Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (152) | 16 октября 2006г.
 

Дмитрий Савенков:

Бюджетные вопросы должны решать профессионалы

Егор Кошеров

Проект областного бюджета, который сейчас находится на рассмотрении Самарской губернской думы, оказался предметом серьезного обсуждения тольяттинской элиты. Причиной тому стало недостаточно активное участие областных властей в привлечении межбюджетных трансфертов и инвестиций. По мнению депутата Думы городского округа Тольятти, генерального директора ЗАО «Мотор-Супер» (Группа «СОК») Дмитрия САВЕНКОВА, для существенного пополнения городской и областной казны не требуются чрезвычайные меры: достаточно эффективно использовать существующие механизмы привлечения средств.

- Дмитрий Леонидович, как вы оцениваете проект бюджета Самарской области на 2007 г. ?

- В целом бюджет стоит признать сбалансированным, несмотря на 7-миллиардный дефицит, источники погашения которого очевидны и прозрачны. Кроме того, в существующих условиях дефицит бюджета является, скорее, не проблемой, а подспорьем: это позволяет областному правительству привлекать средства путем размещения облигационных займов. Учитывая, что в прошлом году желающих приобрести долговые обязательства Самарской области оказалось вдвое больше, чем самих облигаций, а процент, выплачиваемый при погашении, был ниже процента инфляции, мы можем оценивать эту практику как положительную. Думаю, именно этого и стоило ожидать от опытных специалистов министерства управления финансами правительства Самарской области.

Однако уже при первом приближении видно, что многие возможности остались нереализованными. Например, несмотря на существование областной инвестиционной программы, реальных инвестиций привлечено крайне мало. В основном речь идет о переливании поступлений из одного бюджета в другой. Однако существующее законодательство позволяет активно привлекать частный капитал для решения задач, финансируемых из областного бюджета. В частности, это возможно в рамках приоритетных национальных проектов.

- Вы считаете национальные проекты жизнеспособной конструкцией?

- Вполне. Национальные проекты, по своей сути, носят компенсаторный характер. Мы же понимаем, что в процессе либеральных реформ социальные стандарты не соблюдались. В результате граждане недополучили положенные им блага. В рамках нацпроектов эти средства возвращаются населению, но не в денежном выражении, а в виде услуг, частично погашаемых государством ипотечных кредитов и т.п. А для местного социально ответственного бизнеса нацпроекты — это возможность увеличить свою активность. Регион при этом получает даже не двойную, а тройную пользу: за счет повышения качества жизни граждан снимается социальная напряженность, бизнес получает дополнительные возможности для развития, а следствием этого становится увеличение налогооблагаемой базы, что способствует пополнению областного бюджета.

Как известно, нацпроект «Доступное жилье» реализуется посредством федеральной целевой программы «Жилище». В соответствии с условиями программы предусматривается финансирование региональных проектов на паритетной основе: 50% изыскивает областной бюджет, 50% предоставляет федеральный центр. Единственное условие -существование одноименной региональной программы. Федеральная программа «Жилище» существует с 2002 г., однако в Самарской области привлечение денег по этой линии началось только в текущем году. До этого правом получения (а фактически возврата) средств из центра пользовались такие и без того не бедные регионы, как Татарстан.

И даже теперь, когда областная программа «Жилище» существует, регион не использует полностью ее потенциал.

Учитывая, что в областном бюджете на программу заложено 2,38 млрд. р., столько же мы могли получить и из федерального бюджета. Однако на деле привлекается вдвое меньше: всего лишь 1,2 млрд. р. Если же смотреть, сколько средств и по каким статьям должно поступить из внебюджетных источников, то становится очевидным: производственный бизнес фактически снова остается в стороне, основную прибыль получают банки. Крупнейшая доля внебюджетных средств, задействованных в областной программе «Жилище», — это не инвестиции, а деньги граждан, участвующих в ипотеке. Между тем существует масса способов возводить дома и прокладывать инженерные коммуникации на основе софинансирования со строительными организациями. В этом случае государство получило бы жилье для малообеспеченных граждан почти по себестоимости, с незначительной наценкой, а производственники имели бы увеличенный оборот и гарантированный рынок сбыта.

- Прямое привлечение инвестиций под целевые программы — это единственньш путь пополнения бюджета?

- Естественно, нет. Это хорошо видно на примере процесса выработки приоритетов в развитии налогооблагаемой базы Тольятти. Кто наблюдал за событиями, происходившими в городе в конце 90-х гг., тот помнит, что основным источником доходов тольяттинского бюджета были налоговые выплаты ОАО «АВТОВАЗ». При этом поступления от малого и среднего бизнеса практически не принимались в расчет из-за их незначительности. В то время действовали крайне выгодные для муниципалитетов Бюджетный и Налоговый кодексы, согласно которым в городской казне оставались 5% налога на добавленную стоимость, 60% налога с продаж, 50% налога на имущество предприятий. Один только налог на имущество вплоть до 2005 г. приносил бюджету около 25% всех поступлений. Соответственно, в какой-то период тольяттинский бюджет был профицитным. Казалось бы, самое время закладывать основу будущего благосостояния города, инвестировать свободные средства в создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Однако этого сделано не было. И что мы имеем в результате? А в результате мы имеем бюджет, основным источником доходов которого является налог на доходы физических лиц. Доля земельного налога, налога на вмененный доход в структуре городского бюджета ничтожно мала. Или, во всяком случае, существенно ниже, чем могла бы быть при грамотной организации работы.

 — Но в Тольятти существовала программа поддержки малого бизнеса. И средства из городского бюджета выделялись. Вот, например, в 2001 г. был создан Фонд поддержки малого предпринимательства, в который из городского бюджета было передано 8 млн. р.

- Это несерьезно. И вы, и я прекрасно помним, что это был за фонд и чем кончилась эта «поддержка». Поймите: я говорю не об эмуляции деятельности, не о бумажных отчетах, а о реальной поддержке малого и среднего бизнеса. Например, о бизнес-инкубаторе и технопарке, идея создания которых обсуждалась много лет, однако так и не была полноценно реализована. О реальной, а не показушной, ликвидации административных барьеров, о стабильно и эффективно действующем «едином окне», которым малый и средний бизнес мог бы пользоваться для оформления необходимой документации. Здравых идей много, однако реализовывать их чиновники не спешат.

Результат — дырявый бюджет, прорехи в котором заполняются с помощью продажи муниципального имущества.

- На ваш взгляд, в чем причина недостаточно эффективной деятельности составителей бюджета?

- Полагаю, главный недостаток «профессиональных чиновников» в том, что у них совершенно иная парадигма мышления. К ним никогда, по сути, не предъявлялись серьезные требования о повышении эффективности их работы. Главная цель чиновников — освоение бюджетных средств. Сколько поступит бюджетных средств, столько должно быть освоено. Это ни в коем случае не значит, что чиновники глупы. Просто перед ними всегда ставились такие задачи. И они привыкли мыслить именно в рамках этих задач.

В то же время руководитель предприятия (особенно наемный менеджер) постоянно вынужден делом подтверждать свою эффективность.

Бизнесмену необходимо постоянно маневрировать в изменяющихся условиях конкурентной среды. В случае снижения эффективности своей работы он должен уметь четко и своевременно выявлять причины этого снижения и принимать стратегические и тактические решения. Не владея этими типичными для бизнеса навыками, чиновники живут сегодняшним днем, и этот «сегодняшний день» у них длится уже 15 лет. Они не умеют зарабатывать деньги. Их позиция не так давно была отчетливо явлена на заседании городской думы: продать все, что еще имеет ликвидность, и таким образом покрыть бюджетный дефицит. Естественно, в конечном результате все это негативно отражается на интересах и Тольятти, и всего региона.

- Проще говоря, вы считаете, что составителям бюджета не помешал бы опыт руководства бизнес-структурой? Но те, кто пришел в политику из коммерции, часто воспринимаются крайне негативно. Некоторые функционеры регионального отделения партии «Единая Россия», напротив, утверждают, что бизнесменам не следует заниматься политикой...

- Я думаю, это очень справедливое суждение. И в наших позициях нет никакого противостояния. Политикой (а точнее политиканством) бизнесменам действительно заниматься ни к чему. Но в нашем случае речь идет не о политике, а об экономике в чистом виде. На какие средства будут жить город и область в будущем году? Как нам привлечь дополнительные средства, если размер бюджета не позволяет выполнить поставленные задачи полностью? Лучше бизнесмена на эти вопросы вряд ли кто-то сможет ответить.

Естественно, я говорю о настоящих бизнесменах, а не о примитивных коммерсантах, живущих по принципу «купи-продай» и не разбирающихся в тонкостях бюджетного процесса. Вполне естественно, что такие «деятели» воспринимаются негативно. Но мы — производственники, бизнесмены новой генерации; мы не участвовали в первой, второй волнах приватизации. Мы шли тем же путем, который прошли топ-менеджеры эпохи социализма: изучали предприятия с самых низших звеньев, получали образование, в теории и на практике осваивали искусство управления. О себе могу сказать, что опыт управления бизнесом неоднократно помогал мне глубже вникать в ситуации, возникающие в городской думе.

Поэтому настоящим бизнесменам с государственным мышлением не только следует, но и просто необходимо интересоваться процессами, сопровождающими формирование бюджета, а по мере возможности и участвовать в них. Бюджетные вопросы должны решать профессионалы. Настало время переходить от социально ориентированных бюджетов к бюджетам развития. Благо позиция федерального центра сейчас этому только способствует.