12 октября Ассоциация европейского бизнеса в РФ опубликовала итоги продаж новых иномарок на российском рынке по результатам работы первых 9 месяцев 2006 г. За указанный период времени в России было продано 685,759 тыс. иномарок. Это на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сказано в материалах отчета. Лидером роста (161%) среди наиболее продаваемых иномарок стали автомобили корейского концерна KIA Motors Corp. Как отмечают наблюдатели, существенный рост продаж автомобилей KIA совпал с приходом на пост генерального директора компании SOKIA, официального дистрибьютора KIA Motors Corp. в России, Сергея ШАБАНОВА, вице-президента Группы «СОК». Возглавляемая им команда менеджеров сумела достаточно эффективно использовать потенциал всего спектра конкурентных преимуществ автомобилей KIA при завоевании российского рынка.
С января по сентябрь включительно в России было продано 685759 автомобилей иностранных марок. Как сообщается в аналитических материалах Ассоциации европейского бизнеса в РФ, это на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По объему продаж в лидерах — автомобили Chevrolet (продано 77334 иномарки с учетом продукции ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ»). На втором месте — Hyundai (продано 69204 автомобиля). Далее в порядке убывания десятка лидеров выглядит так: Ford -68245 шт., Toyota — 68133 шт., Mitsubishi — 51706 шт., Daewoo -50709 шт., Nissan — 50551 шт., Renault — 48818 шт., KIA — 44080 шт., Mazda — 23646 шт. Однако если эту группу лидеров ранжировать по такому динамическому показателю, как рост объема продаж, то первое и второе места займут марки Renault и KIA. Рост продаж по этим маркам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 163% и 161% соответственно. Это дает основания считать объемы продаж Renault и KIA феноменом текущего года. Французские достижения в росте объясняются интенсивной работой Renault в СП ЗАО «Автофрамос» (г. Москва). Его главной ударной силой на российском рынке стал собираемый на СП Renault Logan. Но следует учесть, что этот автомобиль класса В (возможно ВС) продается почти по цене KIA Spectra — $12 699. Однако Spectra имеет более широкий набор опций и находится на грани класса CD. А это говорит об имеющемся потенциале дополнительного роста спроса на KIA Spectra по сравнению с Renault Logan. | | Что касается лидирующих позиций Chevrolet, занимаемых на сегодняшний день, то они легко объясняются работой ЗАО «Джи Эм -АВТОВАЗ», а также массовым ввозом на рынок новой модели класса ВС Chevrolet Lanos производства ЗАО «ЗАЗ». Однако стоит отметить, что планы по запуску KIA Sorento могут значительно снизить перспективы сбыта Chevrolet Niva. Дело в том, что по классу KIA Sorento близок к внедорожникам Mercedes М-класса. В то же время по цене при удачной локализации KIA Sorento вполне может попасть в нишу УАЗ Patriot, которая ненамного превышает цену на морально стареющую Chevrolet Niva. Большие объемы сбыта при достаточно хорошей динамике (рост 83%) у американского Ford объясняются в первую очередь устойчивым спросом на Ford Focus. Эта модель наряду с Mitsubishi Lancer являет пример эффективной маркетинговой политики. При относительно высоких ценах (от $14110 при двигателе 1,6 л и минимальном наборе опций) эти автомобили имеют хороший сбыт. Хотя уже совсем скоро основным конкурентом для Ford может стать KIA Rio, выпуск которой планируется запустить в декабре текущего года на ОАО «ИжАвто» (входит в Группу «СОК»). Несмотря на то что эта серия относится к классу ВС, она занимает более низкую ценовую нишу и в новых разработках демонстрирует тенденцию к повышению класса. Эти машины, так же как и Focus, покупают исходя из соображений приобретения более высококлассного автомобиля по доступной цене. Насколько долго Ford, с учетом ижевских перспектив KIA, сможет держать инициативу на рынке при необходимости обновления модельного ряда, прогнозировать достаточно сложно. Следующие две позиции занимают японские производители. Toyota продолжает разрабатывать старый модельный ряд, не шокируя покупателей неожиданными ходами. Предприятие имеет устойчивый сбыт и не слишком стремительную динамику (всего 50%). | | Но у Mitsubishi достижения еще скромнее (рост продаж составил 32%). Хотя популярность Mitsubishi Lancer растет. Однако эта модель имеет прямого конкурента в виде KIA Spectra. Главное преимущество Spectra в том, что она имеет значительно более низкую цену и менее затратна в обслуживании. Lancer Sedan с двигателем 1,6 л стоит от $15790 (опять же при минимальном наборе опций). Сложнее всего определить позиции на рынке Daewoo. Сегодня под этой маркой продаются автомобили узбекской сборки Daewoo Matiz (класс А) и Daewoo Nexia (класс С), являющийся корейским аналогом старинного Opel Cadet. По цене Nexia (от $10 500) вполне может соперничать с Lada 110. Однако до вазовских показателей сбыта этому автомобилю далеко. К тому же он слишком долго присутствует на рынке без изменений. Машины же класса А в России покупают обычно те, кто не может купить автомобиль больших размеров. Nissan, так же как и Toyota, относится к стабильно работающим брендам. Точно так же Nissan выбирает нишу иномарок, из которой пытаются выйти корейские производители, создавая более дешевые автомобили. Примечательно, что последнюю позицию в рейтинге десяти самых продаваемых в России иномарок занимает Mazda, продающая почти в два раза меньше автомобилей, чем KIA. Стоит отметить, что Mazda, как и Honda, продвинулась на рынке за счет автомобилей класса D -Mazda 6 и Honda Accord. Однако сегодня на рынок выводится новая KIA Magentis, по своим качествам близкая к вышеуказанным моделям. При этом Mazda только готовит новую «шестерку» и совсем неизвестно, как поведет себя на рынке новая Honda Accord. Таким образом, в сегменте класса D KIA имеет равные условия со своими конкурентами при значительно более низкой цене. Из всего вышеперечисленного следует, что рост продаж KIA в России объясняется удачным сочетанием таких параметров, как цена + качество, и грамотной маркетинговой политикой, проводимой новой командой менеджеров. Это как раз тот самый случай, когда менеджмент, занимающийся дистрибуцией, сумел достаточно эффективно воспользоваться потенциалом всего спектра конкурентных преимуществ автомобилей при освоении рынков сбыта. |