит на собственные средства.

До последнего времени городская власть очень удачно для себя использовала сложившуюся практику, но в долгосрочной перспективе такой подход может иметь негативные последствия для города. Известно, что Тольяттисинтез наряду с проектом реконструкции собственных очистных рассматривает и вариант строительства новых локальных очистных, которые будут очищать только производственные стоки. В этом случае у города окажется полуразрушенный комплекс очистных, который потребует очень серьезных вливаний в реконструкцию. Логично было бы уже сейчас включать в тариф более серьезную инвестиционную составляющую.

С другой стороны, выгоду от низкого действующего тарифа получает население Центрального р-на Тольятти, поскольку стоки от жилого массива этого района направляются на очистные Тольяттисинтеза. Поэтому идею о том, что часть стоков Центрального и Комсомольского р-нов необходимо перенаправить на очистные сооружения Автоград-Водоканала стоит назвать неконструктивной. В т. ч. и потому, что транспортировка стоков из одного района в другой может оказаться дорогостоящим и трудоемким мероприятием. Для этого потребуется увеличить мощность очистных примерно в 1,7 раза (с учетом объемов стоков Центрального и Комсомольского р-нов).

Что касается тарифов Автоград-Водоканала, то и сегодня, т. е. до того, как окончательно закончился процесс передачи компании от АВТОВАЗа в пользу Ростехнологии, его нельзя назвать низким. У Автоград-Водоканала действует тариф 6,07 р./куб. м. Но, как показывает практика, в результате разнообразных преобразований и реформ тарифы у компаний коммунального сектора только повышаются. Очевидно, что подобное легко может произойти и в случае с Автоград-Водоканалом.

Поэтому уже сегодня можно говорить о том, что дальнейшая модернизация комплекса очистных сооружений г. о. Тольятти, скорее всего, может пойти по двум сценариям. Вполне возможно, что уже новый собственник т. н. вазовских очистных будет пытаться на основе этого актива создать монополию, т. е. получить под свой контроль другие очистные сооружения, чтобы, например, распространить свой высокий тариф на другие территории. В ином же случае именно на этого собственника может лечь бремя инвестирования в модернизацию очистных сооружений Автоград-Водоканала.

Второй сценарий — более благоприятный для Тольятти — предполагает сохранение сегодняшней конфигурации, но с упором на то, что существующие очистные сооружения будут модернизироваться. Тем более что существует пример ЗАО «Тольяттинсинтез», который, в т. ч. за счет собственных инвестиций и сотрудничества с областным профильным министерством, делает вполне конкретные шаги в этом направлении. Очевидно, что сегодня необходимы аналогичные решения от нового собственника очистных сооружений Автозаводского р-на.